Учебное занятие «Следы в зимнем лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корнилова Елена Юрьевна

Данное занятие направлено на формирование навыка у детей различать следы различных животных, птиц и людей. Материал может быть использован для работы с детьми 5-6 лет.Цель: Углубление и систематизирование знаний о следах животных в зимнее время

Цель: Углубление и систематизирование знаний о следах животных в зимнее время

Развитие интереса, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости к живой природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО Эколого-биологический центр

Учебное занятие «Следы в зимнем лесу»

Автор работы : Корнилова Елена Юрьевна, педагог высшей квалификационной категории

город Дзержинск,

2022 год

«Природа - вечный источник добрых чувств детей»

В.А.Сухомлинский.

Данное занятие направлено на формирование навыка у детей различать следы различных животных, птиц и людей. Материал может быть использован для работы с детьми 5-6 лет.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности. В том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Природа же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребенка, должна в этом играть одну из главных ролей, она должна нести эмоционально - ценностную сущность. Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, проявление симпатии к миру, стремление приблизить его к себе, познать, понять.

Цель: Углубление и систематизирование знаний о следах животных в зимнее время

Развитие интереса, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости к живой природе

        Задачи:         

Обучающие:

познакомить учащихся с объектами окружающей природы;

научить детей различать следы животных;

расширить знания по основным видам домашних и диких животных.

Развивающие:

формировать эмоциональную отзывчивость к природе и её обитателям;

развивать интерес к природным объектам и явлениям;

обогащать представления детей об образе жизни диких животных;

развивать наблюдательность.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательность к живым существам

формировать у детей познавательный интерес к природе и потребности к общению с ней;

формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности в отношениях друг с другом.

На занятиях применяются групповая, парная и индивидуальная формы работы.

- просмотр видеофильмов;

- экскурсии;

- дидактические игры;

приемы  игры – имитации

Оборудование: картинки и рисунки с изображением зимнего леса, животных, их следов на снегу, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Загадка о зиме.

Сейчас я загадаю вам загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответ детей: Зима)

Давайте представим, что мы с вами поехали в зимний лес.

Упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)

Мы шагаем по сугробам, ( Дети идут, высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым.                                                    

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,  (Садятся и поглаживают ноги ладонями снизу вверх)

Наши ноженьки устали.                                                      

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Вот мы и приехали в лес. Зимой лес выглядит сказочно.

Можно показать или вывести на экран изображения зимнего леса.

Зимой очень много снега и мы в этом сейчас убедимся

Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в стихотворении (подбор однокоренных слов)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю   снег.

С неба все скользят пушинки – серебристые   снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается   снежок.

Вот веселье для ребят – всё сильнее    снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в   снежки.

Словно в белый пуховик нарядился  снеговик.

Рядом снежная фигурка – это девочка -   снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой   снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил   снег. 

Молодцы ребята, правильно слова подобрали.

Все деревья стоят в снегу, вокруг нас сугробы, воздух замечательный!

Посмотрите на картину, какой красивый зимний лес

Рассказ воспитателя (по В. Бианки)

 «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днем идет снег — страницы чистые. А утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек, точек, непонятных завитушек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал?»

Просмотр фильма  «Следы в зимнем лесу»

Покрытая снегом земля сравнивается с книгой. И в ней расписываются звери, птицы.  Вот мы с вами, ребята, чем пишем и рисуем? (Ответ: руками)

А как вы думаете, чем могут писать животные по снегу?

Конечно, большинство из них пишут лапами. А могут и хвостом, и носом, и брюхом. Птицы тоже лапкам, хвостом и крыльями.

Рассматриваем картинки со следами (Приложение 1). Попробовать изобразить следы на манке, раскатанном пластилине, тесте, отпечатком на бумаге. Выложить следы из камушков. 

А теперь давайте поиграем. Игра «Подставь прилагательное»

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет. (Нужно подобрать прилагательное)

Если пробежал заяц, мы как можем назвать след (заячий), если прошел волк (волчий), след медведя (медвежий), след белки (беличий), у птицы следы (птичьи), след лисы (лисий),след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий)

– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?

Просмотр мультфильма «Следы невиданных зверей» (Из серии «Маша и медведь)

Вот, послушайте ещё одно стихотворение какие следы оставляют животные в лесу.

Стихотворение Н Тарханов «Следы»

Кто водил здесь ниточкой

Синеватых бус?

Горностая белого

Тонкий черный ус…

Кто здесь вышил бисером

тропочку в камыш?

Это от лисицы

Убегала мышь.

Кто, скажи, узорами

Берег расписал?

Куропатки белые

Побывали там

На снегу, как в книге,

Я читал следы.

Посмотри внимательно-

Всё поймешь и ты!

Ребята, зимой обычно бывает холодно. Хотите, я научу вас как согреться.

Согревалочка

Руки в кулачки сожмём  (Дети сжимают руки в кулачки) 

И немножко подождем. (Дуют на кулачки и ладошки разжимаются)

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём, (По-очереди нажимают на пальцы правой и левой руки

сильно на него нажмём)

Мы ладошки растираем  (Потереть ладошки рук)

И лицо обогреваем.    (Водят ладошками по щекам)

Растираем лобик тоже,  (Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу)

Тёплым стать ему поможем.

Щёчки надуваются. (Одновременно надувают обе щеки)

Губки улыбаются. (Растянуть губы в улыбке)

А теперь немного поиграем. Первая игра называется «Угадай-ка». Ребёнок получает картинку с изображением животного: белки, зайца, лисы. Затем он описывает это животное, желательно подробно, а вы должны угадать, кто это.

Можно провести часть занятия или отдельное занятие на прогулке.

На свежем снегу отлично видны следы птиц и зверей. Поэтому зимой у вас есть прекрасная возможность стать детективом и выяснить, кто без спроса разгуливает по вашей территории.

-А хотите узнать, кому принадлежат следы? Кто может оставить следы на территории нашего детского сада. Давайте сначала вспомним, кого мы видели с вами раньше на наших прогулках. (ответы детей)

Стихотворение В.Р.Косыгиной «Следы на снегу»

Интересные следы
На снегу я вижу.
Чтобы  лучше рассмотреть,
Наклоняюсь ниже.
Возле веточек сухих
Воробьи скакали
Видно, зернышки они
С веточек клевали.
Вот собака пробежала
И, конечно, не одна.
Рядом с ней снежок бежал
След почти свой заметал.
Вот лиса пробралась хитро,
До курятника дошла,
Только дверь была закрыта,
Так ни с чем она ушла.
Гусь прошел к воде степенно,
След похож на самолет.
Вот сейчас он ступит в воду
И куда-то поплывет.
Эти ниточкой следы,
Кто же их остановил?
Не могу я угадать
Нужно мне понаблюдать.
А потом вдруг осенило,
Это мышка семенила.
Видно, норку потеряла
И искать совсем устала.
На снегу свое письмо,
Прочитать не так легко,
Нужно постараться,
Чтобы разобраться.

В ходе прогулки определяем, что по участку ходили кошка, собака, голубь, ворона, воробей.

- Ребята, а мы с вами оставляем тоже разные следы!

На сапожках и ботиночках подошва у всех разная: гладкая, или рифленая.

А кто прошёл здесь? (детям нужно определить, кто прошёл, в какой обуви).

Ну, а теперь нам пора возвращаться.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А что больше всего понравилось?

А что не понравилось?

(Подготовить коробочку или корзиночку со снежинками)

В этой корзиночке зима оставила вам волшебные снежинки, если вам путешествие понравилось, вы можете взять белую снежинку, а если нет то голубую.

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2002. – 160 с.
  2. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.:ИД «Цветной мир,2015. – 144 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Артеменко Е. А., Недвигина Е. Д. «Путешествие в зимний лес». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 740-742. (Электронный ресурс), — URL https://moluch.ru/archive/108/25898/.
  2. Животный мир. Животные планеты Земля. Следы животных (Электронный ресурс), - http://faunazoo.ru/sledy-zhivotnyx
  3. Мультяшки Развивашки. Мир дикой природы. Серия «Следы на снегу» (Электронный ресурс), - https://www.youtube.com/watch?v=nBO5pDYCOGQ
  4. Охотник.ру  как распознать следы животных Охотник.ру .Как распознать следы (Электронный ресурс), - http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=41
  5. Рудковский Н.Н. По  следам лесных  зверей (Электронный ресурс), -http://piterhunt.ru/Library/rukovskiy/po_sledam_lesnih_zverey/24.htm
  6. Следы животных (Электронный ресурс), -https://www.youtube.com/watch?v=WKJSY7nDmQQ

Приложение

Следы собаки и кота

Следы собаки, волка и лисы

Следы белки

Следы хорька и куницы

Следы ласки и горностаяСледы ласки и горностая

Следы барсука, ежа и крота

Следы барсука, ежа и крота

Следы барсука, ежа и крота

Следы кабанаСледы зайца

Следы оленя, лося и косули

Следы птиц на снегу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспект интегрированного логопедическго занятия "Пргулка по зимнему лесу"

Конспект интегрированнго логопедическго занятия "Прогулка по зимнему лесу" для детей подготовительной группы  (с музыкальным руковдителем)...

Конспект интегрированного занятия "Прогулка по зимнему лесу" (старшая группа)

Интегрированное занятие с старшей группе для детей с НОДА Воспитатель МДОУд/с «Росинка» г. БалашоваБурдина Татьяна ВасильевнаУчитель-логопедИванова Татьяна ЕвгеньевнаИнструктор по физическо...

Занятие "Прогулка по зимнему лесу"

Программное содержание: Закрепить и обобщить представления детей о зиме как времени года; о погодных условиях в зимнее время; о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним усл...

Открытое комбинированное игровое занятие-консультация "В зимнем лесу".

Цель: Стимулировать/повысить интерес родителей к взаимодействию с ребенком в играх, направленных на развитие познавательной и речевой сферы.-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.-Г...

тематическое занятие "Прогулка в зимнем лесу."

Занятие для детей старшего дошкольного  возраста.Поставлены следующие воспитательно-образовательные задачи: 1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.2....

логоритмическое занятие Прогулка по зимнему лесу

Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность занятия способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает п...