Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дары деревьев».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юрьева Ольга Владимировна

Мероприятие поможет создать условия для экологических знаний у старших дошкольников средствами экологической тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich._tropa.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Детский сад

Конспект

НОД по окружающему миру для детей

старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дары деревьев».

                                                                  Подготовила: воспитатель

Юрьева Ольга Владимировна

2017

Цель. Создание условия для формирования экологических знаний у старших дошкольников средствами экологической тропы.

Задачи.

Обучающие: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Познакомить детей с полезными свойствами деревьев.

Развивающие: Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях деревьев. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами. Совершенствовать технику дыхательных упражнений, развивать двигательные навыки. Содействовать развитию общей выносливости.

Воспитательные:  Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к природе. Воспитывать желание познавать, ценить и беречь природу.

Методические приемы: организационный момент, вводная беседа, загадка, дыхательная гимнастика, исполнение песни, наблюдение за деревьями, дидактическая  игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья», хоровод «Ай да березка» Филлипенко, игра с преодолением препятствий «Тропинка», подведение итогов.

Оборудование и реквизиты: игрушка би – ба – бо Хрюша, корзинка, хвоя сосны, цветы и листья конского каштана, цветы липы,  веточка березы, ягоды калины.

Предполагаемый результат: дети обобщат и уточнят  знания детей о характерных особенностях деревьев, познакомятся с их полезными свойствами. У них возникнет желание познавать, ценить и беречь природу.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, знакомство с  правилами поведения на экологической тропе, разучивание песен и хороводов.

Ход занятия

Раздается стук в дверь группы.

Воспитатель.  Ребята кто – то к нам пришёл в гости. Давайте посмотрим.

Все выходят в прихожую, находят там куклу би –ба – бо Хрюши.

Хрюша. Здравствуйте, ребята! Мы с Каркушей давно хотели вас навестить. Сегодня наконец – то собрались, а у Каркуши поднялась высокая температура, и заболело горло. Я слышал, что у вас в детском саду растут лекарственные растения, которые могут помочь Каркуше быстрее выздороветь. Помогите мне, пожалуйста найти эти растения.

Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше вылечить Каркушу? Мы сейчас отправимся на прогулку, поможем Хрюше найти лекарственные растения, а заодно познакомим Хрюшу с нашим детским садом. Покажем ему, какие у нас растут деревья и кустарники и пройдем по экологической тропе. Давайте возьмем с собой  корзиночку, в которую соберем растения для Каркуши. Ну что, выходим все на улицу.

Все выходят на улицу.

Воспитатель. Но прежде чем отправиться на прогулку, отгадайте загадку.

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке. (Лето)

Воспитатель. Правильно, лето. А какое у нас сейчас время года? (Лето.) Давайте остудим себя. 

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Подуем на плечо,          голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо — вдох.

Подуем на другое,         Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох.

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы        Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох.

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака        Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Воспитатель. Все помнят правила поведения на экологической тропе? Давайте повторим их. (Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.  Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу. Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать. Нельзя рвать цветы, ломать ветки.)

Воспитатель. На экскурсию отправимся на паровозе. Садитесь  паровоз.

 Дети становятся паровозиком, друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему ребенку. Двигаясь паровозом, они поют песню « Паровоз – букашка». Музыка: Александр Ермолов, слова: Александр Морозов.

Плывут за окошком поля и леса.
Мы едем туда, где нас ждут чудеса.
И солнышко светит, и речка блестит,
И наш паровозик так быстро летит!

Припев: Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу
Паровоз – Букашка!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу (3 раза)
Паровоз – Букашка!

За жёлтой поляной, за синей горой
Стоит у реки городок небольшой.
Там дружно и люди, и звери живут,
Играют, танцуют и песни поют.
Припев: …

По рельсам колёса стучат: тук, тук, тук.
Дорога железная делает круг.
Наш поезд бежит к той далёкой стране,
Которую ночью я видел во сне!
Припев: …

Воспитатель. Пока мы пели и играли - незаметно подошли к нужному нам дереву. Отгадайте загадку:

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ...
(Сосна).

Воспитатель. Ребята, а что вы можете рассказать об этом дереве? (Сосна – вечнозелёное,  хвойное дерево. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён оно служило и топливом, и материалом для построек. Сосна любит свет. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.)

Воспитатель. Да, ребята, все правильно вы сказали. Но я хочу добавить, что это не просто сосна, а сосна пицундская. Повторите. (Дети повторяют). Сосна  пицундская — это чудесный природный доктор. Ее целебная хвоя входит в лечебные составы. Препараты из хвои сосны обладают отхаркивающими, противомикробными, дезинфицирующими, болеутоляющими свойствами.

Воспитатель. Давайте срежем немного иголочек для Каркуши, которые ей помогут выздороветь.  А теперь давайте подойдем к еще одному интересному дереву. Ведет детей к конскому каштану.

Кто помнит, как называют это дерево? (Конский каштан).

Хрюша. Я очень люблю есть каштаны.

Воспитатель. Ты знаешь, Хрюша, это не обычный каштан и его плоды не съедобны. Ребята, расскажите Хрюше об этом дереве. (Конский каштан – красивое дерево с раскидистой кроной. Его часто высаживают в парках и садах. После цветения на дереве появляются колючие шарики, внутри которых прячутся каштаны.)

Воспитатель. В этом растение полезно всё: листочки, кора, цветочки, зелёная оболочка с шипами, плоды. В народной медицине применяется  сок из цветков и листьев каштана конского при болезнях верхних дыхательных путей. Так что конский каштан тоже может помочь выздороветь Каркуше. Мы соберем несколько цветов и листьев. (Складывают цветы и листья в корзинку).

Посмотрите, какой у нас  в детском саду конский каштан? (Большой, высокий, толстый)

Воспитатель. Кто хочет померяться с ним силой? Попробуйте вытащить его из земли. Получилось? Кто сильнее? (Ответы детей).

Что дерево так крепко удерживает в земле? (Корни).

А для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Давайте поиграем. Я буду называть части дерева, а вы выполняйте нужные движения.

Проводится игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

 Ствол - опускают вниз руки

Листья - шевелят пальчиками

Корни - топают ногами

Ветви - поднимают руки вверх

Воспитатель. Слушайте следующую загадку.

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна (Липа)

Подойдём к дереву, какое оно красивое! Ребята, вспомните и расскажите, пожалуйста, какую пользу нам приносит Липа. (Липовый мед полезен для человека. Цветы липы заваривают и пьют, как чай от температуры). 

Воспитатель. Ребята, давайте соберем цветы липы для Каркуши!

Дети вместе с воспитателем собирают цветы липы.

Воспитатель.  Могу ещё добавить, что в тени ветвей липы

может отдохнуть путник после долгой дороги, насладиться ароматом её цветов, послушать пение птиц. Она больше даёт кислорода по сравнению с другими деревьями. Ну что, слушайте следующую загадку.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

Воспитатель.  Правильно, береза.  Давайте подойдем к березе. Что вы можете рассказать об этом дереве? (Берёза -  символ России, единственное дерево с белым стволом. Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет и  в деревнях и городах. Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла.)

Воспитатель.  А вениками березовыми и сейчас в банях парятся. Берут веник, собранный из веток с зелеными листьями, и постукивают им по телу. Без всякого волшебства эта полезная процедура выгоняет из тела всяческие болезни. Уважают и любят на Руси березку. Раньше в каждой деревне в начале лета праздник устраивали. Девушки украшали березы разноцветными ленточками, пели песни и водили хороводы. Вот давайте сейчас мы с вами поводим хоровод вокруг нашей березки.

Дети исполняют хоровод «Ай да березка» Филлипенко.

Воспитатель.  Давайте срежем веточки березы для Каркуши, чтобы она попарилась с ним бане. Срезают веточки березы.

Хрюша. Ой, как здорово, я тоже люблю в баньке попариться. И обязательно воспользуюсь вашими веточками.

Воспитатель.  Ребята, слушайте последнюю загадку.

Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода?
(Калина).

Воспитатель.  Только чтобы попасть к калине, нам нужно пройти по сложной тропе. Встаньте друг за другом.

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. Идут большими шагами.

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото. Прыгают.

3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Идут по доске.

Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идут с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него. Перелезают через препятствие.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Воспитатель. Вот и наша калина. Что вы можете рассказать о ней? (Калина- полезный, лекарственный кустарник. Весной калина цветет белыми соцветиями. Красные ягоды калины созревают поздней осенью, когда начинает падать снег. Плоды калины поднимают иммунитет, повышают аппетит, помогают при простуде.)

Воспитатель. Все правильно вы говорите. А смотрите, я нашла веточку ягод калины. Давайте сложим их в корзинку и передадим Каркуше. Она будет с ягодами чай пить. Складывают ягоды калины в корзинку.

Воспитатель.  Наша прогулка подошла к концу! Мы собрали растения для  Каркуши, познакомили Хрюшу с нашим детским садом. Какие лекарственные деревья мы собрали? (Сосна пицундская, конский каштан, липа, береза, калина).

А какую еще пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)

Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Хрюша, возьми корзинку и передай Каркуше от всех детей.  Тебе понравилась прогулка?

Хрюша. Да, очень понравилась. У вас такая красивая и зеленая территория в детском саду. А еще вы столько растений собрали для Каркуши, теперь она обязательно выздоровеет! Спасибо вам большое, мне пора бежать. До свидания.

Литература:.

 Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Молодова А. П. Игровые экологические занятия с детьми: Пособие для воспитателей и учителей. — Минск: Асар, 2001.

Шарманова С. Б. Времена года: Организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. — Челябинск: Урал ГАФК, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»

Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.

Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для младшего дошкольного возраста. Тема: «Это чудо – вода»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...