«Старичок - лесовичок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Экологическая квест –игра для детей старшего дошкольников возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая квест –игра для детей старшего дошкольников возраста

«Старичок - лесовичок»  

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде по средствам игровой деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить понимать взаимосвязь в жизни растений и насекомых, приспособление друг к другу.

Развивающая: развивать мыслительные навыки, формировать познавательные умения.

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к деревьям, насекомым. Учить детей удивляться и восхищаться мудростью природы.

Речевая: Активизировать речь детей через вопросы и игры, закрепить умение детей отвечать полным предложением.

Предварительная работа: чтение стихотворений, экскурсии по экологической тропе, наблюдения.

Словарная работа: долгожитель, лесные владения, извилистый.

Оборудование: ветка дерева, макет дерева, гнездо, спилы дерева, лупы, круги Луллия; муляжи птиц, насекомых по количеству детей, разрезные картинки, Икт.

Работа с родителями: рекомендовать во время прогулки с ребенком по парку или лесу рассмотреть деревьев.

Вид детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Ход игры

Орг. момент:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, друзья!

1 станция: «Назови дерево»

Ребята, к нам в гости пришел старичок – лесовичек.  Он расстроен. Пришел он не с пустыми руками, а принес вот эту веточку, которую он нашел в своем лесу, когда обходил свои лесные владения. Ребята, почему лесовичек грустный?

 Отгадайте, на чем росла эта веточка?  

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево).  

(Слайд 3, 4) А какие деревья вы ребята знаете? (береза, дуб, сосна, ель……)

Игра с мячом «Назови дерево»

 И рассказал Лесовичек удивительную историю. Хотите услышать эту историю? Выросла эта ветка на большом раскидистом дереве.  Вот на таком (макет дерева). Распускала каждую весну зеленые листья, летом умывалась теплыми дождями, осенью дарила пожелтевшую листву, зимой куталась в снежную шаль.      

Ребята, а как вы думаете с какого дерева эта ветка?    (Ответы детей)

Чтобы узнать от какого дерева эта ветка нам нужно разделиться на подгруппы и собрать картинку.

Игра «Собери картинку (мы думаем, что эта ветка от сосны)

(Слайд 5) Если в лесу растут: сосны, ели, пихты, то это какой лес? (Хвойный)

(Слайд 6) Если в лесу растут и хвойные и лиственные деревья, то это какой лес? (смешанный)

(Слайд 7) а какие деревья растут в дубраве? (дубы)

(Слайд 8) а как называется место, где растут одни березы? (березовая роща)

 Какие вы молодцы, ответили на все вопросы. Лесовичек приготовил вам интересную игру.  

Игра с кругами Луллия "Дерево, листья и плоды». Я предлагаю вам рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге.  Я предлагаю вам, выбрать любое дерево, назвать его и подобрать к нему лист и плод. (Например, дуб - дубовый лис – желудь)

2 станция «Лесная лаборатория»

Лесовичек приглашает вас в свою научную лабораторию. В его лаборатории имеются лупы. Как вы думаете для чего они нужны? Лупа поможет нам внимательно рассмотреть спил дерева и узнать молодое оно или старое. Сосчитав окружности на спиле, вы узнаете возраст дерева.

Возьмите каждый по спилу, лупу и сосчитайте.  Наше дерево старое, мудрое. Мы можем назвать его долгожителем.                                                                                             А еще в лаборатории лесовичка есть кора деревьев. Лесовичек предлагает вам потрогать кору ствола дерева, какая она на ощупь? (Твердая, шершавая, в глубоких трещинах.)  Какого цвета кора? (Коричневая.) Толстая или тонкая? Переверните кору и с помощью лупы внимательно рассмотрите. Что видите с внутренней стороны коры? (Дырочки, ходы, которые проделали насекомые.) Значит, это дерево является еще и домом для различных насекомых и их личинок. Ребята, как вы думаете, от каких деревьев эта кора? (береза, сосна).

Ребята, я предлагаю вам для закрепления нового материала просмотреть фрагменты презентации «Наши деревья»

3 станция «Лесная»

Рассмотрите, какой формы ствол у долгожителя, как растут ветки? За много лет ствол стал извилистым.  

(Слайд 9) Что вы видите на дереве? (Гнездо.) Значит, дерево является домом и для птиц.  А какая польза от птиц деревьям? (птицы уничтожают насекомых – вредителей, переносят семена…)

Давайте поводим хоровод и почувствуем себя ненадолго деревьями.

Физминутка:

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги – это корни.

Их расставим шире?

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду доставали.

Тело наше – ствол могучий.

Он чуть – чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки – это ветви,

Крону вместе образуют.

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы - веточками будут,

Листья закрывают их.

Как придет за летом осень,

Разлетятся листья вмиг.

Напомните Лесовичку, что необходимо любому растению для жизни и роста? (Свет, тепло, вода, почва)                                                                              Какую работу дерево выполняет за свою долгую жизнь? Дерево дает нам тень. Дерево обеспечивает нас кислородом, очищает воздух. Дерево дает жилье насекомым и паукам, птицам, которые вьют гнезда на его ветвях (рассматривание иллюстраций).  Возьмите по одному муляжу и расселите птиц, насекомых на дереве.

Мы видим, какая мудрая природа, которая соединяет все это вместе.

Дерево много лет радует нас своей красотой. Дерево дает нам хорошее настроение, когда мы им любуемся.      

4 станция «Правила поведения в лесу»

Давайте разделимся на пары, и каждая пара соберет из пазлов картинку.                                                      

Расскажите, что на ваших картинках?

(-Не ломать деревья и кустарники - деревья очищают воздух

-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.) (Слайд 10)

Лесовичку пора возвращаться в лес. Веточку Лесовичек оставляет в подарок, она пригодится нам для поделок. Подойдите к дереву, прижмитесь к нему своими ладошками, подарите ему немного своего тепла, покажите ему свою любовь.  А чтобы Лесовичек больше не грустил мы с вами посадить новое дерево на территории детского сада, и будем за ним ухаживать.  А сейчас нам пора попрощаться с Лесовичком.

Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

(Слайд 10) Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Старичка-Лесовичка"

Конспект открытого занятия на прогулке в старшей логопедической группе....

Конспект НОД «Художественное творчество» лепка на тему «В гостях у старичка - Лесовичка»

По приглашению Лесовичка дети отправляются к нему в гости. Они лепят для друзей Лесовичка разные угощения....

Экологический праздник в старшей группе "В гости к Старичку -Лесовичку"

Закрепление  экологических  знаний  в игровой форме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» ( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в старшей группе «А»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Здоровье»( «Здоровье, «Физическая культура») на тему: «Путешествие в осенний лес к старичку- Лесовичку » в ст...