Проект «Береги природу!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ерофеева Оксана Викторовна

Тип проекта: социально-нравственный, групповой, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст: 5- 6 лет.

Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 месяца.

Актуальность.

Защита природы – дело всего человечества в целом

и каждого человека в отдельности.

Уничтожив природу, человечество погибнет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._beregi_prirodu_.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Береги природу

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин

Тип проекта: социально-нравственный, групповой, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст: 5- 6 лет.

Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 месяца.

Актуальность.

Защита природы – дело всего человечества в целом

и каждого человека в отдельности.

Уничтожив природу, человечество погибнет.

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

     Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого, воспитывать чувства гордости за родную природу и бережного отношения к ней.

    Именно в дошкольном детстве формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны примеры перед глазами детей. И здесь, в первую очередь, ребенок ориентируется на поведение нас - взрослых. Ведь каждое наше слово, жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

     Вот почему так важно помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношений с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

     Неразумное, недальновидное, а иногда даже и хищническое использование природных ресурсов, а также массовый «не культурный» отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Обоснование актуальности проекта:

     Глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний – вот далеко не все экологические проблемы, с которыми уже сегодня столкнулась наша планета.

     Человек не может жить, не используя богатства природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. А ведь природа и человек – это единое целое.

     Природа «плачет» и просит у нас помощи… Ведь уже сейчас исчезают разных виды животных и растений, а некоторые из этих сообществ находятся просто на грани вымирания. Вместо зеленых, богатых кислородом лесов появились пустыни, высохли озера и реки.

     Изменить это можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

     Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Привлечь воспитанников и родителей к проблемам охраны природы.
  • Выявить наиболее актуальные экологические проблемы в месте проживания.
  • Поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природных экосистем.
  • Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.
  • Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:

У детей сформируются:

  • экологические знания, экологическая культура;
  • сознание важности природоохранных мероприятий;
  • навыки правильного поведения в природной среде;
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите и охране природы;
  • повысится уровень экологической культуры личности.

Содержание этапов проекта

Мероприятия

Задачи

Сроки реализации

Ответственные

Документ

1 Предварительный этап

Работа с детьми

Мониторинг знаний детей: уточнить, что дети знают о проблемах охраны природы.

Создание альбома для рассматривания по теме. Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию.

январь

Воспитатели

Конспекты

Работа с родителями:

Консультация на тему:

«Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу».

Беседа с родителями о важности проекта для их детей.

Предложили оказать посильную помощь в подготовке лэпбука, фотоальбома, и наглядного материала, поделок из природного материала.

январь

Воспитатели

Консультации

2.Основной этап

Повседневная работа с детьми

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

Рассматривание наглядного материала на тему «Природа», презентаций, видеофильмов экологического содержания. Обсуждение красоты природы в разное время года.

Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Познавательные, ситуативные беседы.

Чтение произведений П. Бажова, Е. Чарушина «Воробей», И.П. Токмаковой «Яблонька», «Ива», «Берёза», «Десять птичек стайка», «Где спит рыбка», В.В. Бианки «Первая охота», Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Энциклопедии. «Красная книга» - детская энциклопедия.

Просмотр видеозаписей с зарисовками о природе.

Дидактические игры «Угадай-ка», «Чьи следы?», «Кто как кричит», паззлы-вкладыши «Животные».

Фотоальбом «Природа и мы»

Обогащать лексический запас.

Учить детей полно отвечать на вопросы

январь

Воспитатели

Альбом для рассматривания,

Изготовление кормушек.

 «Каждой пичужке - кормушка»; «Покормите птиц зимой»

Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

январь

Воспитатели, родители

кормушки

Изготовление поделок из природного материала (скорлупа грецкого ореха, еловые и сосновые шишки).

Учить использовать для поделок природный материал. Развивать фантазию и воображение.

Воспитывать творческую инициативу, желание работать с природным материалом.

январь

Воспитатели, родители

Поделки из природного материала

Фотоальбом. «Мой домашний питомец»

Уметь рассказывать о домашнем животном, знать элементарные правила ухода за ним.

февраль

воспитатели

Фотовыставка

Экологическая викторина

«Любить природу, значит беречь»

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных. Развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

февраль

воспитатели

конспект

Посадка и выращивание семян «Огород на окне»

Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Учить ребенка оформлять результат наблюдений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

март

Воспитатели, дети

Огород,

Дневник наблюдений.

Выставка рисунков «Берегите природу»

Развитие экологической этики и воспитание отношения к природе. Привлечение внимание детей и взрослых к существующим проблемам экологии, бережному отношению к природе.

март

Воспитатели

Выставка рисунков.

Беседа «Правила поведения в лесу»

Формировать обобщенные представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой.

Воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей.

Развивать знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять.

февраль

Воспитатели

Альбом для рассматривания, экологические знаки, иллюстрации экосистем.

3.Заключительный этап

Беседа «Берегите природу».

(обсудить, что понравилось, что нет, предложить в дальнейшем работать по данной проблеме)

Что понравилось в изучении охраны природы? Что хотели бы изменить? Хотели бы узнать еще что-то?

Создать мотивацию у детей к дальнейшему изучению проблемы.

март

Воспитатели

План-конспект

Результат

Изготовление лэпбука «Береги живое» и др.

Результат проекта

март

Воспитатели, родители.

лэпбук

Презентация

«Берегите природу»

Результат проекта

март

Воспитатели

презентация

Макет «Дикие животные леса»

Результат проекта

март

Воспитатели, родители.

Макет

Пополнение Уголка природы дидактическими играми

Результат проекта

март

воспитатели

Дид. игры

Результаты реализации проекта:

     Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых.

     Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.

     У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:

  • Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
  • Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения.
  • Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.

Список литературы:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  3. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т.А.// Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
  4. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
  5. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23-27.
  7. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
  8. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
  9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
  10. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
  11. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.
  12. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Экологический проект «Берегите природу!»

Как известно, сущность экологического  образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслажд...

Проект "Берегите природу"

Проект "Берегите природу"...

Проект «Берегите природу» (моделирование природных процессов)

Проект «Берегите природу» (моделирование природных процессов)Подготовительная группаТип проекта: проектно – исследовательский.Характер проекта: информационно- практико-ориентированный,исследовательски...

Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"

Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...