Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у Леса»
план-конспект занятия по окружающему миру

Трегубова Екатерина Владимировна

Конспект НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста  на тему: «В гостях у Леса»

Цель: развитие эстетического восприятия мира природы через взаимодействие окружающей действительности

Задачи:

Обучающая

-поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, обогащая активный словарь, самостоятельно конструируя слова;

- совершенствовать умение использовать разные части речи 9прилагательные к существительным) в соответствии с их значением;

- формировать развитие чувства ритма в аппликации, создавая композиции из нескольких элементов;

- создавать творческий стимул к практической самостоятельной деятельности.

Развивающая:

- представлять возможность для проявления творческих способностей детей в речевой, изобразительной, театрализованной);

 - закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах;

- развивать навык художественной речи через восприятие в сценической форме литературного произведения (сказки)

Воспитательная:

- воспитывать интерес и творчество в художественно – речевой, театрализованной и изобразительной деятельности;

- воспитывать доброе и осторожное отношение к лесу и лесным жителям;

- соблюдать элементарные правила поведения в лесу.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие социально – коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Война грибов и ягод», рассматривание плакатов и беседа о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; о правилах поведения в лесу, в природе, настольные игры «Ягоды», «грибы»; проигрывание сказки «Война грибов и ягод» с помощью настольного вязанного театра, просмотр презентаций о пожарах в лесу, о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, дидактические игры «Узнай по описанию», «Приготовь вкусное из грибов и ягод»

Методы: наглядный, словесный, практический

*Рассматривание картин, репродукций, иллюстраций из художественных книг с изображением леса, грибов, ягод;

*Изучение плаката «Поведение в природе»;

*познавательные беседы о лесе, о его растениях;

*анализ детских работ;

*исполнение игровых упражнений, дидактических и словесных игр «дары природы», «времена года», «Грибы и ягоды», «Домино», «Пазлы» и др.

* художественная литература (чтение сказок, рассказов о лесе).

Материал и оборудование:

Стол, оборудованный для показа театра; вязанный театр грибов к сказке «Война  грибов с ягодами», вязанная Сорока, плакат о правилах поведения в лесу; ширма; панно со съедобными и несъедобными грибами и ягодами; стол, оборудованный для работы с аппликацией (тарелочки с грибами – картинками и ягодами, открытки в форме банок, кастрюль, сковороды); баночки с клеем, кисточки для клея, салфетки, клеёночки, подставки для кисточек; экран для изображения Духа Леса;  запись для озвучивания диалога Леса с ребятами; звукозапись птичьих голосов; корзинка с печёными грибами и орехами (гостинцы от Леса); деревья для имитации леса (ёлочки, пеньки, муляжи грибов).

Ход занятия

-Ребята, посмотрите, как у нас в зале красиво, необычно.

Вот и гости к нам пришли. А мы с вами вежливые? Поздороваемся с гостями.

-Я думаю, ребята, у нас сегодня будет что – то необычное, даже волшебное.

Включается экран и появляется изображение оживлённого Леса. Обращение Леса к детям:

-Здравствуйте, мои маленькие друзья! Вы узнали меня? Да, это я - ваш друг – Могучий Лес. Я могу быть добрым, приветливым. Но могу и сердиться. Особенно, когда обижают мои владения.

- Ребята, как можно обидеть такой большой могучий Лес?

(засорять лес: бросать пакеты, бутылки и другой мусор; оставлять непотушенными костры; злостно вырубать деревья, разорять птичьи гнёзда; уничтожать редкие растения)

- Но мы любим лес. И никогда – никогда этого делать не будем. Правда, ребята?

- Я верю вам. Мои маленькие, друзья. Приходите ко мне всегда. Для хороших друзей мои лесные двери всегда открыты. И лесные гостинцы (грибы, ягоды, орехи) всегда приготовлены - особенно в летнее и осеннее время.

Раздаётся крик Cороки (из – за ширмы):

- Караул!  Беда! В лесу война назревает! Караул! Беда! Беда! Война начинается!

Лес:

Что? Война? Какая война? Не трещи, Сорока! Скажи толком – про какую войну ты говоришь? У меня все лесные жители живут дружно.

Сорока:

  - Вы вот тут стоите, мирно беседуете. А грибы хотят пойти войной на ягоды.

Видите ли, ягоды люди собирают, их любят, радуются, а на грибы и не смотрят. «Что мы зря старались расти? Погубим все ягоды, чтобы не загораживали нас – грибов!» - говорит гриб Боровик.

Лес:

- Ах, вот в чём дело? Так это дело поправимо. И я думаю, что помогут нам наши маленькие друзья, которые пришли к нам в гости.  

- Конечно, добрый лес. Мы готовы помочь вам. Правда, ребята? Ты только подскажи нам, что мы должны делать?

Лес:

Приведите мне главного зачинщика скандала – Боровика. Слушай внимательно, Боровик!

- Друзья, постарайтесь ответить на вопросы, которые я вам сейчас задам.

- Вы знаете, что грибы делятся на съедобные и несъедобные? Назовите съедобные. (Боровик, подосиновик, опята, лисички, подберёзовики, сыроежки, грузди, волнушки, сморчки)

А несъедобные? (мухомор) Да он красивый. Но есть его может только мой лесной житель – лось и некоторые другие обитатели леса. А людям его есть нельзя- отравишься.

А что можно людям приготовить из грибов?

(Грибной суп, жаренные грибы, грибная икра, солёные грибы с картошкой, солянка грибная)

Лес:

-Хорошо, а вы знаете, что ягоды тоже нужно собирать осторожно? Они тоже делятся на съедобные и несъедобные. Назовите те ягоды, которые можно собирать.

(земляника, черника, малина, брусника, клюква).

- Нельзя рвать ягоды ландыша, вороний глаз. От них можно сильно отравиться.

- Что можно приготовить из ягод вкусного?

(компот, варенье, джем, желе).

Лес:

- А когда поспевают ягоды?

(земляника, черника, малина, брусника – летом, клюква ближе к осени).

- А когда появляются грибы?

(ранней весной – сморчки,  а другие грибы растут летом и осенью до первых заморозков)

-Значит, грибы можно собирать и весной, и летом, и осенью.

А ягоды только летом.

Вот поэтому люди и спешат собрать вначале ягоды, но и грибы не обижают. Если вместе с ягодой попадётся гриб – люди не оставят его – возьмут с собой.

Воспитатель:

- А наши дети готовы показать вам, что люди любят одинаково и грибы и ягоды. Сейчас мы могли бы сделать красивые открытки с изображением грибов и ягод и подарить их лесным жителям. Правда, ребята? Вот только нам нужен специальный материал: цветная бумага, клей. 

 Сорока:

- Ради мира в лесу я готова поделиться своей лесной мастерской. Вон она замаскирована зелёным покрывалом. Там вы и найдёте всё, что вам нужно для работы.  

Воспитатель:

- Спасибо, Сорока.

-Ребята, посмотрите, сколько тут интересного материала у Сороки!  Я так понимаю, что из этих заготовок можно сделать открытки с ягодными лакомствами. Какие? (варенье из земляники, компот из малины, желе из черники, морс – из клюквы.  Хорошо!  А вот на этом столе – можно сделать открытки с грибными вкусностями. Какие? (грибной суп, засолить грибы в банки, икра грибная, грибы жареные ).  Вы должны выбрать сами, какую открытку будите создавать. Воспитатель по очереди спрашивает, кто, что будет делать. Но мы не должны забывать правильно пользоваться клеем, кисточкой и салфеткой, чтобы открытки получились красивые. Все готовы. Тогда приступим.

После окончания работы, дети рассматривают открытки. Каждый говорит, что у него получилось.   (У меня компот малиновый. У меня клюквенный морс. У меня земляничное варенье. У меня желе из черники.

А у мальчиков, что получилось?  (У меня суп грибной. У меня икра грибная. У меня солёные грибы. У меня грибы жаренные.)

Работы вывешиваются на ширму, где сидит сорока.  

Воспитатель:

- Ну вот, теперь я думаю, что и грибы будут довольны, и ягоды не обидятся. Наши ребята дарят вам эти открытки, лесные жители.  В этих открытках – вся детская любовь.

А ты, гриб – Боровик – доволен нашими открытками?

Боровик:

-Вполне. Какие мы красивые вышли на открытках. Я даже и не предполагал, что мы такие красивые. Спасибо, ребята.

Воспитатель обращается к лесу:

- А знаешь, добрый лес, мы знаем сказку, где грибы уже хотели пойти войной на ягоды, но вот что вышло из этого… Мы сейчас с ребятами покажем.  

Дети по очереди берут грибы и ведут диалог по мотивам сказки «Война грибов с ягодами».  

Воспитатель начинает:

Однажды летом уродилось в лесу много ягод: земляники, черники, малины, брусники. Люди радуются – не нарадуются. Бегут их собирать в лес, торопятся – надо бы успеть. А то у ягод век короткий.

А Боровик смотрит на людей и дуется от обиды:

(Рассказывает ребёнок в роли Боровика)

-Всю любовь людей отобрали эти ягоды. Люди их собирают, радуются, а нас не замечают. А мы, что, зря росли? Не бывать тому! мы задушим ягоды. Пойдем на них войной!

Воспитатель:

Стал Боровик подзывать к себе грибы:

- Эй, волнушки, идите воевать с ягодами!

А волнушки в ответ: (дети)

-Мы волнушки – старушки – не можем идти на войну!

Боровик:

- Эй, опёнки, собирайтесь на войну!

Опёнки (дети)

- Мы опёнки – у нас ноги очень тонки – не можем пойти на войну.

Боровик:

- Эй, сморчки, выходи на войну!

Сморчки (дети):

- Мы сморчки – старички, не годимся идти на войну.

Боровик:

Вы, груздочки, мои сыночки, идите воевать!

Грузди:  

-Мы согласны идти на войну! Вон нас сколько уродилось! Быстро ягоды сомнём!

Воспитатель:

Но тут в лес пришла Варварушка. (девочка, управляющая платочной куклой) Увидела она сколько грибов выросло – и давай их в лукошко собирать. Забрала и самого Боровика. А домой пришла и стала раскладывать грибы:

- Волнушки – в кадушки, Опёнки – в бочонки, Сморчки – в бачки, Груздочки – в  бочки. А сам Боровик повесила сушить.

воспитатель:

- На том и закончилась война. С тех пор не воюют грибы с ягодами.

 А я предлагаю, никогда ни с кем не начинать войну. Есть такая поговорка: «Лучше плохой мир, чем хорошая война! И как сказал Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

III часть Заключительная. (2 мин.)

Лес: ДАА, поучительная сказка!

Спасибо вам, друзья, что развлекли нас, подарили подарки моим лесным жителям. Ну и за то, что не допустили войны в моём лесу, помирили моих лесных жителей. В свою очередь, я хочу угостить вас лесными гостинцами. Они вон там, на пеньке, где сидит Сорока. А мне, ребята, пора обходить свои владения.

Сорока:

Угощайтесь! Угощайтесь! Вам дарит лесные гостинцы сам Дух Леса – наш хозяин. А мне тоже пора заниматься своими делами.  

Включаются птичьи голоса. Дети с благодарностью выходят из сказочного леса.

Заключительная беседа:

- Ребята, куда же мы с вами сегодня попали? (в сказочный лес).

- С кем мы там встретились? (с Лесом, Сорокой, Боровиком).

- А как нам удалось помирить лесных обитателей? (грибы и ягоды)

(сделали красивые открытки).

- Понравилось вам сказочное путешествие? А что больше всего понравилось?  

Но нам пора возвращаться. Добрый Лес щедр и красив. Скажем ему и всем жителям «Большое спасибо!»

Лес: «До свидания, друзья!

Дети с благодарностью выходят из сказочного леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у бабушки»

Тема: «В гостях у бабушки»Цель: Расширять представления детей о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади)Задачи:Образовательные:1. Дать элементарное представление о том, какую пользу при...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"

Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные»

Цель: Пополнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»Задачи: обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных. Развивать у...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:"Зимующие птицы".

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки ...

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дары деревьев».

Мероприятие поможет создать условия для экологических знаний у старших дошкольников средствами экологической тропы....

Конспект образовательной ситуации по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Есть такая профессия Эколог».

Цель:Формирование представления о профессии Эколог.Задачи:Познакомить с профессией Эколог.Рассказать о том, что профессия Эколога затрагивает все сферы жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированн...