Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Занимательные эксперименты»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

«Занимательные эксперименты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

«Занимательные эксперименты»

Автор: воспитатель Галахова Н.В.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

 Программное содержание:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и магнитов;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, цветная тушь, бумага, магниты, скрепки, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, салфетки и одноразовые тарелки.

Ход НОД:

Организационный момент:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе - «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе и магните, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить свои эксперименты

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Присаживайтесь за столы (дети садятся)

Воспитатель: итак, начнем наши эксперименты:

Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха (ответы).

- Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: а вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель: - А давайте проверим!

Воспитатель: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?

Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

- Ой, ребята, что это происходит с водой?

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: - Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.                      

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Физминутка “Мыльные пузыри”. 

- У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри).

- Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

Воспитатель: - А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

(магнит)

Воспитатель: я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.

Эксперимент №3 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)

Воспитатель: ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту? (ответы детей)

- Чтобы проверить сделан предмет из металла или нет мы можем тоже с помощью магнита.

Эксперимент № 4 «Все ли притягивает?»

(На столе находятся несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)

Воспитатель спрашивает, какие предметы дети видят на столе.

Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету и проверяют, притягивает их магнит или нет. Уточнить с детьми из чего сделаны предметы, находящиеся на столе.

Вывод: магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.

Воспитатель: послушайте, ребята, я расскажу вам, почему магнит так назвали.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: ребята, если мы накроем магнит сверху бумажным листом, будет ли он теперь притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет? (ответы детей)

Эксперимент №5 «Действует ли магнит через бумагу и пластик?»

К одноразовой пластиковой тарелке, поднятой над столом, снизу прикладывается магнит. На тарелке находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по тарелке.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через пластик.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша лаборатория? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию проводилась с детьми старшей группы. В количестве 8 детей.По теме: «В гостях у Феи Волшебства»Цель: Создание условий, спо...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе "Необыкновенный и удивительный магнит "

Знакомство детей с понитиями "магнит", "магнитная сила". Дать представление о свойствах магнита. Обогащать словарь детей (притягивает,  примагничивает, магнетические, нем...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Занимательная математика»

1. Организационный моментВосп.: Ребята, к нам пришло видеопослание.- Вам интересно от кого это?Ответы детей.- Сейчас мы его посмотрим.Включается видео на ноутбуке.«Здравствуйте, друзья! Меня зов...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Занимательные эксперименты»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Занимательная математика»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Занимательная математика»Цель:Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навык...