Конспект занятия «Мы — друзья птиц»
план-конспект по окружающему миру

Шатура Анна Юрьевна

Активизировать интерес детей к птицам, как к части животного мира.

 Закрепить представления о строении, питании, о видах птиц (классификации); об отличии птиц от других представителей животного мира;

Познакомить с некоторыми повадками птиц: способ передвижения по земле (ходят, прыгают, способ обогрева в зимние морозы, способ добывания пищи.

Закрепить умение узнавать птиц по голосам.

Закреплять умение задавать вопрос в игре «Да-нет».

Воспитывать любовь к птицам, как к части родной природы. Закреплять умение правильно вести себя в природе, следуя правилу «не навреди».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект Мы - друзья птиц19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Мы — друзья птиц»

Цель: поддержать и активизировать интерес детей к птицам, как к части животного мира.

Задачи:

• Закрепить представления о строении, питании, о видах птиц (классификации); об отличии птиц от других представителей животного мира;

• Познакомить с некоторыми повадками птиц: способ передвижения по земле (ходят, прыгают, способ обогрева в зимние морозы, способ добывания пищи.

• Закрепить умение узнавать птиц по голосам.

• Закреплять умение задавать вопрос в игре «Да-нет».

• Воспитывать любовь к птицам, как к части родной природы. Закреплять умение правильно вести себя в природе, следуя правилу «не навреди».

Предварительная работа:

Наблюдения за птицами на участке детского сада.

Поиск и рассматривание птичьих следов на снегу.

Подкормка птиц зимой.

Исследовательская деятельность на тему, «Какие следы у воробья и вороны?»: действия моделями проволочных лапок, парных, как у воробья и одиночных, как у вороны, голубя и других птиц.

Чтение:

Г. Скребицкий: «Чем питаются птицы зимой?», «Крылатые соседи». «Берегите птиц», «Зимние гости», «Кто как зимует»

Н. Сладков «Волк и сова», «Воробей и дятел», «Жалуемся», «Воробьиный термометр».

В. А. Сухомлинский: «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и Синичка», «Елочка для воробьишек».

А. Прокофьев: «Снегири».

Пришвин: «Синица и соловей».

В. А. Корабельников: «Дятел».

В. Бианки: «Сова»;

Материал: презентация с дидактическими играми на слайдах (смотреть ход занятия); картинки плана занятия (смотреть ход занятия); опорные картинки для угадывания птицы в игре «да-нет».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит запись птичьих голосов. Дети подходят к монитору (телевизору).

Слайд 1. На экране появляется Совунья (из мультфильма «Смешарики»). Она пролетала мимо нашей площадки и увидела кормушки. Очень рада, что вы помогаете птицам зимой.

Слайд . Но она хочет понять, что вы знаете о птицах, правильно ли вы подкармливаете птиц.

Воспитатель рассказывает детям о том, что она однажды видела больную синицу. Она выглядела очень слабой, пёрышки не были гладкими, а торчали то там то-тут. Глова её была втянута в туловище, и она не прыгала и не пинькала, как другие синички, а сидела, молча, неподвижно. Только тогда, когда я потянулась к ней, чтобы взять её в руки и согреть, она вспорхнула и перелетела высоко на дерево. Я поняла, что синичка больна. Что было с этой синичкой дальше, я не знаю, но надеюсь, что она выздоровела.

Воспитатель: «Что же мы можем рассказать, показать Совунье?»

На магнитной доске картинками выкладывается план занятия:

• 1. Что мы знаем о птицах?

• 2. Какие из птиц остаются у нас зимовать?

• 3. Что помогает птицам зимой не замёрзнуть?

• 4. Знаем ли, чем они питаются и как их правильно кормить?

Совунья предлагает детям выполнить её задания.

2. Основная часть.

Дети усаживаются.

Слайды 2-5. «Что общего»?

У всех птиц (крылья, клюв, перья?

У клеста, дятла, совы (зимующие птицы?

У ласточки, трясогузки, скворца (перелётные птицы?

У утки, лебедя, гуся (водоплавающие птицы?

У пингвина, страуса, индюка (не летающие птицы?

Слайд 6. Кто, как голос подаёт? Слышится голос – дети угадывают и называют слово характеризующее крик птицы (каркает, чирикает, трещит). На слайде появляется соответствующая птица.

Воспитатель обращает внимание детей на план занятия: «Что мы уже рассказали Свовунье»? Предлагает показать, как мы отличаем зимующих, перелётных и домашних птиц.

Физминутка:

Подвижная игра «Улетает, не улетает», перелётная или зимующая (домашняя) птица. Дети встают в круг. Воспитатель называет птиц, а дети выполняют движения согласно птице: перелётная – бегут по кругу и машут крыльями; зимующая – садятся на корточки и «клюют зернышки»; домашняя – стоя, делают руки над головой «домиком».

Воспитатель предлагает показать Совунье, как мы умеем угадывать птиц.

Слайд 7. «Классификация птиц». Слайд разделён на 4 части: домашние, перелётные, зимующие, водоплавающие птицы. В каждой части по две птицы. Игра «Угадай птицу», или «да-нет». Один ребёнок прячет в коробочку картинку с птицей. Дети с помощью вопросов (по правилам игры «да-нет») угадывают птицу. Перед детьми наборное полотно с опорными картинками для угадывания.

Вид птицы: перелётная, зимующая, домашняя, водоплавающая.

Размер птицы.

Размер лап.

Особенности строения лап (наличие перепонок).

Размер шеи.

Размер клюва.

Питание птиц.

Дети угадывают 3-4 птицы.

Слайд 8. «Что помогает птицам в сильные морозы не замёрзнуть?» Предположения детей.

На экране появляется снегирь: «На сытый желудок и мороз не страшен». Затем появляются фото воробьёв, которые сидят, прижавшись, друг к другу.

Физминутка: «Воробьи согревают друг друга». Дети встают в тесный кружок, один (2-3) стоит внутри круга. Затем тот, кто внутри выходит наружу, а тот кто «замёрз» продвигается внутрь. Когда согрелись, воробьи прыгают на свои места.

Слайд 9. «Чьи следы?» Совунья предлагает выяснить, чьи это следы? «Угадайте, почему у воробья след парный, а у вороны следы одиночные (как по ниточке»?

Физминутка: дети изображают прыгающего воробья, и гуляющую ворону.

Слайд 10. Совунья спрашивает: «Чем питаются зимующие птицы, если их не подкармливает человек»? Дети высказываются, затем в центре экрана появляются картинки с кормом зимующих птиц (ягоды, семена растений, жучки-короеды, мыши). Дети называют птиц, которые питаются тем или иным кормом. Затем Совунья спрашивает: «Чем можно подкармливать птиц, чтобы они были здоровыми»? Дети высказываются. На этом же экране справа появляются картинки: с семечками и зерном, с белым хлебом, с салом (несолёным). «Чем нельзя кормить птиц»? Появляются картинки слева: семечки на сковороде, чёрный хлеб, солёное сало.

Слайд 11. МОЛОДЦЫ! Совунья радостная.

ИТОГ:

Воспитатель предлагает подойти к доске с карточками плана, и проверить всё ли мы рассказали Совунье.

Обо всём ли мы рассказали? Что понравилось на занятии? Узнали ли, что-нибудь новое? Хотите ли узнать ещё что-нибудь новое?

Воспитатель отмечает и благодарит детей наиболее активных на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Верные друзья птиц"

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым ...

Конспект НОД « Мы - друзья птиц»

Тема: «Мы – друзья птиц».Цель: Знакомство с жизнью птиц. Воспитание наблюдательности, бережного, доброго  отношения к нашим пернатым друзьям. Уточнить, расширить представления детей о перелетных ...

Конспект занятия по проекту " Птицы-наши друзья"

Конспект занятия по проекту " Птицы -наши друзья" уже реализован ,проект двух недельный....

Конспект занятия на тему: «Птицы – наши друзья»

Умение лепить птицу, беседа о зимующих птицах....

Конспект занятия Наши друзья - птицы

Дети находят в спальне, играют в малоподвижные игры и слышат, что из группы доносится музыка «Голоса птиц».Дети заходят в группу, звучит музыка,  на магнитной доске предметные картинк...

Конспект интегрированного занятия «Наши друзья птицы» для детей 3-4 лет

закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах....