Проект "Эколята-защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Купрякова Елена Валерьевна

      В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshie_gruppy.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

с детьми старшего дошкольного возраста

«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Подготовили  воспитатели:

Купрякова Елена Валерьевна

Тихонова Марина Анатольевна

Неведомская Надежда Николаевна

Белоусова Анастасия Николаевна

Красноярск 2023г

«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

      Актуальность проекта:

      В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

      Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

      Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

     Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2023 – май 2024

     Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

     Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

создание условий, необходимых для реализации проекта;

обогащение предметно-развивающей среды;

сбор и анализ литературы по данной теме;

разработка плана реализации проекта;

подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной  этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

      Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

 - чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,

 - труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.

 - создание детских рукописных книг,

- рисование, лепка, аппликация,

 - слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

          Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект  реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

План

работы группы по проекту

 «Эколята – друзья и защитники Природы».
на 2023-2024 учебный  год

 

Мероприятия

Сроки исполнения

•   Дополнение  стенда «Эколята- защитники природы» в природном уголке группы

• Изготовление поделок из природного материала сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка

 Знакомство   родителей с  проектом

      «Эколята - дошколята». Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

      Цикл занятий «Этот подводный мир»

  1. Рисование акварелью и восковыми мелками.

      Тема: Аквариумные рыбки.

  1. Пластилинография.   Тема: Морские обитатели.
  2. Оригами : Рыбка. (оформление коллективной работы)
  3. Проведение экспериментально-исследовательской деятельности «Как сделать морскую воду»

Сентябрь

     Беседа «Эколята - юные защитники  природы»

•    Занятие   с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром «Как звери к зиме готовятся».

      Рисование .  Тема: Медведь в берлоге.

      Художественный труд. Тема: «Ёжик»

       4 октября - Всемирный день животных.
Беседа «Животные нашего леса». Изготовление, дополнение  альбома «Животные нашего края»

∙   Конкурс поделок из природного материала

        «Золотая осень»

Октябрь

       4 ноября «Синичкин день». Проект «Покормим птиц зимой»

∙   Занятие  «Зимующие птицы»

       Проведение акции «Покормите птиц зимой».

       Вывешивание кормушек на участок детского сада.    

       Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»

Ноябрь

      Организация   природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка»,

   Изготовление плаката: « Берегите  ёлку, ведь она живая!

                                         Не губите ёлку,    к празднику срубая!

       Беседа: «С кем дружит ель», «Деревья нашего леса»

   Пластилинография «Елочка пушистая»

∙  Конкурс поделок из бросового материала «Елочка красавица»

Декабрь

       Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»

      ∙        Занятие «Зимовье зверей»

        Выставка рисунков «Зимняя сказка».

       Эколого- благотворительная акция «Крышечки доброты»

Январь

     ∙        Занятие «Как узнать растение»

              Беседа «Как нужно беречь природу родного края».

∙    Изготовление дидактических игр: «Что растёт в лесу?».

     Подготовка материала и изготовление «Красной книги Красноярска» совместно с родителями

Февраль

       Оформление материала в виде альбома         (народные приметы, правила поведения в природе).

             Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

            Посадка семян овощей «Огород на окне»

            Рисование «Будь природе другом!»

Март

       22 апреля – День Земли. Участие в познавательной экологической программе   «Земля, она у нас одна! Она для жизни нам дана»

       Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу»

             Лепка из соленого теста «Голубая планета»

          

Апрель

      Викторина «Сохраним природу вместе»

       Конкурс рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!» 

       Высадка рассады на огород детского сада.

        Акция с участием родителей «Посади дерево», посвященная «Всемирному дню посадки леса»

               «Зеленая линейка» - отчетное мероприятие о проделанной работе, награждение детей и родителей, принявших активное участие в природоохранной работе, вступление в ряды Зеленого патруля новых воспитанников.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...