Проект по экологическому воспитанию «Земля – наш дом!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Ирина Игоревна

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Цель проекта: систематизировать представления детей о многообразии природы и заботливом отношении к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_proekta_zemlya_-_nash_dom_2.pdf2.9 МБ
Файл proekt_zemlya_-_nash_dom.docx529.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад №17 «Тополёк»

ПРОЕКТ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

         

Подготовила:                                                                                        воспитатель  ВКК

Васильева Ирина Игоревна                                              

                                                 

 Пушкино, 2022   

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский

Паспорт проекта

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный, с 01.12.2021г. по 31.03.2022г.

Сроки реализации: 4 месяца.

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Цель: систематизировать представления детей о многообразии природы и заботливом отношении к природе.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о живой природе (растениях, животных, птицах, насекомых).
  2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях.
  3. Закрепить правила поведения в природе.
  4. Формировать представления детей о разнообразных видах деятельности по защите природы и ответственности по сохранению окружающей среды.
  5. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  6. Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
  7. Привлечение родителей к участию в проекте.

Формы работы с детьми:

• игровая образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• экологические акции;

• презентации;

• развлечения, досуги, праздники;

• пополнение развивающей среды;

• выставки детских работ.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

I этап – подготовительный:

1.        Создание предметно – развивающей среды в группе и на участке.

2.        Организация прогулок, занятий, подвижных и дидактических игр, бесед.

3. Рассматривание рисунков, фотографий о природе, насекомых, птицах, животном мире.

4. Чтение художественной литературе по данной теме.

5.        Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся экологического воспитания.

II этап – основной:

Перспективный план работы по реализации проекта.

Форма организационной деятельности

Тема

Цель

Ответственный

Декабрь

Беседа

«Птицы – наши друзья!», «Птицы нашего края»

Формирование экологических знаний о птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.

Воспитатель

Познавательное занятие

«Птицы наши соседи»

Закрепить знания детей о птицах, которые живут рядом с нами, о птицах, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель

Дидактические и подвижные игры

«Прилетели птички», «Какая птица лишняя», «Найди перелётных и зимующих птиц», «Узнай птицу по силуэту», «В мире птиц».

Упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Воспитатель

Просмотр презентаций

«Птицы зимующие и перелетные»

Закрепить ранее полученные знания о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Воспитатель

Акция

«Скворечник – домик для птиц»

Воспитывать желание проявлять заботу о птицах.

Воспитатель

Родители

Чтение художественной литературы

О птицах (зимующих и перелетных)

Сухомлинского «О чем плачет синичка», Е. Ильина «Синица», С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»,

А. Яшина «Покормите птиц зимой» с обсуждением, пословиц и поговорок, загадок о птицах.

Формировать у детей интерес к литературе, приучать вниманию, слушать литературные произведения; обогащать жизненный опыт и словарный запас детей.

Воспитатель

Нетрадиционная техника рисования «Рисование ладошками»

«Синичка»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать творческое воображение, мелкую моторику и координацию движения рук.

Воспитатель

Январь

Беседа

«Мир растений»

Формирование знаний у детей о растительном мире.

Воспитатель

НОД

«Берегите природу»

Формировать у детей умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны; воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Воспитатель

Исследовательско-практическая деятельность

«Огород на подоконнике»

Формировать практические умения вести наблюдения за ростом растений, обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; формировать экологическую культуру, осознанного и бережного отношения к природе.

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Литературные произведения о растениях, овощах, фруктах.

Экологические сказки о мусоре.

Формировать у детей интерес к литературе, приучать вниманию, слушать литературные произведения; обогащать жизненный опыт и словарный запас детей.

Воспитатель

Развлечение для детей

«Спор овощей и фруктов»

Закрепить названия овощей и фруктов и подтвердить пользу каждого; получить заряд отличного настроения.

Музыкальный руководитель, воспитатель, родители

Аппликация

«Подснежник»

Закреплять ранее полученные навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать творческое воображение для создания объемной аппликации.

Воспитатель

Февраль

Беседа

«Красная Книга»

Расширить представления детей об охране растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека.

Воспитатель

Дидактические игры

«Чей хвост, чья голова»;

«Двуногие - четвероногие»;

«Пятнистые - полосатые»;

«Кто где живет и чем питается» и др.

Расширять и уточнять знания детей о диких животных; развивать мышление, память, внимание, познавательную активность; воспитывать доброжелательность, умение играть сообща.

Воспитатель

Просмотр презентаций

«Кто и как готовится к зиме» (дикие животные)

«Домашние животные и их детеныши»

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде; расширять и систематизировать знания о домашних птицах, домашних животных.

Воспитатель

Чтение экологических сказок

«Кто землю украшает?», «Маша и Медведи», «Всё живое нуждается в воде», «Война грибов».

Формировать экологическое мышление; развивать чувства ответственности по сохранению окружающей среды.

Воспитатель

Экологическая викторина

«Знатоки природы»

Закрепить знания детей о живой природе; развивать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Про животных

Формировать у детей интерес к литературе, приучать вниманию, слушать литературные произведения; обогащать жизненный опыт и словарный запас детей.

Воспитатель

Март

Урок

«Всемирный день Земли»

Познакомить детей с планетой Земля, глобусом: помочь детям выполнить посильные «добрые дела»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.

Воспитатель

Аппликация

«Земля в твоих руках»

Формировать у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе;

продолжать закреплять умения работы с бумагой и ножницами; воспитывать желание сохранять планету чистой.

Воспитатель

Акция по изготовлению макетов

«Бережное отношение к природе, обращение с отходами, сортировка мусора»

Формировать представления детей о разнообразных видах деятельности по защите природы и ответственности по сохранению окружающей среды; ознакомить детей как правильно утилизировать и перерабатывать мусор.

Воспитатель

Выставка поделок из бросового материала

«Чудеса из мусорной корзины»

Развивать творческую инициативу и образное мышление воспитанников через совместное творчество детей и родителей.

Воспитатель, родители

Прогулка с трудовой деятельностью

«Мы – друзья природы!»

Раскидать снег, убрать мусор, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатель

Беседа

«Волшебная страна Насекомия»

Развивать представление детей о многообразии насекомых, их классификации, приспособляемости к условиям жизни.

Воспитатель

Коллективная аппликация

«Бабочки на лугу»

Продолжать учить создавать сюжетные изображения: развивать чувство композиции; поощрять применение приема наклеивания изображений; продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции, творчество.

Воспитатель

Дидактические игры

«Путешествие на луг»;

«Поиск муравейника»;

«Напоминающие знаки» и др.

Развивать внимательность, умение распознавать звуки насекомых; уточнить знания о жилище муравья, способах охраны муравейников; закреплять и расширять знания детей о культуре поведения в природе; воспитывать любовь к природе, желание ее беречь.

Воспитатель

Игра-драматизация по сказке В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил»

Закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

Воспитатель

Пантомима по стихотворению З. Александровой 

«Муравей»

Развивать артистические способности детей, умение использовать пантомимику в создании выразительного образа муравья.

Воспитатель

НОД Познавательное занятие

«Мир насекомых»

Обобщить знания детей о насекомых: строение, среда обитания, размножение, способы защиты; учить понимать противоречивость окружающего мира и пытаться разрешить возникающие проблемы;

воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Воспитатель

Выставка костюмов из бросового материала

«Костюмы из бросового материала»

Привлечение внимания детей и их родителей, педагогов к экологическим проблемам; формирование экологического мышления; развитие совместного творчества детей и родителей.

Воспитатель, родители

Театр на большом экране спектакль по экологии

«Четыре стихии»

Формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования;

расширять театральный опыт, литературную речь, мимику, жесты;

воспитывать чувство добра, справедливости, сопереживания всему живому.

Актеры театра

Акция нашего округа

«Час Земли»

Формировать в детях неравнодушное отношение к будущему планеты.

Воспитатель, родители

III этап – итоговый.

Итоговым мероприятием проекта «Земля – наш дом!» стала выставка рисунков на тему: «Защитим родную природу!» Для родителей были разработаны консультации на темы: «Этот волшебный мир природы!», «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста».

Проектный метод охватывает все виды деятельности в детском саду. Способствует развитию речевой, познавательной – поисковой, физической и творческой активности, нравственному воспитанию.

В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса ко всему живому. Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Проект позволил детям расширить знания о природе родного края. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что всем людям необходимо бережно относиться к растениям и насекомым, охранять животных и птиц. Любить свой край, любить природу!

Литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа; в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002
  2. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений / А.И.Иванова. - М: ТЦ Сфера, 2004
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. //"Дошкольное образование" март 2008
  5. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
  6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию "Берегите Землю!"

Обострение экологических проблем во всем мире настоятельно требует преодоления потребительского отношения человека к природе, изменения его мироощущения, всего спектора взаимоотношений « человек – при...

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Земля – наш общий дом»

Педагогический проектпо экологическому воспитанию«Земля – наш общий дом»в подготовительной к школе группе ...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «За все на Земле мы в ответе»

проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "За всё на Земле мы в ответе"...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Земля - наш общий дом»

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

Проект по экологическому воспитанию старшая группа «Земля — наш общий дом»

Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. ...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Информационно-творческий проект по экологическому воспитанию "Земля наш дом не мусори в нем" для детей старшего дошкольного возраста

Привлечение внимания воспитаников и их родителей к загрезнению окружающей среды мусором....