"Зимний лес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать у детей представление о характерных признаках зимы. Закреплять понятия "иней", "снег", "прозрачный". Закреплять ориентировку в пространстве. Развивать умение наблюдать за явлениями в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
« ЗИМНИЙ ЛЕС»
Подготовила : воспитатель
Галушко Екатерина Борисовна
Х. ТАНЦУРА КРАМАРЕНКО
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
« ЗИМНИЙ ЛЕС»
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о характерных признаках зимы.
- Закрепить понятия « иней», « снег», « прозрачный».
- Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Развивающие:
- Развивать зрительную память.
- Закрепить ориентировку в пространстве.
- Развивать умение наблюдать за явлениями в природе.
- Формировать умение обосновывать свой ответ, использовать в речи доказательные слова.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях сочувствие, желание помочь зимующим птицам перезимовать.
- Формировать умение замечать и чувствовать красоту природы.
- Воспитывать сопричастность к окружающей природе.
Материал: Маршрутная карта- схема, верёвка, кормушки, корм для птиц, (карточки с изображением капкана, места для подкормки диких животных сеном, дупла белки, сторожки лесника, фонарика, котелка, палатки, теплых вещей и т.д.).
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришла открытка. Чтобы нам догадаться от кого она, внимательно прослушайте что на ней написано.
Далеко на севере
Где мороз и лед,
В снежном государстве
Королева живет.
А сегодня в гости,
К вам она идет
Ваш любимый садик,
Снегом заметёт.
Если не боитесь
Повстречаться с ней,
Приезжайте ,дети,
В зимний лес скорей!
Воспитатель: Вы наверное уже догадались, от кого эта открытка, кто приглашает нас к себе в гости?
Дети: Нас приглашает в гости Зимушка- Зима.
Воспитатель: Вы правы. И чтобы мы не заблудились, она для нас положила в конверт план- схему, по которому мы будем идти и попадем к ней.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем она нас приглашает в гости?
Дети: Наверное для того, чтобы показать нам, как изменился лес.
Воспитатель: Так что мы в вами решили, примем мы приглашение Зимушки- Зимы, поедем в лес или останемся в детском саду?
Дети: Обязательно поедем.
Воспитатель: Тогда нам надо хорошо продумать, что мы должны взять с собой в лес, ведь в путешествии случаются разные не предвиденные ситуации. Как вы думаете. Что нам необходимо иметь при себе?
Дети: Теплые вещи и обувь, спички, фонарик, воду, котелок, палатку, веревку и т.д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « СОБЕРИСЬ В ПОХОД»
( Дети из предложенных карточек выбирают необходимые для похода предметы)
Воспитатель: Все правильно вы подобрали, пора отправляться в дорогу, все готовы? Тогда в путь! А на чем мы поедем мы в зимний лес вы узнаете, ели отгадаете мою загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
( поезд, электричка)
Воспитатель: Совершенно верно, мы отправимся в наше путешествие на электричке, проходите в вагоны, занимайте свободные места. Электричка отправляется.
( дети проходят в воображаемые вагоны, занимают места)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в общественных местах, кто мне их назовет? Давайте вместе их повторим.
- Не подходи близко к краю платформы.
- Не высовывайся из окна транспорта.
- Не толкай других пассажиров.
- Не наступай на ноги пассажирам.
- Не мусори в вагоне.
- Не пачкай сиденья в транспорте.
- Не разговаривай громко, не кричи.
- Не ходи по проходу во время движения транспорта.
- Уступай место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Воспитатель: Да, все правильно, мы можем отправляться.
(Дети отправляются в путь, наблюдая природу в окне)
Воспитатель: Вот мы и на месте. Предлагаю рассмотреть карту- схему экологической тропы, что на ней изображено?
Дети: Условные обозначения тропы, сторожки лесника, реки. бурелома, лесной полянки.
Воспитатель: Хорошо, вы очень внимательны. Тогда в путь.
( Дети идут по намеченному маршруту, первая преграда - замерзшая река).
Воспитатель: Как вы думаете, сможем мы перебраться на другой берег реки и как?
( Дети высказывают свои предположения)
Дети: Река замерзла, можно перейти по льду. Но мы не знаем толщину льда и можем провалиться , а это очень опасно.
Воспитатель: Так что вы еще можете предложить?
Дети: Построить через реку мостик, но надо найти такое место, где река не широкая, а узкая.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А из чего мы сделаем мост?
Дети: По дороге мы проходили мимо поваленных ветром деревьев, принести оттуда бревна, связать их веревкой и построить мостик.
Воспитатель: Тогда приступаем к работе.
( Дети выполняют задание)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ПОСТРОИМ МОСТ»
Воспитатель: Вот мы с вами и на другой стороне реки. Давайте посмотрим на нашу план- карту, что на ней нарисовано дальше.
Дети: Дальше мы должны найти избушку лесника, которая расположена на лесной полянке.
Воспитатель: А как мы найдем лесную полянку?
Дети: Может нам поможет белочка, которая тоже изображена на плане.
Воспитатель: Тогда мы с вами должны найти дупло белочки, она обязательно нам поможет.
( Дети осматривают деревья и находят дупло, где живет белочка)
Дети: Здравствуй , белочка.
Белочка: Здравствуйте, что привело вас в лес в такую погоду?
Дети:
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- Что делают птицы весной?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как люди заботятся о птицах?
- Как называются деревья, которые всегда зелёные, летом и зимой?
Белочка: Хорошо, вы все правильно ответили, но я хочу, чтобы вы со мной ещё и поиграли.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « РАССКАЖИ ЧТО СЛЕВА, РАССКАЖИ ЧТО СПРАВА»
( Дети выполняют условия игры, белочка показывает им дорогу к леснику)
Дети: Большое спасибо, до новых встреч!
( Дети по тропинке выходят к избушке лесника, он приветствует их).
Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Молодцы! Но, мне бы хотелось, чтобы вы и меня порадовали. Я знаю, что вас пригласила в гости Зимушка – Зима и она попросила меня вас к ней проводить.. Но я не могу вам не задать несколько вопросов. Как только вы на них ответите, мы сразу же отправимся к Зиме. Кто из вас знает, какие у меня обязанности в лесу?
Дети:
- Лесник следит за тем, чтобы никто не рубил деревья.
- В холодное время подкармливает животных.
- Следит за тем, чтобы никто не стрелял животных и не ловил их в сети и капканы.
Лесник: Совершенно верно. Я - главный человек в лесу. Я сторож, хранитель и защитник леса. У меня есть свой участок, за который я отвечаю. Я постоянно осматриваю свои угодья, навожу порядок. Я знаю, где и как растут деревья, какие из них можно рубить, а какие лечить. Знаю, где нужно посадить новые деревья. Знаю повадки всех обитателей леса. Ведь для многих птиц и зверей лес родной дом. Я охраняю лес от пожаров, от браконьерских порубок, от насекомых вредителей и высаживаю их там, где лес нуждается в восстановлении. Хорошо в лесу. И сейчас я хочу показать, как красиво у нас в лесу
Воспитатель. Спасибо вам за ваш рассказ.
Лесник: А я бы еще хотел поиграть с детьми.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»
1. Рвать цветы охапками можно? (нельзя)
2. Сорить в лесу? (нельзя).
3. Сажать деревья? (можно).
4. Ухаживать за животными, растениями? (можно).
5. Разжигать костры? (нельзя).
6. Разрушать гнезда, муравейники? (нельзя).
7.Ставить сети и капканы на животных и птиц? ( нельзя)
Лесник: Какие вы молодцы. А кто знает. Что такое « капкан» и кто его может поставить?
Дети: Капкан- это приспособление для ловли животных, если оно в него попадет, то не сможет выбраться.
Лесник: А как называются люди, которые занимаются не законным отловом зверей и используют « капканы»?
Дети: Не знаем.
Лесник: Такие люди называются браконьерами. Они ловят редких животных и птиц и продают их.
Лесник: Молодцы, вы много знаете, и мне ничего не остается, как проводить вас к Зиме, собираемся в дорогу.
Воспитатель: Перед дорогой нам необходимо размяться.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Воспитатель: Вот теперь мы готовы отправиться дальше.
( Дети идут по зимнему лесу, любуются его красотой).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какого цвета лес зимой?
Дети: Веточки лиственных деревьев коричневые, иголки хвойных деревьев зеленые, снег белый.
Воспитатель: Солнышка не видно, а в лесу светло. Как вы думаете, почему?
Дети: Светло от снега.
Лесник: Вот мы и пришли. Зимушка – Зима вас ждет, а мне пора возвращаться в лес, следить за порядком. До новых встреч.
Зима: Здравствуйте , ребята! Я давно вас жду и очень рада, что вы наконец пришли ко мне. Вы знаете, что у каждого времени года есть любимый цвет, а какой любимый цвет у меня, кто догадался?
Дети: У Зимушки – Зимы любимый цвет – белый.
Зима: Правильно. А скажите ребята, чем пахнет лес зимой?
Дети: Зимний лес пахнет свежестью, прохладой, морозом.
Зима: Да, в зимнем лесу много свежего воздуха и я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА « СНЕЖИНКИ И ВЕТЕРОК»
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.
Зима: Ребята. а кого вы встретили в лесу?
Дети: Никого не встретили.
Зима: А как вы думаете, почему не видно лесных жителей?
Дети: Все лесные жители спрятались в свои норки и отдыхают.
Зима: Какими звуками наполнен зимний лес? Закройте глаза и послушайте. Слышите, как тихо в лесу? Даже птиц не слышно, как вы думаете, почему?
Дети: Птиц не слышно, потому что они улетели в теплые края.
Зима: А все ли птицы улетели?
Дети: Остались зимующие птицы: дятел, воробей, ворона. сорока, синичка, снегирь и др.
Зима: А как можно помочь птицам. Которые не улетели в теплые края, а остались зимовать вместе с нами, ведь им очень тяжело приходится без нашей помощи?
Дети: Мы всю зиму будем их подкармливать и сегодня мы для них принесли с собой кормушки и корм.
( Дети вместе с воспитателем развешивают принесенные кормушки, насыпают в них корм).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ПТИЦЫ И СТУЖА»
Зима: Большое спасибо, что вы заглянули ко мне в гости. Я убедилась, что вы очень много знаете о лесе и его обитателях. А сейчас мне пора возвращаться к своим обязанностям, проверить, все ли деревья и кусты укрыты снегом, хорошо ли мороз сковал реки и озера, не проснулся ли кто из зверей раньше времени. До свидания, жду вас в гости на следующий год.
( Зима уходит, дети машут рукой ей в след)
Воспитатель: Ребята. нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним наш маршрут.
( Дети вместе с воспитателем следуют согласно маршрута, проговаривают направление своего движения)
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Предлагаю нарисовать зимний пейзаж и подарить эти рисунки своим родителям.
( Дети рисуют зимний пейзаж)
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поговорите о птицах, которые остались зимовать, нарисуйте их, составьте рассказ о том, как помочь зимующим птицам. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-61982-1428655624.jpg)
Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"
Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/24/picture-80422.jpg)
Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».
Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-89280-1508790863.jpg)
Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».
Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-176766-1359038155.jpg)
Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»
Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года
Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет
Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....