"Бросим умный взгляд на мусор"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект по экологии

организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Бросим умный взгляд на мусор».

Составила Леонова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ д/с № 1

Аннотация.

          Занятие  посвящено теме мусор и его вторая жизнь. Данная тема актуальна на сегодняшний день. Ведь проблема утилизации мусора всегда беспокоит многих и поэтому я решила узнать, как можно с ней справиться и выяснить, что можно сделать из мусора. Особое внимание в занятии  уделяется формированию целостного взгляда на современный образ жизни человека, и как продукты его технического развития влияют на окружающую природу. В ходе проведенной работы у детей формируются представления о необходимости утилизации, переработки и вторичного использования продуктов человеческой цивилизации. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Важное значение при работе с детьми дошкольного возраста придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, развитию самосознания, направленного на природоохранную активность, выработку первичных навыков экологической грамотности.

Тема :«Бросим умный взгляд на мусор»

Цель: Расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира и деятельности человека.

Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес бережного отношения к природе.

Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.  

Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

Вызвать у детей желание создавать красивые вещи из бросового материала.

Воспитательные:

Воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру.

Научить находить полезное применение бытовому мусору на основе выполнения коллективной  практической работы.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, творческие способности,  навыки  работы в группе.

Развивать эстетический и художественный вкус, моторику, словарный запас.

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах, на природе, дома, в детском саду.

Материал и оборудование:

• Большой стол с набором «мусорных вещей» (стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, кусочек яблока).

•Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы).Глобус.

•-Подарки Земли (чаши с почвой, песком и с углем, частичка древесины).

•-На маленьком столе изделия из природных ресурсов и картинки (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые вещи).

Образец готового изделия, 2 коробочки, карандаши, липкая лента, ленточки, заготовки цветов.

Видео запись, аудиозапись «Звуки леса»,

-2-

Форма организации: коллективная и индивидуальная.

 Предварительная работа:

• Прогулки, экскурсии и повседневные наблюдения.

• Участие в экологической акции «Чистый прогулочный участок».

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Беседы на тему, «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».

•Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».

• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)

• Труд в природе (сбор листьев и т. д.)

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.

Придумано кем-то просто и мудро

Со всеми здороваться: «Доброе утро!»

Предлагаю стать полукругом , что бы всем было удобно. Я рада вас всех видеть, надеюсь, у вас у всех хорошее настроение. Слышите звон? Колокольчик мой звенит, всем представиться велитПоиграем немного с ним. Познакомимся с вами, прошу говорить четко и громко, например:  Меня зовут Елена Александровна, а тебя?

 У воспитателя колокольчик. Называя свое имя, она передает колокольчик ребенку. Ребенок называет свое имя и передает следующему, пока все не назовут свои имена.

 Прекрасно, вот мы и познакомились.

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.

-Жил Человек на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил. Вот однажды пошёл Человек на рыбалку и не узнал своего леса - было повсюду много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришёл Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует, что - то есть! Вытянул! А вытянул Человек консервную банку. 

                                 показ (Рис. Консервной банки)

Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил полиэтиленовый пакет с бумагой. 

                                 показ(Рис. Полиэтиленовый  пакет)

Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.

Воспитатель;  Дети как вы думаете, кто ему на удочку попался?

                                  (Рассуждения детей).

Воспитатель:Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка!

Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может.

Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».

- Хорошо, рыбка,  исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание. И я тебя

-3-

отпущу. - говорит старик.

- Ребята, как вы думаете, какие желания попросил исполнить Человек?

                                    (Предположения детей).

Воспитатель:Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки. А Золотая Рыбка ему ответила:- Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её.

                                   Звучит в аудиозаписи голос Земли

 Земля: Здравствуйте дети! Я – Земля! И я рада слышать ваши голоса.

 ВоспитательЗемля! Земля! Ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?

Земля: Я вас всегда слышу, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти зверей и птиц, которые гибнут и не в силах очистить от пыли и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

 ВоспитательЗемля, ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты

можешь погибнуть?    (воспитатель вращает глобус.)

Земля: Да, у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше. … У вас еще есть время, чтобы спасти меня! Только вы можете это сделать.

Воспитатель: Как? (в ответ тишина)

Дети, Земля не успела сказать, как ей помочь, значит, мы сами должны найти путь ее спасения, как можно спасти природу.

Предполагаемые   ответы детей.

 Воспитатель: Дети, но Матушка-Земля прислала нам корзину с подарками.

                                      Воспитатель показывает корзину и её содержимое.

Земля дарит нам свою плодородную почву. Просит обращаться с ней бережно. Дарит нам частичку древесины, дарит нам свои природные богатства – это песок, уголь, нефть.                     (Ставит контейнеры на стол).

 Воспитатель:Дети, я предлагаю вам разделиться на 2 команды, но не просто так, а с помощью "Волшебного мешочка". Выбирайте каждый себе карточку с изображением каких-либо подарков Земли и присаживайтесь за стол с изображением своей карточки.

                                     Дети делятся на 2 команды и рассаживаются за столы.

Воспитатель: Дети, подумайте и ответьте на мой вопрос. Как человек использует эти многочисленные подарки Природы?

У вас на столах лежат картинки. Первая команда, вам нужно среди картинок найти такие картинки, на которых изображено то, что выращивают на почве. 

(Овощи, фрукты, хлебобулочные изделия).

Воспитатель:   Второй команде  нужно найти те карточки, на которых изображены предметы, сделанные из древесины.

                                 (Мебель, дом, карандаши).

Молодцы, задание выполнили правильно!

Воспитатель: На плодородной почве люди с древних времен выращивают злаки, овощи, фрукты. Из древесины изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в том числе и бумагу. А знаете, ребята, что не только из дерева можно что-то сделать, но и из других природных богатств Земли. Например, из песка люди научились изготавливать стекло. А уголь, газ и нефть служат для нас топливом. Благодаря им в наших домах тепло и светло. И машины могут ездить. Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку

-4-

  ( Демонстрация полиэтиленовых пакетов и упаковок).

Воспитатель: Давайте скажем "Спасибо" Природе за ее подарки. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. А что происходит после их использования?

Ответы детей: Мы их выкидываем.

Воспитатель: Давайте подумаем, что мы вернём Природе в ответ за ее подарки 

(демонстрация стола с мусором).

На столе первой команды находятся карточки с изображением пищевых отходов. Это то, что остается после еды. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Примет ли их природа? 

                                    Предполагаемые  ответы детей.

Воспитатель:Земля принимает пищевые отходы с благодарностью. Крошки хлеба будут клевать птицы. Какую-то часть отходов съедают животные. То, что они не съедают, перегнивают при помощи маленьких существ - микробов, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты.

Воспитатель работает со 2 группой.

Воспитатель: Найдите на столе карточки с изображением отходов древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Примет ли их природа? 

Ответы детей: Земля принимает отходы древесины. У неё есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву, но это происходит медленно.

Воспитатель;А что можно ещё делать древесиной? 

                                     Предполагаемые ответы  детей(сжигать)

Воспитатель работает с 1 группой.

Воспитатель: Дети, вам нужно ответить на вопрос. Примет ли природа отходы стекла или разбитое стекло? Воспитатель показывает стекло. 

                                     Предполагаемые  ответы детей.

Земля не может принять стекло: у неё нет таких микробов, которые питаются стеклом. Стекло нам ещё пригодится. (Убирает стекло в сторону)

 Воспитатель: Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не изменится.

Воспитатель: Что можно сделать с бутылками и банками из стекла?

Предполагаемые  ответы:Бутылки, битую стеклянную посуду можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки.

Воспитатель работает со 2 группой.

Воспитатель:  Примет ли природа пустые пластиковые бутылки и коробки? Воспитатель показывает пластик. 

                                         Предполагаемые  ответы.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, от пластика Земля начинает болеть. Это страшный яд для земли, воды и воздуха, для рыб, зверей и птиц. Земля не может принять пластик. 

(Убирает пластик в сторону, где лежит стекло)

Воспитатель: видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась целая мусорная гора. Как назвать мусор

                                                                         -5-

другими словами?

                                          Ответы детей: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.

Воспитатель:Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами. Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? 

Предполагаемые  ответы.

Воспитатель:Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем - в контейнер.

Воспитатель:Сейчас мы узнаем, сможете ли вы справиться с нашей кучей и рассортировать весь мусор по специальным контейнерам.

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор в контейнер».

Поочередно дети из каждой группы переносят «мусор» в соответствующие контейнеры поштучно.

Воспитатель: Дети, а куда вывозят контейнеры с мусором? 

Ответы детей: На свалку.                                

Воспитатель;Да, ребята, мусор вывозят на специальных машинах на свалку.

Твёрдых бытовых отходов стекла, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше. Поэтому для мусора создаются свалки (демонстрация плаката с изображением свалки). Сейчас же мусор вывозят на перерабатывающие заводы. Особую опасность представляют стихийные свалки, которые находятся вблизи рек, рядом с жильём человека. Мусор и отбросы нередко содержат вредные вещества, в местах их скопления развиваются микробы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Рядом со свалками зимой и летом можно видеть стаи галок, ворон и грачей.

Воспитатель:Как вы думаете, свалка - это хорошо или плохо?

Ответы детей: Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.

Воспитатель:Кто же устраивает это безобразие?  Мы. Вспомните слова золотой рыбки «Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её».

Воспитатель;читает отрывок стихотворения поэта А. Усачёва «Мусорная фантазия».

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

                      Быстро наши города превратятся в свалки.

                      Если мусорить сейчас, то довольно скоро

                      Могут вырасти у нас Мусорные горы

Воспитатель:Дети, а  вам нравится, когда много мусора вокруг? 

Предполагаемые  ответы детей.

Воспитатель:Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше?

Воспитатель:Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Предполагаемые  ответы детей: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

 Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? 

(Предположения детей)

-6-

Исследовательская деятельность «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»

Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте проведём опыт. Мы закопаем в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдёт с этими предметами. 

(Дети вместе с воспитателем закапывают в ящик с землей предметы разного происхождения).

 Воспитатель: Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать?

                                        Рассуждения детей: бумагу можно использовать.

Воспитатель: Что делает человек со старыми газетами и журналами?

Воспитатель: А ещё газеты, журналы, старые тетради можно сдавать в пункт приёма макулатуры. Макулатура - это различная бумага. 

(Показ макулатуры) Сдают её туда затем, чтобы потом на заводе переработать и превратить старую бумагу в новые тетради, книги, газеты. Так мы с вами поможем сохранить больше деревьев от вырубки.

Воспитатель: Как мы уже с вами знаем, что отходы бывают не только бумажные, но и пластиковые.

Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди?   Как можно использовать  пластиковые  бутылки?

Ответы детей: Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (вазочка, кормушка, украшение и пр.)Обратить внимание детей на гантели в группе, они сделаны из пластиковых бутылок.

Воспитатель:Если проявить смекалку, мы всегда можем ненужным вещам дать «вторую жизнь», например карандашам. Все дети любят рисовать. Но  карандаши стачиваются, становятся маленькими и ими неудобно рисовать. Но не спешите их выбрасывать. Из них получается красивая вазочка, или коробочка.  

                            (Изображение готового изделия).

У меня скопилось достаточное количество карандашей для поделки. Я предлагаю сделать две красивые вазочки. Одну мы подарим нашим лесным друзьям, другой украсите свою группу. Перед тем, как приступить к работе, сделаем разминку

 Минутка Здоровья.

«Растём сильными» с использованием гантелей сделанных из бросового материала.

Воспитатель: Давайте подведём итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать.

Практическая деятельность: У меня две коробочки. Каждую коробочку я обтянула липкой лентой, карандаши хорошо будут прилипать к ней. Выбираем понравившийся карандаш и прижимаем его к липкой ленте от края коробочки.  И так не спеша обклеиваем всю коробочку. Коробочка постепенно превратится в красивую вазочку.  А получившуюся вазочку можно украсить еще и ленточкой. Нам надо разделиться по три человека для изготовления наших ваз. А если успеем, то и цветочки из отходов сделаем.

                              Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Воспитатель:Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей

можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов.

-7-

Практическое выполнение работы воспитанниками. Педагог направляет работу детей, помогает.

Звучит в аудиозаписи голос Земли: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете "Настоящими хозяевами Земли"

Рефлексия:

                        Воспитатель: Посмотрите, какие получились красивые вазочки. Вам они нравятся? А что нового вы сегодня узнали? Что для вас оказалось сложным? Что больше всего понравилось? Как вы теперь будете использовать мусор?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Мы подарили вторую жизнь ненужным карандашам и тем самым не допустили загрязнения природы. Природа вам будет за это благодарна. Да, правильно, сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз. О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином –

заботливым, аккуратным, внимательным! И если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать!

Библиографический список литературы:

1.Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Метода, Воронеж 2014г.

2.Донелла и ДеннисМедоуз, ЙоргенРандерс, Уильям Беренс. «Пределы роста. 30 лет спустя». 2007.

3.Умом и сердцем. Мысли о воспитании.    Москва, Издательство политической литературы 1982г. (В.А.Сухомлинский из книги «Сердце отдаю детям»).

4.Ушакова М.М. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики.   Нижний Новгород, 2009г.

5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий Центр,  Москва, 2008г.

6.Жуков Б.Жуков, Б. Выброшенный мир : [о проблеме накопления отходов и мусора] // Вокруг света. – 2008. - № 9. – С. 114 – 126.

7.Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург, Детство- ПРЕСС, 2012г.

8.Катрин де Сильги. «История мусора: От средних веков до наших дней».

9.Конькова Елена. Вторая жизнь мусора/ Е.Конькова/// Природа и человек.XXI век.-

2011.-№12.С.23-25

10.Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей» Просвещение, Москва,1993.

-8-

11.Мария Ершова «Скажи нет пластику»:191 способ  использовать меньше пластика  и спасти мир» 2011.

12.«Энциклопедия по экологии. Планета в твоих руках» (серия «ИДМ.Академия знаний и увлечений», 2020)

13. «Спасти планету можешь ты. Экология для детей. Экологическое воспитание для школьников» (ИДМ, 2020).

14.Фуфаева И.В .Спасаем от свалок свой город. Нижний Новгород, 2012г.

-9-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бросим умный взгляд на мусор»

Конспект исследовательского занятия «Бросим умный взгляд на мусор»Цель: Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к ис...

«Бросим умный взгляд на мусор»

Конспект НОД по экологии у старших дошкольников "Бросим умный взгляд на мусор"....

Конспект НОД по экологическому развитию «Бросим умный взгляд на мусор!» (старшая группа)

Конспект НОД по экологическому развитию «Бросим умный взгляд на мусор!»(старшая группа)                 Цель: знакомство детей с принципами сбора и ут...

Экологический урок "Бросим умный взгляд на мусор"

Цель:Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.Задачи:1.Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.2.Развивать потребность соблюдение чистоты на улицах горо...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии "Бросим умный взгляд на мусор"

Конспект занятия по экологии в рамках проектной деятельности "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"...

Тема: «Бросим умный взгляд на мусор».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим у старших дошкольников...

«Бросим умный взгляд на мусор»

Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде.Задачи: Обучающая: Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и ...