"Зимний лес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Формировать у детей представление о характерных признаках зимы.  Закреплять понятия "иней", "снег", "прозрачный". Закреплять ориентировку в пространстве. Развивать умение наблюдать за явлениями в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_les-podg.gr_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ  НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
« ЗИМНИЙ ЛЕС»

                                                                   Подготовила : воспитатель

                                                                         Галушко Екатерина Борисовна

                                    Х. ТАНЦУРА КРАМАРЕНКО

КОНСПЕКТ  НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
« ЗИМНИЙ ЛЕС»

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представление о характерных признаках зимы.

- Закрепить понятия « иней», « снег», « прозрачный».

- Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Развивающие:

- Развивать зрительную память.

- Закрепить ориентировку в пространстве.

- Развивать умение наблюдать за явлениями в природе.

- Формировать умение обосновывать свой ответ, использовать в речи доказательные слова.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях сочувствие, желание помочь зимующим птицам перезимовать.

- Формировать умение замечать и чувствовать красоту природы.

- Воспитывать сопричастность к окружающей природе.

Материал: Маршрутная карта- схема, верёвка, кормушки, корм для птиц, (карточки с изображением капкана, места для подкормки диких животных сеном, дупла белки, сторожки лесника, фонарика, котелка, палатки, теплых вещей и т.д.).

                                  ХОД  НОД

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришла открытка. Чтобы нам догадаться от кого она, внимательно прослушайте что на ней написано.

   Далеко на севере

   Где мороз и лед,

   В снежном государстве

   Королева живет.

   А сегодня в гости,

   К вам она идет

   Ваш любимый садик,

   Снегом заметёт.

   Если не боитесь

   Повстречаться с ней,

   Приезжайте ,дети,

   В зимний лес скорей!

Воспитатель: Вы наверное уже догадались, от кого эта открытка, кто приглашает нас к себе в гости?

Дети: Нас приглашает в гости Зимушка- Зима.

Воспитатель: Вы правы. И чтобы мы не заблудились, она для нас положила в конверт план- схему, по которому мы будем идти и попадем к ней.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем она нас приглашает в гости?

Дети: Наверное для того, чтобы показать нам, как изменился лес.

Воспитатель: Так что мы в вами решили, примем мы приглашение Зимушки- Зимы, поедем в лес или останемся в детском саду?

Дети: Обязательно поедем.

Воспитатель: Тогда нам надо хорошо продумать, что мы должны взять с собой в лес, ведь в путешествии случаются разные не предвиденные ситуации. Как вы думаете. Что нам необходимо иметь при себе?

Дети: Теплые вещи и обувь, спички, фонарик, воду, котелок, палатку, веревку и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « СОБЕРИСЬ В ПОХОД»

( Дети из предложенных карточек выбирают необходимые для похода предметы)

Воспитатель: Все правильно вы подобрали, пора отправляться в дорогу, все готовы? Тогда в путь! А на чем мы  поедем мы в зимний лес вы узнаете, ели отгадаете мою загадку:

   Братцы в гости снарядились,

   Друг за друга уцепились,

   И помчались в путь далёк,

   Лишь оставили дымок.

                  ( поезд, электричка)

Воспитатель: Совершенно верно, мы отправимся в наше путешествие на электричке, проходите в вагоны, занимайте свободные места. Электричка отправляется.

( дети проходят в воображаемые вагоны, занимают места)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в общественных местах, кто мне их назовет? Давайте вместе их повторим.

   - Не подходи близко к краю платформы.

   - Не высовывайся из окна транспорта.

   - Не толкай других пассажиров.

   - Не наступай на ноги пассажирам.

   - Не мусори в вагоне.

   - Не пачкай сиденья в транспорте.

   - Не разговаривай громко, не кричи.

   - Не ходи по проходу во время движения транспорта.

   - Уступай место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Воспитатель: Да, все правильно, мы можем отправляться.

(Дети отправляются в путь, наблюдая природу в окне)

Воспитатель: Вот мы и на месте. Предлагаю рассмотреть карту- схему экологической тропы, что на ней изображено?

Дети: Условные обозначения тропы, сторожки лесника, реки. бурелома, лесной полянки.

Воспитатель: Хорошо, вы очень внимательны. Тогда в путь.

( Дети идут по намеченному маршруту, первая преграда - замерзшая река).

Воспитатель: Как вы думаете, сможем мы перебраться на другой берег реки и как?

( Дети высказывают свои предположения)

Дети: Река замерзла, можно перейти по льду. Но мы не знаем толщину льда и можем провалиться , а это очень опасно.

Воспитатель: Так что вы еще можете предложить?

Дети: Построить через реку мостик, но надо найти такое место, где река не широкая, а узкая.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А из чего мы сделаем мост?

Дети: По дороге мы проходили мимо поваленных ветром деревьев, принести оттуда бревна, связать их веревкой и построить мостик.

Воспитатель: Тогда приступаем к работе.

( Дети выполняют задание)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ПОСТРОИМ МОСТ»

Воспитатель: Вот мы с вами и на другой стороне реки. Давайте посмотрим на нашу план- карту, что на ней нарисовано дальше.

Дети: Дальше мы должны найти избушку лесника, которая расположена на лесной полянке.

Воспитатель: А как мы найдем лесную полянку?

Дети: Может нам поможет белочка, которая тоже изображена на плане.

Воспитатель: Тогда мы с вами должны найти дупло белочки, она обязательно нам поможет.

( Дети осматривают деревья и находят дупло, где живет белочка)

Дети: Здравствуй , белочка.

Белочка: Здравствуйте, что привело вас в лес в такую погоду?

Дети:

"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка:
Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- Что делают птицы весной?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как люди заботятся о птицах?
- Как называются деревья, которые всегда зелёные, летом и зимой? 

Белочка: Хорошо,  вы все правильно ответили, но я хочу, чтобы вы со мной ещё и поиграли.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « РАССКАЖИ ЧТО СЛЕВА, РАССКАЖИ ЧТО СПРАВА»

( Дети выполняют условия игры, белочка показывает им дорогу к леснику)

Дети: Большое спасибо, до новых встреч!

( Дети по тропинке выходят к избушке лесника, он приветствует их).

Лесник:  Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Молодцы! Но, мне бы хотелось, чтобы вы и меня порадовали. Я знаю, что вас пригласила в гости Зимушка – Зима и она попросила меня вас к ней проводить.. Но я не могу вам не задать несколько вопросов. Как только вы на них ответите, мы сразу же отправимся к Зиме. Кто из вас знает, какие у меня обязанности в лесу?

Дети:

  - Лесник следит за тем, чтобы никто не рубил деревья.

   - В холодное время подкармливает животных.

   - Следит за тем, чтобы никто не стрелял животных и не ловил их в сети и капканы.

Лесник: Совершенно верно. Я  - главный человек в лесу. Я сторож, хранитель и защитник леса. У меня есть свой участок, за который я отвечаю. Я постоянно осматриваю свои угодья, навожу порядок. Я знаю, где и как растут  деревья, какие из них можно рубить, а какие лечить. Знаю, где нужно посадить новые деревья. Знаю повадки всех обитателей леса. Ведь для многих птиц и зверей лес родной дом. Я охраняю лес от пожаров, от браконьерских порубок, от насекомых вредителей и высаживаю их там, где лес нуждается в восстановлении. Хорошо в лесу. И сейчас я хочу показать, как красиво у нас в лесу

Воспитатель.  Спасибо вам за ваш рассказ.

Лесник:  А я бы еще хотел поиграть с детьми.

               ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»  

1.     Рвать цветы охапками можно? (нельзя)

2.      Сорить в лесу?   (нельзя).

3.      Сажать деревья?  (можно).

4.     Ухаживать за животными, растениями? (можно).

5.     Разжигать костры?  (нельзя).

6.     Разрушать гнезда, муравейники? (нельзя).

      7.Ставить сети и капканы на животных и птиц? ( нельзя)

Лесник: Какие вы молодцы. А кто знает. Что такое « капкан» и кто его может поставить?

Дети: Капкан- это приспособление для ловли животных, если оно в него попадет, то не сможет выбраться.

Лесник: А как называются люди, которые занимаются не законным отловом зверей и используют « капканы»?

Дети: Не знаем.

Лесник: Такие люди называются браконьерами. Они ловят редких животных и птиц и продают их.

Лесник: Молодцы, вы много знаете, и мне ничего не остается, как проводить вас к Зиме, собираемся в дорогу.

Воспитатель: Перед дорогой нам необходимо размяться.

                     ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 

Воспитатель: Вот теперь мы готовы отправиться дальше.

( Дети идут по зимнему лесу, любуются его красотой).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какого цвета лес зимой?

Дети: Веточки лиственных деревьев коричневые, иголки хвойных деревьев зеленые, снег белый.

Воспитатель: Солнышка не видно, а в лесу светло. Как вы думаете, почему?

Дети: Светло от снега.

Лесник: Вот мы и пришли. Зимушка – Зима вас ждет, а мне пора возвращаться в лес, следить за порядком. До новых встреч.

Зима: Здравствуйте , ребята! Я давно вас жду и очень рада, что вы наконец пришли ко мне. Вы знаете, что у каждого времени года есть любимый цвет, а какой любимый цвет у меня, кто догадался?

Дети: У Зимушки – Зимы любимый цвет – белый.

Зима: Правильно. А скажите ребята, чем пахнет лес зимой?

Дети: Зимний лес пахнет свежестью, прохладой, морозом.

Зима: Да, в зимнем лесу много свежего воздуха и я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.

          ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА « СНЕЖИНКИ  И ВЕТЕРОК»

Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.

Зима: Ребята. а кого вы встретили в лесу?

Дети: Никого не встретили.

Зима: А как вы думаете, почему не видно лесных жителей?

Дети: Все лесные жители спрятались в свои норки и отдыхают.

Зима: Какими звуками наполнен зимний лес? Закройте глаза и послушайте. Слышите, как тихо в лесу? Даже птиц не слышно, как вы думаете, почему?

Дети: Птиц не слышно, потому что они улетели в теплые края.

Зима: А все ли птицы улетели?

Дети: Остались зимующие птицы: дятел, воробей, ворона. сорока, синичка, снегирь и др.

Зима: А как можно помочь птицам. Которые не улетели в теплые края, а остались зимовать вместе с нами, ведь им очень тяжело приходится без нашей помощи?

Дети: Мы всю зиму будем их подкармливать и сегодня мы для них принесли с собой кормушки и корм.

( Дети вместе с воспитателем развешивают принесенные кормушки, насыпают в них корм).

             ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ПТИЦЫ И СТУЖА»

Зима: Большое спасибо, что вы заглянули ко мне в гости. Я убедилась, что вы очень много знаете о лесе и его обитателях. А сейчас мне пора возвращаться к своим обязанностям, проверить, все ли деревья и кусты укрыты снегом, хорошо ли мороз сковал реки и озера, не проснулся ли кто из зверей раньше времени. До свидания, жду вас в гости на следующий год.

( Зима уходит, дети машут рукой ей в след)

Воспитатель: Ребята. нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним наш маршрут.

( Дети вместе с воспитателем следуют согласно маршрута, проговаривают направление своего движения)

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Предлагаю нарисовать зимний пейзаж и подарить эти рисунки своим родителям.

( Дети рисуют зимний пейзаж)

Воспитатель: Ребята, дома с родителями поговорите о птицах, которые остались зимовать, нарисуйте их, составьте рассказ о том, как помочь зимующим птицам. Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"

Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».

Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....

Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.  Задачи...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года

Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....

Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет

Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....