Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)


Цель: развитие познавательно - исследовательскойактивности детей,формирование навыков экспериментирования.

Задачи: закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, формировать навыки экспериментирования и познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Совершенствовать навыки наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Демонстрационный материал: картинки с изображением разнообразных птиц; фото водоплавающих птиц, изображения перьев рулевых, маховых и пуховые; лупы; камушки; ножницы; алгоритм безопасности при проведении исследований, карточки-схемы свойств пера.

Раздаточный материал: тарелочки бумажные, перья натуральные по 1 шт. на ребенка, перья бумажные - по 2 шт. на ребенка, камушки, ножницы, стаканы с водой, пипетки, растительное масло, кисточки, фартуки, шапочки - на каждого ребенка.

Словарная работа: перья, птицы, рулевые, маховые и пуховые.

Предварительная работа: проведение опыта с воздухом и пакетом (ловим воздух в пакет, просмотр презентаций водоплавающие птицы, видео про птиц, повторение классификации птиц водоплавающие, не водоплавающие, особенности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Возраст детей: старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_starshey_gruppe.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»


Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Задачи: закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, формировать навыки экспериментирования и познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Совершенствовать навыки наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Демонстрационный материал: картинки с изображением разнообразных птиц; фото водоплавающих птиц, изображения перьев рулевых, маховых и пуховые; лупы; камушки; ножницы; алгоритм безопасности при проведении исследований, карточки-схемы свойств пера.

Раздаточный материал: тарелочки бумажные, перья натуральные по 1 шт. на ребенка, перья бумажные - по 2 шт. на ребенка, камушки, ножницы, стаканы с водой, пипетки, растительное масло, кисточки, фартуки, шапочки - на каждого ребенка.

Словарная работа: перья, птицы, рулевые, маховые и пуховые.

Предварительная работа: проведение опыта с воздухом и пакетом (ловим воздух в пакет, просмотр презентаций водоплавающие птицы, видео про птиц, повторение классификации птиц водоплавающие, не водоплавающие, особенности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Возраст детей: старшая группа

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром в группе я обнаружила вот такую посылку. От кого она, интересно? Ой. а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри? (достаю фотографию Учёного кота.) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Кот Ученый.

Как вы думаете, что там внутри: это может быть? На что похоже?

Давайте подумаем вместе? Достаю загадку и говорю: - А вот и подсказка! Достаю из конверта загадку и читаю.

Загадка:

Полистаю я странички: здесь — коричневые птички

Здесь — мы с бабушкой в лесу, здесь — котенка я несу.

С мамой фото соберем — вставим в мой.

Дети: (фотоальбом).

Воспитатель: правильно, Кот Ученый прислал нам фотоальбом. Альбом не простой. Познавательный. Давайте его внимательно? Что в нем? (открываем вместе фотоальбом)

Дети: фотографии птиц.

Воспитатель: правильно. Как много фотографий! И все они не похожи друг на друга. Какой вывод можно сделать? Что можно сказать, про птиц?

Дети: птицы очень много и все они разнообразные.

Воспитатель: правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.)

Дети: у птиц похожее строение тела, повадки схожие, отличает ах от других животных наличие крыльев.

Воспитатель: вы все правы, молодцы. А что вы можете про крылья сказать? (наводящие вопросы какие). Из чего состоят крылья у птиц?

Дети: из перьев.

Воспитатель: правильно, а как нам узнать побольше про перья?

Дети: перья можно рассмотреть, изучить, исследовать.

Воспитатель: Где обычно проводят ученые свои исследования, опыты и эксперименты?

Дети: в лаборатории.

Воспитатель: правильно, у ученых есть специальные лаборатории. И у нас в группе тоже есть своя мини—лаборатория. Давайте сходим гуда на экскурсию? (переходим в центр экспериментирования). Называется наша лаборатория «Почемучка». Самый главный и ней Кот Ученый. Он следит за соблюдением основных правил поведения и безопасности в лаборатории. Вот эти правила безопасности. Мы снами с ними знакомы. Вот тут мы и будем проводить наши исследования. Надеваем фартуки и шапочки. И подходим поближе.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, что вы видите па столе?

Дети: ответы детей (перечисляют все предметы, в том числе и перья).

Воспитатель: о, перья, вот они - то нам и нужны, давайте мы их рассмотрим более внимательно? Возьмите по одному перышку в руки.

ОПЫТ 1 КАКОЕ ПЕРО НА ОЩУПЬ?

Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?

Дети: ответы детей (гладкое, пушистое.).

Воспитатель: Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 1).

ВЫВОД 1: ПЕРО ГЛАДКОЕ, ПУШИСТОЕ.

ОПЫТ 2: ЛЕГКОЕ ИЛИ ТЯЖЕЛОЕ?

Воспитатель: а какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?

Дети: перо легкое!

Воспитатель: а почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? Дети: взвесить на весах, подержать в руках и т. п.

Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. Воспитатель: что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?

Дети: перо легкое.

Воспитатель: хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?

Дети: можно подуть на перо, бросить на пол.

Воспитатель: Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?

Дети: ответы детей перышко медленно летит в низ, плавно опускается.

Воспитатель: почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое легкое?

Воспитатель: Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?

Дети: ответы детей отверстие, внутри перо полое…

Воспитатель: правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?

Дети: воздух легкий.

Воспитатель: правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 2).

ВЫВОД 2: ПЕРО ЛЕГКОЕ

ОПЫТ 3: ПОЧЕМУ ПТИЦА ЛЕТАЕТ?

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему птицы не падают при полете? Как они летают?

Дети: они маленькие, легкие… умеют летать (ответы, предположения детей).

Воспитатель: конечно, они умеют летать, какие движения птица выполняет чтобы взлететь?

Дети: машут крыльями.

Воспитатель: вы правы, а теперь немножко отдохнем от наших исследований и поиграем.

Физкульминутка:

Стая птиц летит на юг (плавно машем руками)

Небо синее вокруг (показываем на небо)

Чтоб скорее прилетать - надо крыльями махать (быстро машут руками).

В небе ясном солнце светит - космонавт летит в ракете (на носочках тянемся вверх).

А в низу леса, поля. Расстилается Земля (наклон с разведение рук в стороны)
Птички начали спускаться, на полянку все садятся
(присели).

Предстоит им долгий путь - птичкам нужно отдохнуть (сидя кладем голову на ладошки).
И опять пора в дорогу - пролететь им нужно много
(встаем, машем крыльями).

Вот и юг, ура, ура.

Приземляться нам пора (возвращаемся к рабочим столам)

Воспитатель: возвращаемся к нашим исследованиям. Давайте попробуем и мы, как птицы помахать перьями. Берем в руки перышко, отходим немного от столов и машем. (Дети выполняют махи руками, держа перья).

Воспитатель: что вы заметили? Что происходит с пером при выполнении движений? Дети: перо как 6ы толкает воздух, отталкивается от воздуха.

Воспитатель: правильно, когда птица машет крыльями, все перья как бы отталкиваются от воздуха.

Воспитатель: а как 6ы нам узнать, почему же перо, несмотря на то, что оно очень легкое - может оттолкнуться от воздуха?

Дети: нам нужно его рассмотреть внимательно.

Воспитатель: при помощи чего мы можем рассмотреть перо? Что нам поможет?

Дети: рассматривание через лупу

Воспитатель: давай те возьмем лупы и посмотрим на перо — что видим?

Дети: много ворсинок, пушинки плотно прилегают друг к другу.

Воспитатель: правильно, у пера все ворсинки очень плотно прилегают друг к другу, нет даже маленькой щелочки. Перышко при движении как бы сопротивляется воздуху, отталкивается от него.

Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 3).

И можно сделать ВЫВОД 3 ВОРСИНКИ У ПЕРА ПРИЛЕГАЮТ ОЧЕНЬ ПЛОТНО ДРУГ К ДРУГУ, 3А СЧЕТ ЭТОГО ПЕРО КАК БЫ ОТТАЛКИВАЕТСЯ ОТ ВОЗДУХА. I1 ПТИЦА ВЗЛЕТАЕТ.

Воспитатель: И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.

Дети: маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку (подсказываю, если дети ответить затрудняются).

Воспитатель: а теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

ОПЫТ 4: ПОЧЕМУ ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ НЕ НАМОКАЮТ?

Воспитатель: знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала : - Почему их перья не намокают? А вы как думаете?

Дети: перья толще, не впитывают воду.

Воспитатель: правильно, оказывается у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.

Воспитатель: Вот у нас есть бумажные перья разных цветов. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?

Дети: растительное масло.

Воспитатель: конечно, ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?

Дети: На масленых перьях вода собирается в капельки, и стекает, перья не намокают. А бумажные перья впитывают водичку, и нужно время, чтобы они высохли

Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 4).

ВЫВОД 4: ПЕРЬЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ СМАЗАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ СМАЗКОЙ. ПОЭТОМУ ОНИ НЕ НАМОКАЮТ.

Воспитатель : а теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать.

Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам? Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным?

А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились?

Сможем младшим ребятишкам рассказать про перышки птиц?

Вы большие молодцы, отлично потрудились сегодня. А сладкий приз поможет вам восстановить силы. (раздаю угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебница- вода»

Программные задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный слова...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию проводилась с детьми старшей группы. В количестве 8 детей.По теме: «В гостях у Феи Волшебства»Цель: Создание условий, спо...

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе "Мы спасаем воду"...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "Необыкновенный и удивительный магнит "

Знакомство детей с понитиями "магнит", "магнитная сила". Дать представление о свойствах магнита. Обогащать словарь детей (притягивает,  примагничивает, магнетические, нем...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "В гостях у капельки"

конспект открытого занятия по экспериментирванию в старшей группе...

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это ...