Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «В гости к Архимеду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корчебная Юлия Алексеевна

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «В гости к Архимеду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_arhimedu.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«В гости к Архимеду»

Цели: формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно – следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Материалы: Воздушный шарик;  на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда  стеклянные банки две (пол-литровые ); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек;   два зеркала; два апельсина.

Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности ; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые  высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

Развивающие задачи: Развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности ,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Ход :   Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед)  Давным – давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята ,а вы знаете кто такой Архимед?  

Дети: Жил в Древнем  мире,

- Жил в Греции;

-Он математик,

- Это ученый,

- он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?

Дети: Да!

В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.

Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте – кА прочитаем его послание.

   Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие  ребята,  для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца – попрыгунчика». Для этого  мы  проведем опыт.

1.Опыт

На столе пустые стеклянные банки – две пол – литровые . На блюдце рядом – два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой .

  • В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонит.
  • Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца – попрыгунчика.

Дети делают вывод:  В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое ?

Ответы детей:  Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче .

Воспитатель: Посмотрите, а яйцо- то  у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).

На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.

Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.

2.Опыт: Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».

Воспитатель: Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.  

Загадка:

 В кармане моем —

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг
(Компас.)

Дети: Компас.

Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта .Стрелка  компаса всегда показывает на север.  Мы теперь не заблудимся в пути.

    Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.

 Физкультминутка:

«Синяя вода»

(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)

Синяя вода,

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели, обхватили плечи руками)

К морю синему

Там, где волны сильные

(встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели ,обхватили плечи  руками )

 Воспитатель:   Секреты Архимеда мы разгадали.  Чего нам не хватает для дальнейшего  путешествия?

Дети: Корабля.

Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.

3.Опыт: На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.

 Какие предметы плавают?

Все ли они легкие?

Одинаково ли держатся на воде?

А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?

Ответы детей и подведение итога: вода выталкивает более легкие предметы.

Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.

Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.

Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс!

Отправляемся в путешествие!( Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)

Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:

Игра – викторина:   Дети отвечают на вопросы

1.Может ли вода быть твердой ? (да)

2.Умеет ли ветер работать? (да)

3. Вода  иметь цвет, запах, вкус? (нет)

 Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.

(Навстречу детям выходит Архимед) .

Архимед: Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.

А кто – нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар) .

Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?

4.Опыт:

Архимед: Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?

Дети: Два.

Архимед: (кладет апельсин перед зеркалом).  А теперь?

Дети:  Четыре.                                                                                                          (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в  угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.)                                                                                                                                                     Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить»  количество апельсинов.

Архимед:  Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?

(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта : Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов ).

Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу!  Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?

Ответы детей:……..

Архимед: Желаю, вам всем удачи  и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:

Крибле, крабле, бумс!

И мы снова оказались в свой группе детского сада.

Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, помню.

То, что я сделал, я знаю!

 Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.

До новых встреч!

Ваш добрый друг Архимед!

(Подводится итог занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы»

Цель:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе «В гостях у Архимеда»

Цели: формирование мировоззрения ребенка старшего возраста средствами эксперимента....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы»

Цель:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Лесовечка»

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...

Опытно -экспериментальный деятельность в подготовительной группе «В гостях у капельки»

Конспект занятия по опытно -экспериментальной деятельности в подготовительной группе «В гостях у капельки»  Цель: совершенствовать представления детей о различных свойствах воды....