Тематическая неделя "Трудно птицам зимовать"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Бандурина Светлана Викторовна

Комплексно-тематическое планирование «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

   Цель: Развитие познавательной мотивации детей  в процессе ознакомления с зимующими птицами.

Задачи:

  1. Развивать  представления  детей о зимующих птицах, условиях  их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
  2. Развивать творческие способности детей в процессе изготовления календаря.
  3. Воспитывать  доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать.

Итоговое мероприятие:  Составление календаря наблюдений за птицами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_bandurina.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

   Цель: Развитие познавательной мотивации детей  в процессе ознакомления с зимующими птицами.

Задачи:

  1. Развивать  представления  детей о зимующих птицах, условиях  их  жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
  2. Развивать творческие способности детей в процессе изготовления календаря.
  3. Воспитывать  доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать.

Итоговое мероприятие:  Составление календаря наблюдений за птицами

Дата

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность в ходе

режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность с семьей

Понедельник

«Речевое развитие» (Логопедическое)  по плану учителя - логопеда

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: Развитие у детей умения  составлять рассказ о зимующих птицах с опорой на схему.

Задачи:

1.Закреплять умение детей строить сложные предложения.

2.Развивать умение составлять рассказ.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам.

Планируемые результаты: ребенок составляет рассказ.

Образовательная среда:

Предметно - практическая среда: опорная схема для составления рассказа; иллюстрации с изображением зимующих птиц

Среда отношений ребенок – взрослый – внеситуативно- личностная.

Среда отношений к окружающему миру и себе: организация собственного суждения.

Сценарный план.

  • Проблемная ситуация: «Как мы сможем рассказать о зимующих птицах».
  • Составление рассказа по опорной схеме.
  • Выступление детей (презентация «Птицы нашего региона  » с иллюстрацией и рассказом детей).
  • Оценка собственной деятельности.

«Художественно-эстетическое развитие» (ИЗО) по плану руководителя ИЗО студии

Утренний круг:  Обмен информацией: «Новости выходного дня». Игра на взаимодействие: «Вот ладошка правая, вот ладошка левая». (СКР)

Беседа "Как живут наши пернатые друзья зимой".(Р Р)

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек-стайка»

Утренняя гимнастика (комплекс № 5)

Д/у «Продолжи предложение»(Р Р)

Прогулка. Наблюдение за птицами. Покормить птиц.

Трудовое поручение- расчистка участка от снега

П/И «Филин и пташки», «Птички в гнездышках» (Ф Р)

Внесение в центр детской активности «Читайка» иллюстраций, книг, энциклопедий   по теме «Зимующие птицы» (ПР)

Д/И «Сосчитай птиц, кого больше, меньше», «Четвертый лишний» (ПР)

Предложить родителям совместно с детьми

Посетить «Роев ручей», рассмотреть какие птицы находятся в зоопарке

Рекомендации для родителей «Зимняя одежда».

«Гимнастика – побудка». «Ребятки просыпаются» (ФР)

Чтение художественной литературы В. Зотов «Клест», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»(РР)

Инд. работа по заданию логопеда – «Помоги машинам заехать в гараж» (закрепление звукопроизношения звука Р в слогах) – Ева, Богдан.

Написание записок родителям с просьбой узнать информацию о зимующих птицах (РР)

Трудовое поручение – помощь в уборке центра конструирования

Прогулка:

П/и «Птицелов», «Сова» (ФР)

Внести в центр «Творческая мастерская» раскрасок, трафаретов, карточек с недорисованными силуэтами птиц (ХЭР)

Создание условий для с/р «Птичий рынок» (СКР)

Вторник

Познавательное развитие (ФЭМП) 

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: Закрепление навыков счета и отсчета предметов в пределах 8.

Задачи:

1.Закреплять умение детей воспроизводить множество, в котором на один предмет больше или меньше.

2.Развивать умение детей определять местоположение предметов по отношению плоскости листа (в верхнем правом (левом) углу), в нижнем правом (левом) углу, посередине.

3. Воспитывать культуру взаимодействия в паре.

Планируемые результаты: ребенок считает и отсчитывает предметы в пределах 8.

Образовательная среда:

Предметно - практическая среда: цифры в пределах 8; картинки с изображением снегирей и кормушек, картинки с изображением синица, воробей, клест, голубь, снегирь листы бумаги формата А4.

Среда отношений ребенок – взрослый – внеситуативно- личностная.

Среда отношений к окружающему миру и себе: организация собственного суждения.

Сценарный план.

  • Проблемная ситуация: Как узнать хватит ли снегирям кормушек и почему?» «Как сделать так, чтобы стало поровну».
  • Пересчет снегирей и кормушек. Сравнение по количеству, чего больше, меньше и на сколько.
  • Объединение детей в пары для определения местоположения картинок, с изображением зимующих птиц.
  • Оценка собственной деятельности.

Художественно – эстетическое  развитие (аппликация) по плану руководителя ИЗО студии

Физическое развитие

по плану инструктора по физической культуре 

Утренний круг: Приветствие.  «Повернись к соседу, улыбнись соседу».

Игра на взаимодействие «Узнай по голосу».

 Выбор дежурных по столовой.

Разговор с детьми на тему: «Кто заботится о птицах».

 Утренняя гимнастика (комплекс № 5)

Аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года» (Х-Э, ПР)

Д/И «Кто что ест», «Чей хвост» (ПР)

Инд работа «Узнай и Сосчитай» - Арсений, Данил.

Прогулка:

Наблюдение какие птицы прилетели на кормушку.

П\и «Совушка», «Мы веселые

ребята» (ФР)

Внесение в центр конструирования геометрических фигур и схем для составления птиц

(ХЭР)

Внесение в театральный центр   настольного театра для инсценировки потешки «Вороны»» (РР)

Предложить родителям совместно с детьми  покормить птиц

«Гимнастика - побудка». Закаливающие процедуры «По дорожке босиком».

Исследовательская деятельность - опыты со льдом (П,Р)

Художественно – творческая деятельность: изготовление атрибутов к с\р игре «Ветлечебница» (название клиники для птиц, животных, рецепты, карточки) (ХЭР)

Прогулка. П/И «Совушка-сова», эстафеты (ФР)

Внесение атрибутов для

с\р игра “Ветлечебница” (игрушки, халат доктора, детские медицинские инструменты)  

 

Среда

«Речевое развитие» (Логопедическое)  по плану учителя логопеда

«Художественно – эстетическое развитие» по плану музыкального руководителя

«Познавательное развитие»

Тема: «Выпуск птичьего календаря».

Цель: Развивать умения  составлять календарь наблюдений за птицами.

Задачи:

1. Развивать умение планировать свою деятельность с помощью  алгоритма создания календаря.

 2.Развивать культуру взаимодействия  при работе в паре.

3.Воспитывать аккуратность и самостоятельность, в результате собственной деятельности. 

Планируемые результаты:

- ребенок  может  планировать свою деятельность;

- у ребенка развита культура взаимодействия при работе в паре;

- ребенок  проявляет аккуратность и самостоятельность, в результате собственной деятельности.

Образовательная среда:

Предметно - практическая среда: календари разных видов, чистые листы бумаги; ножницы,  простые и цветные карандаши линейки.

Среда отношений ребенок –взрослый – внеситуативно- познавательная.

Среда отношений к окружающему миру и себе: анализ собственной деятельности.

  • Проблемная ситуация: «Как можно сделать книгу?»
  • Рассказ воспитателя «Типография»
  • Рассматривание книг разных форматов;
  • Разработка совместно с детьми алгоритма изготовления книги;

2. Речевое развитие. Чтение художественной литературы. 

Тема: Малые фольклорные формы

Формы организации деятельности:  Образовательная ситуация.

Речевые игры «Подбери словечко».

Составление модели рассказа.

Программное содержание:

уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,  песенок, загадок и пословиц; развивать умение составлять рассказ о домашних животных, воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

3.Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

По плану музыкального руководителя.

Утренний круг: Приветствие. «Назови ласково соседа» Выбор ведущего на утреннюю гимнастику (СКР)

Разговор с детьми на тему: «Птицы нашего региона» с просмотром видео презентации (Р Р)

Игра на взаимодействие «Зеркало» (СКР)

Утренняя гимнастика (комплекс № 5)

Исслед.деят.- Что происходит с водой, и с сосудом в который она налита  на улице?  (ПР)

С/Р  «Друзья природы»-(С-КР)

Д/И «Скажи наоборот», «Кто в домике живет», «Лото»

 Инд. работа:

Словесная игра «Подбери картинки к схеме» - Амир, Маша

Прогулка.

Наблюдение за изменениями в природе. Покормить птиц.

П/и «Филин и пташки», «Птички в гнездышках».

Внесение в центр «Творческая мастерская » трафаретов раскрасок, иллюстраций с изображением зимующих птиц для вырезывания.

 Алгоритма рисования и лепки птиц

Внесение  настольных игр

«Прогулка по заповеднику Столбы», «Земля и ее жители»

 

Консультации для родителей по теме

« Расскажи о птице» (с использованием мнемотаблицы)

Среда отношений к окружающему миру и себе: анализ собственной деятельности.

Сценарный план.

  • Проблемная ситуация: «Как  сделать календарь?»
  • Обсуждение с детьми алгоритма создания календаря, его схематичное изображение.
  • Рассматривание календарей различных видов и  форматов;
  • Разговор с детьми на тему: «Что должно быть в календаре?»
  • Объединение детей в пары (с помощью парных картинок с изображением зимующих птиц) для создания условных обозначений зимующих птиц нашего региона

«Гимнастика – побудка. Закаливающие процедуры «Босиком по дорожке».

 Исследовательская деятельность- перья птиц для рассматривания, сравнения, экспериментирования (ПРР)

Художественно – творческая деятельность: Лепка из соленого теста «Филин» (ХЭР)

Прогулка. П/И «Выше ноги от земли», эстафеты (ФР)

Внесение в «Центр  творчества» разных видов бумаги, трафаретов, ножниц для  коллективной аппликации «Птицы у кормушки» (ХЭР) 

Внесение в центр конструирования   различные виды конструктора, схемы для составления птиц (ХЭР)

Четверг

Познавательное развитие ФЭМП

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: Закрепление навыков счета и отсчета предметов в пределах 9.

Задачи:

1. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9, в  порядковом счете.

2.Развивать у детей сопоставлять результаты зрительного и осязательно – двигательного обследования геометрических фигур

3. Воспитывать культуру взаимодействия в паре.

Планируемые результаты: ребенок считает и отсчитывает предметы в пределах 9.

Образовательная среда:

Предметно - практическая среда: Среда отношений ребенок – взрослый – внеситуативно- личностная.

Среда отношений к окружающему миру и себе: организация собственного суждения.

Сценарный план.

  • Проблемная ситуация: «Как узнать каких птиц больше перелетных или зимующих?». Как сделать так, чтобы их стало поровну?».
  • Пересчет птиц. Сравнение по количеству, чего больше и на сколько.
  • Объединение детей в пары

Утренний круг: Обмен информацией. Игра на взаимодействие «Найди пару глазами».

Решение проблемных ситуаций «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой» (ПРР)

Трудовое поручение – полив цветов, протереть с листочков пыль.

Д/И «Назови ласково» «4-лишний», «Угадай птицу по описанию» (РР)

Утренняя гимнастика (комплекс № 5)

Индивид.раб. слогозвуковой анализ Артем К, Ярослав

Прогулка. Трудовое поручение-расчистка дорожек на участок

Наблюдение:

- какие сегодня птицы прилетели на кормушку и сколько

-за деревьями и кустарниками…

П/И «», «Цепи кованые» «Птенчики в гнезде»(ФР)

 Внесение в художественный центр книг о птицах для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций (ПРР)

Внести в творческий центр коробки, бутылки для изготовления кормушек

Предложить родителям совместно с детьми выучить стихотворение о зимующих птицах.

для д/ и «Кто быстрее найдёт». (детям в паре предлагается модели геометрических фигур с обозначением количества, ребята ищут такие же фигуры в группе в соответствии с моделями )

  • Оценка собственной деятельности.

Физкультурное занятие

по плану инструктора по физкультуре

«Гимнастика – побудка».

Точечный массаж «Будем здоровы».

Словесная игра «Цепочка слов»

И К / работа с участием узких специалистов «Карусель» (ПР)

Инд. работа:

Д/И Соседи числа – Мийзам, Арсен, Арсений З

Прогулка.

П/И «Ворон», «Третий лишний».

Внесение в центр «Творческая мастерская» материала для оформления страниц книги (ХЭР).

Создание условий  для с\р игры «Ветклиника» (СКР)

                                                                                                                    Пятница

«Познавательное развитие»

Тема:  «Птичий календарь».  

Цель: Развитие  умения расчерчивать лист на ячейки печатать текст по шаблону, цифры для оформления календаря.

Задачи:

1. Закрепить представления  о написании печатных букв и цифр.

 2.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

3.Воспитывать  аккуратность при оформлении календаря.

Планируемые результаты:

- ребенок имеет представления о написании букв и цифр;

- ребенок ориентируется на листе бумаги;

- ребенок аккуратно печатает буквы и цифры.

Образовательная среда: 

Предметно - практическая среда: рисунки детей с изображением зимующих птиц, листы бумаги формата А- 4; ножницы, линейки, простые и цветные карандаши.

Среда отношений ребенок –взрослый – внеситуативно- познавательная.

Среда отношений к окружающему миру и себе: анализ собственной деятельности.

Сценарный план.

  • Обсуждение с детьми «Как расчертить лист на ячейки, напечатать текст  и проставить числа и  дни недели.

  • книге?»
  • Практическая деятельность: печатание текста по шаблону, нумерация страниц.
  • Представление результатов работы. Оценка собственной деятельности.

2. Художественно-эстетическое развитие (Конструирование)

Тема: «Книжки-малышки»

Формы организации деятельности: продуктивная деятельность.

Программное содержание

Учитьдетей делать альбомы и книжки из нескольких листов, складывая бумагу пополам и разрезая ее по линии сгиба, умение складывать бумагу гармошкой (переплет книги), украшать сделанную поделку аппликацией (домашние животные)

3.Физическое развитие (на улице)

по плану инструктора по физкультуре

Утренний круг: Приветствие «Собрались все дети в круг».  Посчитаем сколько нас. Кого с нами нет. Что мы им можем пожелать. Выбор ведущего на утреннюю гимнастику.

Утренняя гимнастика (комплекс № 5)

Беседа «трудно птицам зимовать,будем птицам помогать» (РР)

Чтение художественной литературы В.Зотов «Снегирь», А.Яшин «Покормите птиц зимой»»

Загадки о птицах (РР)

Д/И «Угадай по описанию», «4-лишний». «Чей хвост?» (РР)

Прогулка. Наблюдение за птицами Трудовое поручение-  расчистка горки на участке.       П/и «Третий лишний», «Птенчики в гнезде» (ФР)

Предложить родителем вместе с детьми смастерить кормушку для птиц

  • Практическая деятельность: расчерчивают лист на ячейки, проставляют числа и дни недели, прорисовывают условные обозначения птиц. Представление результатов работы в парах.

Гимнастика-побудка «Просыпайся, улыбайся ».

Д/У «Посчитаем в прямом и обратном порядке», «Что изменилось» (РР)

Индивидуальная работа: упражнять в названии предыдущего и последующего числа – .Гера, Лера, Арсений З, Миша

Презентация  календаря  родителям

Прогулка.

П/И «Каждая птица в свое гнездо», «Совушка» (ФР)  

Внесение в центр атрибутов для с/р игры  «Столовая для птиц»  (СКР)

Внесение в центр «Творческая мастерская » карандашей, фломастеров для оформления календаря (ХЭР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Тематическая неделя "Птицы зимой"

Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Гол...

Примерный план конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы » Тема дня: «Зимующие птицы» для младшей группы; НОД: «По воздуху летают!»

структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федер...

Тематическая прогулка " Птицы зимой."

Тематичексий конспек прогулки " Птицы зимой" во второй младшей группы....

Рекомендации для родителей по тематической недели "Птицы зимой"

В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы. С точки зрения экологии очень важно...

Календарно-тематическое планирование "Птицы зимой"

Расширение представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о роли человека в жизни птиц....