Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию « Исследование песка».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел: « Ознакомление с миром природы».

Тема: « Исследование песка».

Возрастная группа: подготовительная.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

воспитатель

 Шарафиева А.М.

Имеющаяся категория: без категории

Стаж работы: 17л.

 

 

 

 

Туймазы  2018г.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;

Задачи:

Образовательные:

-учить детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования,

-учить  навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие:

-развивать  познавательную активность, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.

Средства реализации: Телевизор, презентация, сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой, пластиковые ложечки, посуда для песка, салфетки.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, показ.

Интеграция  областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход занятия:

I.  Организационный момент:

 - Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло

 II. Основная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я руководитель  исследовательской  лаборатории.  А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.

Воспитатель: Правильно, это место, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.

Дети садятся за парты, воспитатель следит за осанкой.

Воспитатель: Уважаемые ученые, в нашей  лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

 Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №2. Содержимое  не пробовать на вкус и не нюхать.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.  

Воспитатель: Послушайте загадку:

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, что же это?

Дети: Песок.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Как появился песок».

Просмотр фрагмента мультфильма «Как появился песок».

Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше. Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.

Воспитатель: Где используют песок?

Презентация слайдов

Дети: Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.

Экспериментирование

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов с песком и еще глубже познакомимся со свойствами песка.

«Свойства и качества сухого песка».

Опыт №1.

Воспитатель: Что у вас в посуде?

Дети: Песок.

Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?

Дети: Песок сыпется.

Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?

Дети делают вывод.

Дети: Песок сыпучий.

Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.

Выставляет соответствующую картинку на доску.

 

Опыт №2

Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.

Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?

Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.

Опыт №3

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?

Дети: Подуть на песок.

Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?

Дети: Песок сдувается, двигается.

Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Песок легкий.

Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?

Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.

Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.

Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Воспитатель: Почему?

Дети делают вывод:

Вывод: из сухого песка нельзя лепить.

Физминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!

Вверх – хлопок и вниз – хлопок.

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Опыт №4 «Свойства мокрого песка».

Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Дети: Песок стал мокрым.

Воспитатель: Куда исчезла вода?

Дети: Вода впиталась в песок.

Вывод: Песок впитывает воду.

Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики.

Воспитатель: Получается?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: Песок лепиться, потому что добавили воду.

Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?

Дети: Песок рассыплется.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить.

Опыт 5 «Фильтр из песка».

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?

Дети: Вода становится чистой.

Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?

Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается. Течёт чистая вода.

Воспитатель: Где остались грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.

Воспитатель показывает ватный диск.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

Итог:

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)

Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.

Воспитатель: Что означает слово «лаборатория»? Кем вы сегодня были на занятии? Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным?

Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pesok.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел: « Ознакомление с миром природы».

Тема: « Исследование песка».

Возрастная группа: подготовительная.

Выполнил:

воспитатель

 Шарафиева А.М.

Имеющаяся категория: без категории

Стаж работы: 17л.

Туймазы  2018г.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;

Задачи:

Образовательные:

-учить детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования,

-учить  навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие:

-развивать  познавательную активность, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.

Средства реализации: Телевизор, презентация, сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой, пластиковые ложечки, посуда для песка, салфетки.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, показ.

Интеграция  областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

 Ход занятия:

I.  Организационный момент:

 - Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло

 II. Основная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я руководитель  исследовательской  лаборатории.  А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.

Воспитатель: Правильно, это место, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.

Дети садятся за парты, воспитатель следит за осанкой.

Воспитатель: Уважаемые ученые, в нашей  лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

 Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №2. Содержимое  не пробовать на вкус и не нюхать.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.  

Воспитатель: Послушайте загадку:

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, что же это?

Дети: Песок.

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Как появился песок».

Просмотр фрагмента мультфильма «Как появился песок».

Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше. Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.

Воспитатель: Где используют песок?

Презентация слайдов

Дети: Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.

Экспериментирование

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов с песком и еще глубже познакомимся со свойствами песка.

«Свойства и качества сухого песка».

Опыт №1.

Воспитатель: Что у вас в посуде?

Дети: Песок.

Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?

Дети: Песок сыпется.

Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?

Дети делают вывод.

Дети: Песок сыпучий.

Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.

Выставляет соответствующую картинку на доску.

Опыт №2

Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.

Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?

Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.

Опыт №3

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?

Дети: Подуть на песок.

Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?

Дети: Песок сдувается, двигается.

Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Песок легкий.

Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?

Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.

Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.

Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Воспитатель: Почему?

Дети делают вывод:

Вывод: из сухого песка нельзя лепить.

Физминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!

Вверх – хлопок и вниз – хлопок.

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Опыт №4 «Свойства мокрого песка».

Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Дети: Песок стал мокрым.

Воспитатель: Куда исчезла вода?

Дети: Вода впиталась в песок.

Вывод: Песок впитывает воду.

Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики.

Воспитатель: Получается?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: Песок лепиться, потому что добавили воду.

Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?

Дети: Песок рассыплется.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить.

Опыт 5 «Фильтр из песка».

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?

Дети: Вода становится чистой.

Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?

Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается. Течёт чистая вода.

Воспитатель: Где остались грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.

Воспитатель показывает ватный диск.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

Итог:

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)

Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.

Воспитатель: Что означает слово «лаборатория»? Кем вы сегодня были на занятии? Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным?

Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием кинетического песка для детей второй младшей группы.

Тема: «Пирог для Мишки».Колбасина Ирина НиколаевнаИнтегрируемые образовательные области:Доминирующая область - «Познавательное развитие».Сопутствующие области - «Речевое ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...