Тех карта Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яна Викторовна Захарова
Технологическая карта занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»
Цель:
-педагогическая: формирование у детей понятия о том, как происходит круговорот воды в природе с помощью проведения экспериментальной деятельности с соленой и пресной водой.
-образовательная: расширение представления о том, как происходит круговорот воды в природе и проведение эксперимента с соленой и пресной водой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_eksperiment.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО студентов: Половинкина Яна Викторовна

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: Экспериментирование «Вода. Соленая и пресная»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель:
-педагогическая: формирование у детей понятия о том, как происходит круговорот воды в природе с помощью проведения экспериментальной деятельности с соленой и пресной водой.
-образовательная: расширение представления о том, как происходит круговорот воды в природе и проведение эксперимента с соленой и пресной водой.

Задачи:
Педагогические:

- обучающие: учить детей с помощью экспериментальной деятельности получать ответ на поставленный вопрос, учить определять способы получения пресной и соленой воды.

- воспитательные: воспитывать аккуратность при проведении опытно-экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе и воде.

- развивающие: развивать представления о том, как происходит смена одного состояния воды на другое, а также как происходит круговорот воды в природе.

Образовательные:

- обучающая: обучение с помощью эксперимента получать ответ на вопрос, находить способы получения пресной и соленой воды;

- развивающая: развивать представления о том, как меняется вода и какие действия необходимо для этого совершить, а также знать, как происходит круговорот воды в природе;

- воспитательная: аккуратно проводить эксперимент, используя правила безопасности, бережно относиться к природе и воде.

Словарная работа: круговорот, пресная вода,

Планируемые результаты занятия: дети научатся определять состояние воды, у них сложится в ходе эксперимента понятие о том, как происходит круговорот воды в природе, и как из соленой воды можно получить пресную и наоборот.

Подготовительная работа: проведение эксперимента «Три состояния воды», чтение литературы на тему «Вода» и др.

Материалы и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия, целеполагание

-Океаны, моря, сети рек и озёр пронизывают все континенты нашей планеты. Но учёные говорят о том, что воды на земле мало и большая часть воды на нашей планете непригодна для питья. Как вы думаете, почему она непригодна для питья? (ответы детей)

В этом я убедилась летом, когда отдыхала на море. Уже при первом купании я случайно попробовала на вкус морскую воду. Она была очень солёная. Все знают, что пить её нельзя.

В реках вода пресная, а все реки текут в моря, откуда же тогда в море соль, как вы думаете? Этот вопрос нас очень заинтересовал, и я подумала, что мы можем вместе найти на него ответ. Давайте выясним, откуда в морях соль? И все ли моря одинаково соленые?

Ещё в глубокой древности люди задумывались над вопросом - откуда в море соль?

А как вы думаете? Почему в море вода соленая? (ответы детей)

Существует множество легенд на эту тему.

Например, одни говорят, что когда-то в древние времена на дно моря упала волшебная мельница, которая с тех пор без остановки мелет соль. А другие говорят, что вода в Черном море солёная из-за того, что девушки скучают по своим мужьям морякам и от их слёз и стала солёной вода в море.

Вот что думает по этому поводу наука.

Реки, наполняющие моря и океаны, действительно, пресные. Но протекая по камням из скал, просачиваясь сквозь почву и песок, речная вода вымывает находящиеся в них минеральные соли. Когда мы пьём воду, мы соль на вкус даже не чувствуем. Но воды рек несут эти крохотные частички соли в моря. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится всё больше и больше. Вода испаряется с поверхности морей, собирается в дождевые тучи, дождём проливается на землю, стекает с возвышенностей в виде ручьёв и рек, растворяет по пути соли из почвы, и снова наполняет моря. Поэтому соль постепенно накапливается в морях, её набралось так много, что мы можем ощутить её вкус.

Но все ли моря одинаково солёные?

Это можно легко узнать, если взять морской воды и выпарить её, а потом взвесить получившуюся соль на весах. Учёные уже сделали это с морской водой разных морей и океанов. Оказалось, что солёность воды не везде одинакова. Есть моря, где вода почти не содержит соли. Например, самая несолёная вода в Балтийском море. Очень солёное Красное море. Самая солёная вода в Мёртвом море. В этом море вода такая солёная, что в ней невозможна никакая жизнь – в этом море нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Из-за большой плотности воды в водах Мёртвого моря невозможно утонуть, даже если ты не умеешь плавать. Вода будет держать тебя, выталкивая на поверхность.

Можно ли пить морскую воду?

В результате опытов, учёные сделали вывод о том, что пить морскую воду нельзя доже в случаях крайней необходимости. Морская вода разрушительно действует на организм человека. Чем больше человек будет пить солёную воду, тем больше ему будет нужно пресной воды, иначе человек отравится.

Метод: словесный
Приём: заинтересовать детей новой информацией

Дети заинтересованы идеей

Сформировано представление о предстоящей деятельности

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-Как происходит этот процесс в природе мы с вами узнали.

Но как же нам, имея соленую воду можно получить пресную? А как из пресной воды сделать соленую?

-Давайте с вами наденем фартуки и нарукавники и побудем сегодня в роли ученых-экспериментаторов. Ведь, чтобы ответить на наши вопросы, нам нужно провести эксперимент и узнать способ получения из соленой воды пресную, а из пресной соленую.

Метод: словесный
Приём: проблемный вопрос

Дети внимательно слушают проблемный вопрос и задание на занятие.

Дети ознакомятся с планом работы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о воде, способе её получения.

Предлагает детям подойти к столам и выбрать карточки с ответами (мнемотаблицы –состояние воды – жидкое, газообразное, твердое) (ответы детей)

Приглашает детей присесть за столы.

Ребята, скажите пожалуйста какая бывает вода? (ответы детей)

Она может быть в жидком состоянии, может быть в твердом (снег, лед), а может быть в газообразном (пар).

Но чем отличается вода из разных водоемов нашей планеты? Верно, в некоторых водоемах вода пресная, а в некоторых соленая.

На столах стоят стаканы с пресной и соленой водой.

Воспитатель предлагает детям попробовать воду.

-Ребята какая у вас вода? (пресная) А какая вода у второй подгруппы? (соленая)

-А как вы думаете можно сделать из пресной воды соленую? (ответы)
-А из соленой пресную? (ответы детей)

-А как вы думаете, как мы можем с вами это сделать, имея данные материалы? (На столе стоит вода, чайник, соль)
-Ваши догадки очень интересные, и некоторые из них правильные. Давайте проведем эксперимент.

Метод: словесный
Приём: правила игры

Метод: наглядный
Приём: работа с картой

Дети внимательно слушают задания.

Дети приступают к выполнению заданий.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Опыт: Ребенок берет пресную воду и пробует её. Насыпает в пресную воду соль и предлагает одному из детей попробовать эту воду. Другой ребенок пробует.

- Какая эта вода на вкус? (ответ ребенка)
Эксперимент получился. Из пресной воды легко сделать соленую.

Рассматривают круговорот воды в природе, воспитатель объясняет принцип круговорота и почему вода соленая.

- А как вы думаете можно ли из соленой воды сделать пресную воду? (ответы детей)

Опыт: в чайник с водой насыпать соль. Подставить тарелочку над носиком чайника, под тарелочкой поставить пустой стакан. Включить чайник и ждать пока капли пара не наберутся в стакан. Весь опыт проводить в перчатках. Дать попробовать детям эту воду.

- Какая вода на вкус? (ответы детей)
-С помощью чего нам удалось получить из соленой воды пресную? (ответы детей)

Метод: игровой
Приём: игровые моменты, игры и упражнения

Метод: наглядный

Приём: работа с карточками, картинками и фишками.

Дети выполняют задания и упражнения с опорой на словесные указания воспитателя.

Дети выполняют задания и упражнения, направленные на обучение счёту в пределах первого десятка.

Физкультминутка «Рыбки»

Покажи своей ладошкой, (рука перед собой)

Как резвятся рыбки – крошки (присесть)

В быстром чистом ручейке, (пробежать вокруг себя)

Зарываются в песке. (присесть и закрыться руками)

А как вы думаете, какая вода плотнее? Почему? (ответы детей)
-Давайте проведем эксперимент. Возьмем яйцо. Окунём его в пресную воду. Что произошло? (ответы детей)
-Верно, яйцо утонуло.
-А теперь давайте добавим в воду соль и снова опустим наше яйцо. Что произошло на этот раз? (ответы детей)

-Яйцо утонуло, верно. Но утонуло наполовину, не упало на дно стакана.
-Давайте добавим ещё соль и опустим наше яйцо в третий раз. Что теперь мы видим? (ответы детей)

-Яйцо полностью утонуло. Потому что вода очень соленая и выталкивает его наверх.
-Значит чем больше соли в воде, тем больше она будет выталкивать объект на поверхность. А в пресной воде объект будет тонуть.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

-На этом наше экспериментирование подошло к концу, мы отлично поучаствовали в нашей деятельности и были очень умными учеными.

-Вам понравилось быть в роли ученых-экспериментаторов?
-Что мы сегодня делали?

-Какое задание для вас было трудным?

Давайте ещё раз с вами вспомним, что такое круговорот воды в природе?

-Что интересного вы сегодня узнали на нашем занятии?

-Понравилось ли вам? Что понравилось больше всего?

В следующий раз мы с вами проведем эксперимент с объектами, которые взаимодействуют с водой и которые вода отталкивает.

Метод: словесный
Приём: рефлексивный анализ, беседа

Дети будут отвечать на вопросы, выскажут свое впечатление о проделанной работе.

Сформируют представление о пресной и соленой воде и способах её получения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с элементами экспериментирования "Водичка, водичка, умой моё личико"

Цель данного занятия -- закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды и мыла. Воспитывать у...

Конспект НОД по экспериментированию "Вода, водичка"

Технология десткого экспериментирования....

Конспект игровой деятельности с элементами экспериментирования с соленым тестом 1 младшая группа

Конспект игровой деятельности с элементами экспериментирования с соленым тестом 1 младшая группа...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Цель занятия:Вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой....

"Информационная карта проекта "Вода, вода, кругом вода!"

quot;Информационная карта проекта "Вода, вода, кругом вода!"...

Экспериментирование на тему «Вода. Соленая и пресная»

Цель: формирование у детей понятия о том, как происходит круговорот воды в природе, и как из соленой воды можно получить пресную и наоборот....