Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и льдом во второй младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Николаева Ирина Михайловна

Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_so_snegom_i_ldom.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность со снегом и льдом в младшей группе

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f1b1b7ad44a3166eac414291453480b3f787d212-5235444-images-thumbs&n=13

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
3.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать любовь к природе.

Игры-эксперименты со снегом и льдом

«Снег белый, холодный»

Цель: учить детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор.

Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определённые свойства (белый, холодный, тает от тепла руки).

Материал и оборудование: ёмкость со снегом, салфетки, лист белой бумаги.

В помещение заносится ёмкость со снегом. Дети внимательно рассматривают снег, трогаю аккуратно пальчиками. Сначала воспитатель с детьми определяет цвет снега. Для этого берётся белый лист бумаги и сравнивается со снегом. Каким цветом лист бумаги? Правильно, белый. А снег какого цвета? Снег такого же цвета, что и бумага, т. е белый.

Затем каждый ребёнок берёт снег и смотрит на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом подвести детей к тому, что снег холодный, а ладошка тёплая – поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная.

«Снег тает на ладошке»

Цель: формировать знания о свойствах снега, изменении и преобразовании его в воду.

Материал и оборудование: салфетки

На прогулке дети рассматривают снег. Предложить взять снег варежкой. Снег не тает. Почему? Варежка защищает снег от нашей тёплой ладошки. Поэтому снег не тает. Предложить детям снять варежку и положить снег на ладошку. Что случилось? Снег растаял, потому что ладошка тёплая. На ладошке появилась вода.

«Можно ли пить талую воду»

Цель: показать детям, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Материал и оборудование: две светлые тарелки, водопроводная вода, ёмкость со снегом, салфетки.

Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Показать детям, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодна для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений.

«Разные ножки топают по снежной дорожке»

Цель: научить детей получать чёткие следы на снегу.

Материал и оборудование: формочки, фигурки.

Воспитатель учит детей, как получить чёткие следы обуви на снегу. Для начала это могут быть следы обуви взрослого и ребёнка. Далее можно оставлять отпечатки руками, обращая внимание на то, что снег холодный, липкий. Закже можно сделать отпечаток «следа» его игрушки на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«Снежинки»

Цель: развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

В снежную погоду воспитатель вместе с детьми ловят снежинки на варежки, пробуют вместе сдуть их с неё.

«Ледяная горка»

Цель: показать детям, как делать горку для куклы.

Материал и оборудование: лопатки, ведёрки, ёмкость с водой, кукла.

При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают её водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают кукол с ледяной горки.

«Снежный городок»

Цель: научить детей делать из снега колобки и большой дом.

Материал и оборудование: лопатки, ведёрки.

Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

«Разноцветные фигуры»

Цель: научить детей раскрашивать снежные фигуры.

Материал и оборудование: формочки, лопатки, брызгалки с тёплой разноцветной водой.

На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. В брызгали налить тёплую разноцветную воду и дать их детям, чтобы они раскрашивали водой фигурки из снега.

«Разноцветный снеговик»

Цель: подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определённые свойства (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается).

Материал и оборудование: краски синего, красного и зелёного цвета, кисточки, салфетки, подставки для снеговиков.

Предложить детям на прогулке слепить маленьких снеговичков. Затем в помещении окрасить их в разные цвета. Отсюда следует вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в воду такого же цвета, в какой мы окрашивали снеговиков.

«Превращение воды»

Цель: формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.

Материал и оборудование: фигурные формочки, формочки для льда, тарелочки, салфетки.

Воспитатель предлагает налить в формочки воду и оставить их на улице. На следующий день показать детям, что произошло с водой. Она замерзла и превратилась в лёд. Воспитатель предлагает детям потрогать пальчиками лёд, выясняют, что лёд холодный и твёрдый. Затем из формочек извлекаются ледяные фигурки и показываются детям. Обращается внимание на то, что льдинки повторяют форму фигурок, которые заполнялись водой.

«Ледяные кораблики»

Цель: подвести детей к пониманию того, что лёд не тонет в воде, а свободно плавает на её поверхности.

Материал и оборудование: пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая ёмкость для воды.

Воспитатель предварительно делать «ледяные кораблики». Для этого надеть бумажный флажок на трубочку и воткнуть её в кусочек пластилина, закреплённый на дне пластикового стаканчика. Налить в стаканчик воду и поставить его в морозилку. Когда вода замёрзнет, вытащить лёд из стаканчика – получается «ледяной кораблик» с мачтой и флагом.

Воспитатель наливает в ёмкость в воду. Предлагает детям отправить в плавание свои «ледяные кораблики».

«Замороженные мыльные пузыри»

Цель: формировать познавательную активность детей при проведении опытов.

Материал и оборудование: стакан, мыльный раствор, соломинка.

В морозную погоду на прогулке, воспитатель предлагает детям надувать мыльные пузыри. Предлагает узнать, что случится с пузырями в мороз.

Воспитатель надувает пузырь при этом плавно крутя соломинку, чтобы на краю не скапливалась лишняя влага, которая может порвать пузырь. Когда пузырь достигнет диаметра 4-6 см, отнимаем соломинку ото рта, даём войти внутрь холодному воздуху, и плавно покачивая, перемещаем пузырь с кончика на внешнюю стенку. Так, чтобы воздух мог попасть в пузырь. Плавно вращая вокруг оси, опускаем соломинку с пузырём на свежий (не втоптанный) снег. Кладём пузырь на снег, и ждём пару секунд. Можно также попробовать замораживать пузыри прямо на соломинке. Дети наблюдают, как на глазах разрастаются морозные узоры на мыльной плёнке. За секунду весь пузырь охватывается ледяными зарослями волшебных трав и листьев. Воспитатель предлагает детям самим попробовать надуть мыльный пузырь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)

В ходе занятия дети знакомятся  с геометрической фигурой овал и цифрой 5.  Формируются  представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются  умения отвечать на воп...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"Актуальность.С самого рождения детей окружают различные ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цель проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента....