Познавательное развитие Конспект на тему: «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Антонова Ольга Владимировна

Цель: - обогатить знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;

- дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.

Задачи:

  • Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.
  • Формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период блокады.
  • Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
  • Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам, ветеранам.
  • Вызвать интерес к истории своей страны.
  • Расширять и закреплять понятия «блокада»«прорыв блокады»«кольцо блокады».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Конспект

на тему: «Блокада Ленинграда»

Цель: - обогатить знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;

- дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.

Задачи: 

  • Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.
  • Формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период блокады.
  • Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
  • Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам, ветеранам.
  • Вызвать интерес к истории своей страны.
  • Расширять и закреплять понятия «блокада»«прорыв блокады»«кольцо блокады».

Материал: иллюстрации с изображением блокадного Ленинграда, памятников.

Ход занятия:

Воспитатель: Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Раньше наш с вами город назывался Ленинград. А вы знаете почему он так назывался (ответы детей)

Город Ленинград был переименован в честь вождя большевистской партии революционера В. И. Ленина, сразу после его смерти. А сейчас наш город называется - Санкт – Петербург. 

 

27 января это очень памятная дата для нашего города.

Рассматривание изображение города.

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

         В годы Великой Отечественной войны она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде, город выдержал блокаду немецкими и финскими войсками. Наш город оказался в блокадном кольце.  А вы знаете, что такое блокадное кольцо?( Ответы детей)

Блокадное кольцо – это, когда враги окружают город со всех сторон, город попадает в кольцо, и ни в город, ни из города нельзя, ни въехать, ни выехать.

Враги окружили наш город и началась блокада. Части нашей армии встали на защиту города. Враги обстреливали мирных жителей Фашисты бомбили наш город по нескольку раз в день. Город был сильно разрушен, погибло много мирных жителей.

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…

Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?(ответы детей)

На нашу страну напал Гитлер. Он не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами послушаем песню.

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.

Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается. (Звучит объявление воздушной тревоги и метроном.)

А вы знаете, что такое бомбоубежище? (Ответы детей)

Воспитатель: Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Окна поэтому забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Тяжело приходилось жителем блокадного города. Очень трудно было доставать воду. За ней нужно было ходить на реку Неву в мороз и стужу к специально прорубленным полыньям. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Зима голодно, холодно. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба

Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, на карточку-талон выдавался кусочек хлеба жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм, его было очень мало и многие умирали от голода.

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему мы относимся бережно к хлебу? (ответы детей)

Правильно, потому что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Но жители не желали сдаваться врагу. Они всеми силами боролись за свою свободу. И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на крыши и чердаки. Чтобы избежать пожаров, люди специальными щипцами, а иногда и голыми руками, скидывали их с крыш и чердаков, или засыпали горящие фитили песком.

Дети блокадного Ленинграда, ходили в детский сад. Ученики ходили в школу на занятия. Для того, чтобы помочь детям пережить эти страшные дни, взрослые устраивали праздники на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

Ленинград продолжал жить и работать.

Для защиты города надо было выпускать мины, снаряды, гранаты, ремонтировать танки и орудия. Работали на станках женщины и даже школьники, и они работали днем и ночью. Они пешком ходили на работу, потому что автобусы, трамваи, троллейбусы не ходили. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу.

Этот путь назвали «Дорогой жизни», а проходила она по замершему Ладожскому озеру, Ладога стала спасением, мешки с зерном везли на лошадях и машинах. Под бомбежками врага водители совершали подвиг. Некоторые машины проваливались под лед, но после бомбежек люди возвращались к машинам и доставали из воды мешки с зерном и мукой. К весне поездки польду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика.

После долгой, очень долгой зимы в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, траву. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками.

Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. Спустя 872 дней 27 января 1944 года наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Весь мир слушал сообщение советского радио: «…После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…».( Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.)  Радость наполняла всех солдат и жителей освобожденного города. В честь этой победы был дан салют. 

Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня.

Защитники города – и взрослые, и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Народ бережет память о тех героических днях и ее героях.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял, и победил.

Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо», а также установлен «Цветок жизни» — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы; создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в дни блокады, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Поэтому и собрались мы с вами, отмечаем этот праздничную дату 27 января, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев и помнили.

Рефлексия:

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Что вам запомнилось из моего рассказа?

3. Что нового вы узнали?

4. Что вызвало у вас интерес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Блокада Ленинграда».

Обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города. Формировать у детей нравственные понятия. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества....

Сценарий мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда»

Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города ЛенинградаЗадачи:закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.   Виды детской деятельности: ко...

КОНСПЕКТ ООД для детей старшей разновозрастной группы (5-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом  города - блокаде;дать представления о тяжелых и героических днях в истории  города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей ...

Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....