Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Самый главный орган чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Самый главный орган чувств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Самый важный орган чувств…»

Цель:   Обобщение имеющихся у детей знаний о функции органов чувств, с помощью опытов.

Задачи:

Образовательные: 

обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;

уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;

формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;

Развивающие:

развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина»;

развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;

развивать быстроту мышления, творческое воображение;

расширять кругозор.

Воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;

воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

наглядные (показ, демонстрация);

словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);

игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра);

практические (упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

беседа об органах чувств у животных и человека;

беседа по теме «Профессии разные важны»;

беседа по теме «Зрение»;

беседа по теме «Наши руки»;

чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;

сюжетно ролевая игра «Больница»;

работа со зрительными тренажерами для глаз;

цикл образовательных ситуаций по  ЗОЖ (органы чувств)

рассматривание познавательных рисунков;

разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж ушных раковин;

динамические упражнения для языка и губ.

Материал и оборудование:  интерактивная доска; демонстрационные карточки для зрительного анализатора; картинки (глаза, носа, ушей и рта для Страшилы, маска с липучками), макет носа и два листа картона, крем, пыль(перышки, песок);  маски: повар, музыкант, художник, скульптор, парфюмер; баночки с различными вкусами: сладкий, соленый, кислый, горький; музыкальные инструменты; ширма; миски с крахмалом и мукой, песком и пластилином;  пластиковые стаканчики с краской основных цветов; изображение радуги в черно-белом цвете; коробочки с разными запахами;  музыкальное сопровождение.

Ход:

В: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

 (Дети садятся на коврик)

- Когда люди здороваются, что они желают друг другу? (Здоровья)

- Это самое  главное, что нужно человеку.

А у нас, с вами сегодня необычный гость!

(Заходит Страшила, грустный)

Ребята, вы наверно поняли, что наш друг Страшила очень сильно вспотел в жаркой,  далекой стране. И поэтому, у него частично исчезли  очень важные органы.  

Страшила: Здравствуйте ребята, да, Я совершенно не чувствую вкус; не различаю  цвет;  не слышу звуков;  не различаю запахи; и  совсем не ощущаю свои  руки. Прошу вас помогите мне, пожалуйста, без вас мне не справиться!»

В: Сейчас Страшила ничего не может чувствовать. Наша с вами задача помочь вернуть ему то, что он потерял.

Ребята, что же потерял Страшила ? (Органы чувств).

Какие ?

- Язык (орган вкуса)

- Нос (обоняние)

- Глаза (зрение)

- Уши (слух)

- Кожа (осязание)

Сегодня в нашей лаборатории есть мастера, каждый из которых в своей работе использует какой то определенный орган чувств в большей степени?

На доске картинки (повара, скульптора, музыканта, парфюмера, художника).

Дети: Повар (язык-орган вкуса), скульптор (кожа-осязание), художник (глаза-зрение), музыкант (уши-слух), парфюмер (нос-обоняние).

(Предлагаю распределить между детьми, кто кем будет,  маски  мастеров-профессионалов. Например: Лера, я знаю ты ходишь в художественную школу – поэтому ты будешь художником; Арина, ты любишь играть на барабанах, из тебя получится отличный музыкант и т.д.)

В: Отправляемся в гости к художнику (Дети идут по массажным коврикам, садятся на стульчики)

В: Ребята, как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?

Дети высказывают свои предположения, называя,  в том числе главным органом глаза.  

 Да, правильно, ученые считают, что большую часть информации об окружающих предметах мы получаем через зрение, т.е с помощью органа зрения – глаз.

- Сейчас проверим,  как дружно умеют работать ваши глаза.

Закройте глаза (показываю движения)

- Что я сделала? (Дети молчат)

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю).

Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.

Вывод: Глаза умеют видеть.

- Как называется фигура? (Круг, квадрат)

Вывод: Глаза умеют определять форму.

- Какой круг больше?

Вывод: Глаза могут определять размер.

- Какого цвета круг?

Вывод: Глаза умеют определять цвет.

В: Спросим, что делает художник?

Художник:  Я рисую красивые картины и поэтому мне нужно хорошо видеть глазами и различать цвета.

Страшила: Для меня все предметы  черно-белые. Если бы я сейчас был художником, я бы нарисовал вот что! (показывает черно-белую радугу)

  1. Игра-эксперимент  «Создай радугу »

В: - Посмотрите, он нарисовал  радугу, но, мне кажется, что  она неправильная. Как вы считаете, почему? (подвести детей к тому, что  неправильно изобразил  радугу,  все полоски одного  цвета -  бело-черные). А теперь поможем  исправить  радугу. На столе есть стаканы с разноцветной краской. Мы должны воссоздать радугу,  используя основные цвета спектра и сделать ее правильной.    (Ребята  смешивают краски и расставляют баночки по порядку)

В: Какая красивая получилась радуга!

Художник: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте  я вас научу.

Гимнастика для глаз (зрительные тренажеры на экране)

В: Вернем Страшиле  зрение. (предлагаю одному из детей прикрепить готовые глаза, на маску)

Страшила: Спасибо ребята, я очень рад, что могу различать цвета.

В: Но это только начало. Нам нужно торопиться к Музыканту (дети идут по массажным коврикам, подходят к столу и ширме,  у которой  стоит музыкант).

Музыкант: Я сочиняю и исполняю красивую музыку.

Страшила: А вот я совсем не слышу звуков.

В: Ребята,  какой главный орган чувств  у Музыканта? Орган слуха – уши. Для чего нам нужны уши? (Уши нам помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас). Ребята дотроньтесь до своих ушей: то, до чего дотронулись, называется – ушными раковинами. Сами они не слышат, а усиливают звук, а вот чувствительная часть находится внутри ушной раковины. В конце ушного прохода находится тоненькая плёночка – называется она перепонкой. Благодаря этой перепонке мы и слышим звуки. Я предлагаю провести эксперимент: давайте ладонями закроем уши. Хорошо ли,  мы будем слышать звук? (музыкант играет на  нескольких музыкальных инструментах. Дети пытаются определить их, но ничего не слышно).

2.Эксперимент: «Угадай на чём играю? » ( За ширмой лежат музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен, колокольчик, погремушка. Дети угадывают инструмент по звуку).

А теперь покажите Музыканту, как вы умеете определять музыкальные инструменты по звуку (Музыкант проводит игру с детьми).

С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

Дети: Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.

В: Как вы думаете, уши - это важный орган? Значит для человека важны не только глаза.

Музыкант: А чтобы уши лучше слышали нужно тренировать слух и делать массаж ушных раковин. И я вас научу (дети массажируют ушные раковины по показу музыканта).

     Массаж ушей

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем,

И не много разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)

В: Молодцы! Справились с заданием.

Музыкант:  Возвращаем Страшиле уши.

Страшила: Ура!! Я снова слышу звуки!

В: Ребята, давайте зайдём  к  Парфюмеру .

(дети идут по массажным коврикам)

Парфюмер: Я очень хороший  мастер,   по запаху могу угадать любое вещество. Я использую эти запахи для изготовления духов.

Страшила:   А мне сейчас об этом, приходится только мечтать. Я совсем не чувствую запахов.

В: Не расстраивайся, ребята постараются тебе помочь.  

Ребята, скажите, какой орган помогает определять запахи? Для чего нужен нос? (ответы детей) Правильно нос нужен для дыхания, ртом конечно тоже можно дышать, но это неудобно и вредно для организма. Конечно же, нос нужен и для того чтобы чувствовать запахи.

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите). Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.

Дети располагаются вокруг стола.

3.Эксперимент. «Определение предметов и продуктов по запаху».  

Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху духи ( из апельсина, малины, кофе и огурца).

ВыводОрган обоняния помогает нам различать запахи.

В: Какой же орган был прав: глаза или нос?

Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат). А у кого то нос плохо дышит !

- Правильно, носиками мы дышим, воздух попадает через два коридора, стенки которого покрыты волосками, они не пропускают в нос ни пылинки, ни соринки – выполняют роль охранников фильтров. Ребята, а можно наши носики назвать пылесосами? А почему? Для чего нам нужен пылесос? (размышление детей)

- Правильно, с помощью пылесоса мы собираем пыль дома. Вот и наши носики также, как пылесосы собирают пыль, которая попадает нам из воздуха. А как это происходит, мы сейчас проверим (проводим опыт).

4. Эксперимент  «Нос, охранник, фильтр»

- Подойдите к столу: у вас есть два листа картона - один будет чистый, другой намажем кремом, как стенки в носу покрыты слизистой оболочкой. Теперь насыпаем  сухой песок (это пыль и микробы) и переворачиваем. Что изменилось? (размышления детей)

- Так вот и в наших носиках происходит тоже, вся пыль и микробы прилипают к слизистой оболочке и не поступают дальше в наш организм.

Если же в нос попала соринка, она начинает щекотать носик, и мы что делаем? Правильно - чихаем. Так нос выполняет функцию очищения воздуха попавшего к нам в организм.

В:  Молодцы, вы справились с этим заданием.

Парфюмер:  А для того, чтобы ваши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз – вдох, два – выдох,

Раз – вдох, два – выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

В: прикрепим нос Страшиле.

Страшила : Ребята,  я благодаря вам, тоже стал ощущать все запахи.

(Дети идут по массажным коврикам к повару)

В: Предлагаю посетить рабочее место нашего повара.

Ребенок Повар: Я повар и чтобы готовить вкусную еду, я должен ее пробовать.

Физминутка (РОТ)

В: -Ребята, а какой орган чувств прячется во рту?!(язык)

- Как назвать по - научному? (орган вкуса )

Для чего человеку еще нужен язык? (помогать жевать, произносить звуки, определять вкус). С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

  1. Эксперимент. «Узнай по вкусу»

 На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.

В: Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос(нос не чувствует никакого запаха). Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком).

Ребята, что нужно сделать?

Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах

А теперь, на макете языка, где определены разные вкусовые зоны, прикрепите соответствующий продукт. (Дети выполняют задание).

Выводорган вкуса нужен для определения вкуса пищи.

Ребята, вы все правильно определили вкусы.  Пусть ваши язычки будут всегда такими же  чувствительными и ловкими.

Повар: Молодцы, вы хорошо прошли испытание. Вот вам для Страшилы рот (язык)

Страшила: Спасибо вам ребята!

В: Ребята,  поспешим к известному скульптору. (подходят к столу,  у которого   стоит Скульптор, на столе разложены   миски: с крахмалом, мукой, песком и пластилином).

В: Ребята скажите, что нам помогает чувствовать всё на ощупь, определять горячее или холодное, какая поверхность у предметов… (пальцы, руки, кожа на руках).  

Скульптор:  Я делаю замечательные поделки из дерева, глины, камня,  потому что у  меня   очень чувствительные руки, а какие руки у вас я сейчас проверю. Чтобы приступить к испытанию, нужно потренировать  ладошки.

Гимнастика для ладошек.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни (Вращаем кисти рук).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (Потираем ладони).

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопаем).

Не сидится им опять (Встряхиваем кистями).

Постучали (Стучим кончиками пальцев по парте).

Повертели (Круговые вращения кистью).

И работать захотели (Потираем  ладони).

6.  Игра-эксперимент «Угадай вещество  на ощупь»

В: Ребята, Страшила, потерял свой бубенчик, он угодил прямо в баночки с разными веществами,  а так как руками он ничего не чувствует, то найти его он конечно же не сможет. Давайте найдем бубенчик и определим вещества в баночках.

Давайте определим  вещества на ощупь. (Дети опускают руки в непрозрачные баночки и стараются определить где находится крахмал, мука, песок, пластилин)

Какой на ощупь крахмал? (рассыпчатый, мягкий, скрипит как снег).

Какая  на ощупь мука? (мягкая, сыпется, не скрипит).

Какой песок? (с крупинками)

Какой пластилин? ( твердый, скользкий)

В: Угадали правильно, нашли бубенчик! И очень хорошо потренировали свои пальчики,  поэтому к Страшиле вернется чувствительность рук.

Страшила: я стал тоже ощущать всё своими руками. Пусть и ваши  пальчики будут  сильными, ловкими и чувствительными. Спасибо за помощь!

В: Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями-мастерами. Страшила получил свою потерю, а мы узнали о наших органах помощниках, без которых нам не обойтись? (органах чувств).

Страшила мы отдаем тебе твой портрет,  по которому, гримеры исправят тебе лицо.

Страшила:  А мне хочется вам подарить сочные фрукты,  которые вам напомнят о нашей встрече!

В: Ребята, если вам сегодня очень понравилась наша игра и было интересно, украсьте Страшиле шляпу красными сердечками, а если не понравилось, то фиолетовыми.

В: А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Пять органов чувств»

Задачи: закрепление знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний,создание условия для познавательной активности детей, направленной на оздоровление со своим организмом, воспитание...

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Пять органов чувств»

Задачи: закрепление знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний,создание условия для познавательной активности детей, направленной на оздоровление со своим организмом.,воспитание жела...

Конспект занятия по ОЭД » Исследование природы с помощью органов чувств. «

Закрепить знания детей об органах чувст чкловека....

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....