КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Нелли Андреевна

Цель: − Обучение детей методам экспериментирования. − Расширение знаний о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa-voda.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЦЕНАРИЙ

непрерывной образовательной деятельности по образовательной области

 «Познавательное развитие»

для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Волшебница вода» (экспериментирование)

 

                                                                                                                                           воспитатель

Васильева Нелли Андреевна

 

Используемые технологии:

*Игровые технологии

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Санкт – Петербург

2024

«Волшебница вода»

Цель: сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха).

Задачи:

Образовательные 

-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

- Познакомить со свойством воды;

- Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе

Развивающие 

        - развивать диалогическую речь у детей;

         -развивать общую и мелкую моторику

        - развивать воображение и логическое мышление;

- Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;

 Воспитательные 

-поощрять и поддерживать самостоятельность ребенка в ходе работы;

-побуждать детей к поисковой деятельности;

       - воспитание аккуратности в ходе работы;   

- воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа: 

     

        Просмотр видеозаписи о значении воды на Земле;

        Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»;

        Чтение  стихов и пословиц о воде.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Игрушка Мишка, зонтик, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, дольки лимона, цветные трубочки, клеенка, салфетки.  

Организация детей подгрупповое занятие

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

 

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Дети входят в группу.

Доброе утро, ребята!

Сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.

Прошу вас собраться в кружок.

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг 

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети здороваются

Дети встали в круг и взялись за руки

Мотивация

-Сегодня я пришла в группу и увидела  расстроенного Мишку.

-Как вы думаете, почему Мишка расстроился?

- Рано утром был дождь и он весь промок.

- Скажите, что же такое дождь

- Вы правильно сказали, что дождь-это вода.

Мишка сидит под зонтом.

Ответы детей. (Был дождь)

Дети высказывают свои предположения

( Дождь –это капли воды)

 

Целеполагание

-Тучка решила порадовать Мишку и подарила ему зонтик. Он необычный, с загадками.

Поможем Мишке отгадать загадки, тогда зонтик у него останется, и Мишка больше не промокнет под дождем

Дети рассматривают зонтик, на нем приклеены капельки с условными изображениями кран с льющейся водой, глаз, нос, язык и рот.

Планирование деятельности

Мы с вами будем снимать капельки воды с зонтика и отгадывать загадки. Ответы на эти загадки будем искать в лаборатории.

Реализация плана

Оценка и рефлексия

Сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.

Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять:

1 Слушаем внимательно воспитателя.

2 Разговариваем вполголоса.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

Прошу вас надеть фартучки.

Снимем первую голубую капельку –загадку с зонтика.

-Как вы думаете, что это может означать?

-Сейчас мы это узнаем

(Опыт№1 «Вода течёт»)

- Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй с наполненной водой.

Возьмите в руки  стакан, и попробуйте из стакана с водой и попробуйте наполнить пустой стакан.

 Получилось?

Молодцы! Как думаете, почему это нам удалось?

Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт, льется.

А если она льется, значит, она какая?

Еще ее называют жидкостью.

 Вот мы с вами это и выяснили.

-Снимем следующую  капельку –загадку с зонтика.

Что на ней изображено?

Что же это может означать?

(Опыт №2)

Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.

Ребята, пожалуйста подойдите к столу с изображением желтой капельки с приготовленными стаканами. 

-Я предлагаю каждому рассмотреть воду в стакане. 

- У нас есть разноцветные трубочки. Давайте опустим  будем опускать в воду эти трубочки и посмотрим, с цветом какой палочки совпадет цвет воды.

- Ну, что ребята, подошла какая-нибудь трубочка по цвету?

- Какой цвет имеет вода?


Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды?
Вывод: чистая вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная

Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

-Молодцы ребята, я поздравляю вас с успешно проведенным экспериментом, где мы с вами доказали, что вода прозрачная! И что помогло нам увидеть это?

-Спасибо дорогие ученые за правильное предположение.

Я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть

Капельки» (музыкальная игра)
(музыка и слова А. Яранова).

1. (дети бегают) С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух! (присели)
Припев (2 раза): Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)

2. (бегут) С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.

Немного отдохнули, продолжим помогать Мишке отгадывать загадки.

Сейчас снимите , пожалуйста, с зонтика зеленую  капельку

- Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас в следующую лабораторию. Здесь отгадаем еще одну загадку

(Опыт №3 «Вода не имеет запаха»)

- Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?

Как это можно определить?

-Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для опыта к следующему столу с изображением зеленой капельки в нашей лаборатории.

На столе стаканчики с водой.

-Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах. А как мы можем это определить?

-Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом. Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане.

- Ребята чем пахнет вода?
Во второй стакан давайте положим кусочек лимона в воду. Понюхайте воду с лимоном. Чем пахнет?

- Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?

- Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Вывод:чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах того, что в нее добавили.

 -Что скажете?

Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

-мы провели  еще один  опытом и выяснили, что вода не имеет запаха! У меня остался в этом эксперименте один вопрос, что помогло нам определить, что вода без запаха?

-Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.

Сейчас снимите , пожалуйста, с зонтика фиолетовую  капельку

Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с таким же изображением в нашей чудесной лаборатории для проведения следующего опыта и разгадывания загадки.

(Опыт №4)

-Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам попробовать вкус у питьевой воды.

 Есть ли вкус у воды?

-Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?

-Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.

-Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус?

-Да, мы определили еще одно свойство воды, что чистая вода не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?

-Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.

-Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.

-Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов.

Скажите, мы помогли Мишке разгадать загадки?

 Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?

-Как мы узнали, что вода жидкая?

Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем знак-… какой?

-А как мы узнали, что вода прозрачная? Что помогло нам определить это?

-Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем знак-… какой?

-В следующем опыте -разгадке что мы с вами определили? Что нам помогло?

-Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.

-Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?

-Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате условное обозначение.

 Мы помогли Мишке отгадать загадки на капельках?

Значит , зонтик останется у Мишки и он больше не промокнет под доджем.

Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.

В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», за успешное проведение научных опытов.

Вручение сертификатов.

Дети проходят в «лабораторию», надевают фартучки.)

Один из детей снимает голубую  капельку с изображением крана и льющейся воды.

Дети  высказывают предположения.

Да

Потому что вода льется, течет.

Жидкая.

Один из детей снимает желтую капельку с изображением глаза

Ответы детей

Опускают цветные трубочки в стаканы с водой

- Нет, не подошла.

Ответы детей. (прозрачная, бесцветная)

Дети делают вывод, что вода прозрачная .

Дети: «Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная»

На экране ролик, дети повторяют движения за педагогом и капелькой

Дети снимают карточку (с условным обозначением – нос)

(да)

Понюхать

Дети нюхают воду..

- Нет, вода не пахнет

Ответы детей.

 

- Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.

(Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха.)

Д: Нам помог наш нос.

(Дети соглашаются, высказывая интерес

Один из детей снимает фиолетовую  капельку с условным обозначением – рот и язык

Дети подходят к столу.

высказывают свои предположения.

Мы можем попробовать воду.

Дети пробуют воду.

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса.

Дети: «Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.»

Дети садятся на стульчики.

Да

Дети: «Сегодня мы узнали, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая»

Мы переливали воду из стаканчика в стаканчик

Кран с льющейся водой

Дети: «Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее цветные трубочки. А помогли увидеть нам наши глаза»

Дети: «Глаза»

Дети: «Мы определили что вода не имеет запаха. Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.»

В следующем опыте мы определили, что вода без вкуса. Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...