План по самообразованию
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Соболева Ольга Александровна

«Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

        ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Цель, задачи и актуальность самообразования                                           2 – 3 стр.
  2. План работы над темой                                                                                 4 – 9 стр.
  3. Отчёт о работе по самообразованию 2022 – 2023 год                               10 стр.
  4. Список литературы                                                                                       11 стр.
  5. Диагностическая карта детей                                                                       12 стр.  
  6. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»     13 стр.                                                                      

Цели, задачи и актуальность самообразования воспитателя по теме «Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Задачи:

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательно- речевое развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности

Художественно- эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке.

План работы над темой «Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 уч.год.

Сроки

Формы работы

Практический выход

Работа с родителями

1 этап: Подготовительный

Сентябрь

1. Составление плана работы по самообразованию

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

3.Анкетирование родителей.

1.Наличие плана работы по самообразованию

2. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3.Проведение анкетирования родителей.

1.Анкетирование родителей на тему:

«Ваше отношение к детскому экспериментированию».

Октябрь

1. Консультации для родителей.

2. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”,

1.Проведение консультации для родителей.

2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

1.Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Памятка для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

2 этап: Основной

Ноябрь

1.Формирование картотеки

2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, - «Тонет, не тонет.” - “Чудесные спички”

1.Наличие картотеки

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми дома»

2. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

Декабрь

1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

2.Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха»;

3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»:

- «Сколько весит воздух?»

-« Можно ли поймать воздух?»

-« Может ли воздух быть сильным?

1.Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования.

3.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

1. Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

2. «Адвент – календаря» по теме:

«Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей.

Январь

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка»

3. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать».  - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»;

1.Пополнение «Адвент – календаря» по теме:

«Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей.

2.Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования.

3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Февраль

1.Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».

2.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - « Цветы лотоса»,

3. Обновление уголка детского экспериментирования.

1.Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования.

3.Презентация уголка

1.Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

Март

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

2.Консультация для родителей.

3. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла»,

«Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики.

4. Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм»

(Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения)

1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007

2.Проведение консультации для родителей.

3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

1.Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

2. Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Апрель

1. - «Мы – фокусник» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» «В мире пластмассы»; «Могут ли животные жить в земле?»

2. Консультация для родителей.

1.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

2.Проведение консультации для родителей.

1.Оформление папки «Мои открытия».

2.Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

3.Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

3 этап: Заключительный

Май

1. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

2. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

1.Изготовление картотеки

2.Наличие отчета и презентации

1.Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы»

Отчёт о работе по самообразованию за 2022-2023 учебный год:

Выводы:

Список литературы:

1.Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

2.Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

3.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4..Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

5.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

6.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.

7.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

8.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

9.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).

10.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).

11.Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

12.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

13.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

14.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.

15.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».

Диагностическая карта детей

Ребенку предлагаются картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:

№ п/п

Картинка

Количество детей ответивших на вопрос по картинке

Начало года

Конец года

1.

Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты)

2.

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3.

Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.)

4.

Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.)

5.

Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.)

6.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

7.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

8.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.)

9.

Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.)

Анкетирование родителей на тему:

«Детское экспериментирование в семье»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.

Уважаемые родители!

Мне важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской

деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на

предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

5. Как Вы думаете, нужно ли проводить элементарные опыты или занятия по экспериментированию в детском саду? ДА /НЕТ (нужное подчеркнуть)

6. Рассказывает Вам дома ребенок, какие опыты мы проводим? ДА/НЕТ (нужное подчеркнуть)

7. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?

8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть).

Благодарю Вас за сотрудничество !

Цель и задачи самообразования воспитателя по теме «Формирование художественно - творческих способностей старших дошкольников в процессе работы кружка по шитью из фетра

 «Волшебный фетр»» на 2019-2020 год

Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок  из фетра.  

Задачи:

Обучающие:

•        привить интерес к мягкой игрушке и пробудить желании совершенствовать свои умения и навыки;

•        обучить приёмам работы с фетром и аксессуарами;

•        познакомить с основами шитья, конструирования и моделирования при изготовлении работы с фетром;

•        овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки;

•        изучение технологических процессов различных видов шитья (паетки, бисер, бусины и т.д.), научить применять полученные умения;

•        применять навыки на практике, используя знания технологии в работе с фетром.

Развивающие:

•        развить эстетический и художественный вкус, творческий потенциал; развить психомоторные качества личности;

•        развивать мелкую моторику рук, глазомер, графические умения и навыки;

•        развить интерес к избранному виду деятельности.

Воспитательные:

•        воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с материалами и инструментами;

•        дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве;

•        сформировать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Отчёт по работе по самообразованию на 2019-2020 уч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...