проект "Цветущее село"
проект по окружающему миру

"Цветущее село"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetushchee_selo_proekt.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Проектная работа

«Цветущее село»

Работу выполнили: Мингазова Альбина Ришатовна – воспитатель;

Шайхиева Рузиля Рафаэлевна – воспитатель

Оглавление

1. Введение                                                                                              3

2. Основная часть                                                                                    6

3. Заключение                                                                                          9

4.  Литература                                                                                         11

Введение

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь красоту малой родины и гордиться ею. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, родной природе.

     Воспитание патриота — сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.

 Формирование любви к Родине через любовь к природе родного села - одно из средств воспитания патриота. И что бы сформировать эти чувства мы поставил перед собой цель и задачи.

Цель:

 воспитание творческой, социально ответственной личности, прилагающей все силы для развития и процветания малой родины.

Задачи:

  • неторопливо  и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры;
  • способствовать развитию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению природы родного села.
  • передача детям знаний о представителях растительного мира родного села, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
  •  формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
  •  навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
  •  развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

     Учитывая актуальность эколого-патриотического воспитания дошкольников, мы начали свою работу с систематизации знаний о родном крае, продумывали и рассказывали то, что характерно для нашего села, показывали связь малой родины со всей страной. Во всех видах деятельности учили детей не причинять зла живой природе и растениям, рассказывали, как правильно о них заботиться.

  При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения на природе.

 Формы и методы: 

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы использовали  разнообразные формы и методы:

  • игры,
  • беседы,
  • тематические занятия,
  • наблюдения,
  • целевые прогулки,
  • уход за растениями,
  • праздники и развлечения.

Используя эти формы и методы, мы тем самым ненавязчиво учим своих воспитанников, любить окружающий мир, свою малую Родину, болеть всей душой за село. Систематически подчёркиваем, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных.

Во время экскурсий, целевых прогулок мы любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной –молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители., население.

Тип проекта: групповой, с привлечением родителей и жителей села.

Продолжительность проекта: долгосрочный, один год

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1.Проявление у детей интереса к растениям родного края, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.

2.Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов  природы малой родины.

3.Проявление бережного отношения к природе родного края.

4. Формирование у детей элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе.

5.Формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры

Основная часть

Для того чтобы начать работу, нужно было убедить всех будущих участников проекта в необходимости сохранения  растительности нашего села. Поэтому подготовительный этап начали с бесед и экскурсий:

  • выяснили у ребят, в каких местах они любят гулять с родителями в выходные дни, летом. Оформили альбомы с фотографиями этих мест. Есть ли там зелени?
  • Рассмотрели фотографии, картинки с видами села обсудили аналогичные вопросы;
  • Попросили детей выяснить, есть ли в их дворах красивые клумбы, старые деревья и обсудили результаты исследования;
  • После этого организовали пешую прогулку по селу, сравнили клумбы детского сада с клумбами жильцов села;
  • По результатам всех исследований и обсуждений оформили «Жалобную книгу природы родного села»: что нужно сделать, чтобы село стало красивым и зеленым.    

  Во время реализации данного проекта дети участвовали в самых разных акциях:

  • играли, знакомились с декоративными растениями нашего края;
  • осенью собирали семена с клумб детского сада для посадки;
  • ухаживали за растениями на территории детского сада( акция «Продлим жизнь растениям»)
  • делали плакаты, призывающие жителей села участвовать в улучшении окружающей среды;
  • провели цикл занятий  и дидактических игр о цветах ( занятия: «Магазин цветов»; экскурсии по селу; дидактические игры: «Собери растения», «Угадай по описанию», «Красивая клумба», «Собери букет» , «Что лишнее?»);
  • выполняли вместе с родителями домашние задания: подбирали материалы по темам: «Весенние растения нашего края», «Поздноцветущие растения», «Интересно о цветах», рисовали схемы-макеты цветочных клумб детского сада;
  • придумывали рассказы, сказки о любимых цветах;
  • изготавливали мешочки для сушения лечебных трав нашей местности;

Кроме этого, оформили альбомы детского словотворчества «Любимые цветы», провели конкурс между родителями на лучший подбор стихов, загадок о цветах; вырастили и высадили цветочную рассаду, организовали конкурс «Лучшая клумба двора» между родителями воспитанников.

   Нами для жителей села была проведена акция «Подари семена желающим сделать клумбу на территории села Дубъязы».

 Работа осуществлялась по заранее составленному плану.

Сентябрь:

  • Экскурсии по селу по теме: «Цветники – украшения наших дворов». Фотосъемка  клумб в детском саду и во дворах.
  • Подведение итогов конкурса “Самый цветущий дворик” на лучшую цветущую клумбу , награждение жителей села совместно с администрацией села (работа с родителями)
  • Сбор и засушивание декоративных растений для выставки «Осенний вернисаж».
  • Сбор и засушивание лечебных трав нашего края.
  • Выставка композиций из цветов «Осенний вернисаж» (для детей и родителей), оформление фотоматериалов.
  • Экологические походы. Тема: «Поздноцветущие растения на содовых участках».

Октябрь:  

  • Создание экологического театра.
  • Организация почтового ящика для внесений родителями предложений по благоустройству  села и территории детского сада.
  • Подведение итогов и награждение  участников акции.

Ноябрь - Декабрь:

  • Конкурс рисунков:  «Каким вы видите наше село» (проблема озеленения)
  • Фотоконкурс среди родителей «Деревья зимой»

Январь – Февраль:

  • Конкурс: « Новая аллея нашего села» (для сотрудников детского сада, детей и родителей).
  • Подведение итогов конкурса рисунков «Новая аллея»

Март – Апрель:

  • Посадка семян для рассады.
  • Круглый стол совместно с родителями «Оформление цветников на участке ДОУ». Разработка схем клумб.
  • Проведение Дня Земли – инсценировка экологической сказки «Мы – друзья природы».
  • Работа на территории  ДОУ по оформлению “Сказочной поляны «Колобок»  совместно с родителями.

Май:

  • Акция «Наш участок краше всех»: уход за посадками на огороде и участка возле родника села.
  • Экологическое мероприятие на тему: «Сбережем родную природу». Посвящение детей в юные экологи

Заключение

Задачи у проекта были разные, но цель каждого заключалась в формировании у ребенка нового экологического мышления, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

 В результате реализации этого проекта  у детей вырос интерес к растениям родного края, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.  Дети стали эмоционально-отзывчивыми на красоту объектов  природы малой родины.  Сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Совместно с жителями села и родителями воспитанников мы сделали наше село чище, краше. Жители заинтересовались, и стали охотнее выходить на экологические субботники, озеленять территорию села, стали делать больше цветников, не только на своем участке.  Так же, с уважением относятся к природе родной земли.

После реализации проекта сделали анализ, и ознакомили педагогов детского сада с результатами проектной деятельности.  Думаем поделиться своим  опытом на районном уровне. В дальнейшем планируем организовать акцию по очистке водоемов нашего села.

Формирование эколого- патриотических чувств, проходит эффективнее, если привлекать к этой работе семью. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы родного края  на человека, учат детей беречь природу малой родины.

Таким образом, воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному селу представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.

Литература:

1. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель. – Волгоград, 2008.

2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998

3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

4. Рыжова Н.А. методическое издание «Коллекция увлечений» ООО «Линка-Пресс» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о Царском Селе.

В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село

Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!"  Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село...

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...