Конспект занятия по развитию познавательных способностей и реси. "Сравнение вод, льда и снега"
материал по окружающему миру (младшая группа)

Папа Наталья Викторовна

Программное содержание:

1. Развитие познавательных способностей:

1.1. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды.

1.2. Формирование умений находить общие признаки, выделяя различия.

2. Развитие связной речи:

2.1. Учить делать правильные умозаключения.

2.2. Воспитывать наблюдательность, память и интерес к явлениям природы.

Материал. Розетки со льдом, поднос со снегом, вода в прозрачных сосудах разной формы, небольшие подносы для снега на каждый стол.

Предварительная работа. Наблюдения в природе за снегом, льдом и водой; ознакомление с трудом взрослых зимой, чтение детской художественной литературы, знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sravni_svoystva_lda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13

Кулундинского района

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию познавательных способностей и речи

Тема: «Сравнение воды, льда, и снега»

(младшая группа)

Подготовила:

воспитатель Папа Н.В.

        

с. Кулунда 2024.

Программное содержание:

1. Развитие познавательных способностей:

1.1. Закрепление знаний детей о зимних явлениях, о свойствах снега, льда, воды.

1.2. Формирование умений находить общие признаки, выделяя различия.

2. Развитие связной речи:

2.1. Учить делать правильные умозаключения.

2.2. Воспитывать наблюдательность, память и интерес к явлениям природы.

Материал. Розетки со льдом, поднос со снегом, вода в прозрачных сосудах разной формы, небольшие подносы для снега на каждый стол.

Предварительная работа. Наблюдения в природе за снегом, льдом и водой; ознакомление с трудом взрослых зимой, чтение детской художественной литературы, знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель.  Дети, отгадайте загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Дети. Зима, метель, пурга.

Воспитатель. А какие зимние явления вы знаете?

Дети. Снегопад, метель, пурга, лед, вьюга, снег, иней, гололед ...

Воспитатель. Сегодня я приготовила снег, лед и воду. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Как вы думаете, почему в загадке так сказано:

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло?

Дети. Реки зимой замерзают, покрываются сверху льдом. Получается, что лед в водоеме как крыша.

Воспитатель.  Вполне убедили. Молодцы! Ребята давайте потрогаем лед. Потрогайте и подумайте, что можно сказать про него.

Дети. Холодный, прозрачный, твердый, гладкий, скользкий, голубоватый, хрупкий.

Воспитатель.  Докажите, что он хрупкий. Ходят же люди зимой по льду?

Воспитатель. Хрупкий он только тогда, когда тонкий. Льдинка падает и разбивается, крошится. Можно под лед провалиться.

Воспитатель.  Верно, лучше не ходить по льду на реке, чтобы избежать опасности. Подумайте и скажите, используют ли люди лед в быту.

Дети. Да, используют для охлаждения чего-нибудь. Например, лед кладут - в стакан с водой, и она становится холодной. А еще лед накапливается в холодильнике. Там продукты лежат, долго не портятся.

Воспитатель.  А где еще человек использует лед для своей пользы?

Дети. А можно горки ледяные делать, чтобы дети катались. Спортсмены катаются на коньках и соревнуются.

Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что бывает, когда лед тает?

Дети.  Конечно, знаем, получается вода, и на улице лужи, а горки уже не будут скользкими.

Воспитатель. Давайте рассмотрим с вами воду. А какую воду можно назвать прозрачной?

Дети. Чистую, не мутную. Вода может быть разного цвета, но если она прозрачная, то сквозь нее все видно.  

Воспитатель. Да, вода бывает разного цвета и прозрачной тоже бывает. Давайте сделаем «ледоход». Что надо делать? (Дети бросают льдинки в воду.)

Воспитатель. Если лед плавает, то как про него можно сказать, сравнивая с водой?

Дети. Он легче воды. Он не тонет.

Воспитатель. Теперь подумайте, как сделать лед цветным.

Дети. Покрасить воду чем-нибудь. Можно краской.

Воспитатель. Но это же будет цветная вода. А нужен лед.

Дети. Цветную воду надо заморозить в морозилке.

(Далее педагог предлагает сделать цветные льдинки)

Воспитатель. Теперь расскажите друг другу, чем похожи и не похожи вода и лед. Слушайте и дополняйте.

Предполагаемые ответы детей:

Вода нужна человеку для питья, приготовления пищи.

Вода нужна для поддержания чистоты в доме.

Вода нужна для умывания и мытья посуды.

          Вода нужна в хозяйстве, животным, растениям.

Воспитатель. А теперь давайте с вами посмотрим на снег.

Трудный вопрос для тех, кто может сравнить лед, воду и снег: чем они различаются?

Предполагаемые ответы детей:

Лед твердый, вода жидкая, а снег рыхлый.

Вода, лед, снег разные по качеству.

Снег скрипит, лед скользкий, а вода жидкая, может переливаться.

Из снега можно лепить, а из воды и льда нет. Снег, вода, лед полезны людям и природе.

Воспитатель. Да, дети, снег, вода и лед - это разные состояния воды. При замерзании вода превращается в снег, а потом в лед. Все, что вы рассказали, правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"

Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....