Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Мотивы осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамедова Юлия Геннадьевна

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Мотивы осени". Обобщение и расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию «Мотивы осени»
в подготовительной к школе группе «АБВГДейка»

                                              Выполнила: воспитатель первой квалификационной                                                        

                                                               категории Мамедова Юлия Геннадьевна

Тюмень

2023

Цель: Обобщение и расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью.

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о характерных признаках осени: изменения в природе ранней, золотой и поздней осенью.
  • Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы полными ответами; умение выразить свои чувства через слово; упражнять детей в подборе прилагательных.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарная работа: осень – ранняя, золотая, поздняя; печальная, красивая, багряная, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, скучная и т.д.

Предварительная работа: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, экскурсия вместе с родителями в тюменский экопарк.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественного слова.

Ход занятия: Дети входят, встают полукругом и приветствуют «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок   (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки   (показываем губки)

Здравствуйте, зубки   (показываем зубки)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали   (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - скажите   (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу и нашла письмо в дверях нашей группы. Прочитаем?

Ответы: Да, прочитаем.

 «Здравствуйте, дорогие ребята, хорошие, умные группы №8 «АБВГДейка». Мне рассказала про вас хорошо знакомая вам ворона «Каркуша». Когда вы гуляете, она всегда рядом и видит, как вы играете и трудитесь на участке, помогаете взрослым.  Я узнал, что вы сегодня будете говорить об осени. Я тоже люблю это время года. Она бывает разная. Ранней осенью я загораю и купаюсь.  Золотой осенью на деревьях появляются зелёные листочки и цветут подснежники, а поздней осенью прилетят из тёплых стран и просыпаются животные. Мне нравится осень!»

Воспитатель: Ребята, а Незнайка правильно написал про осень?

Ответы: Нет, он перепутал, когда что бывает.

Воспитатель: Я согласна, ребята Незнайка всё перепутал. Ребята, послушайте загадку.

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!»

Ответы: Октябрь.

Воспитатель: Ребята, а октябрь – это месяц какого времени года?

Ответы: Осени

Воспитатель: Правильно, а какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы: Сентябрь, октябрь ноябрь.

Воспитатель: Посмотрите на эти картины какие три периода осени вы видите?

Ответы: Ранняя, золотая и поздняя.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе осенью? Ответы: Покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче, дикие животные готовятся к зиме и т.д.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки, они перепутались. Нам надо их разобрать какие подходят для поздней осени, а какие для ранней. Картинки, которые относятся к ранней осени, мы будем прикреплять слева, а картинки, которые относятся к поздней осени справа на доске.

1. Дерево с золотыми листьями.

Дерево без листьев.

2. Трава зелено-желтая.

Земля без травы.

3. Осенние цветы.

Цветы завяли.

4. Люди собирают урожай

Перепаханные поля.

5. Стая перелетных птиц.

Зимующие птицы.

6. Медведь в осеннем лесу бродит.

Медведь в берлоге спит.

7. Ёж собирает листья.

Ёж спит в листьях.

8. Насекомые: осы, муравьи и т.д.

Насекомые в коре деревьев.

9. Ночь и день равны.

Ночь длиннее

Воспитатель: Ребята, мы справились с этим заданием? Вот эти картинки, которые обозначают признаки осени, мы сложим в этот конверт и отправим Незнайке.

Физкультминутка.

Ветер осенний щеки надул (дети надувают щеки)

И на деревья сильно подул. (делают сильный выдох)

Ветки качнулись и затрещали, (качают поднятыми вверх руками)

Листья давно все на землю упали, (приседают руки кладут на пол)

Медведи в берлогах скоро уснут, (кладут под щеку руку)

Снежинки кружась, легко упадут. (поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Ответы: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Ответы: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Ответы: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т. д.

Воспитатель: Как называются птицы, которые у нас зимуют?

Ответы: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам залетел листок.  а сейчас мы поиграем в игру «Опиши осень». Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

Ответы: золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманная, богатая, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голая, увядающая, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетная…

Воспитатель: Давайте расскажем об осени лесным эхом: дидактическое упражнение «Лесное эхо».

Воспитатель: Эхо лесное спросить хочу.
Дети: Ау, ау, ау.
Воспитатель: Куда это листья пропали?
Дети: Опали, опали, опали.
Воспитатель: Птички-певички давно ли галдели?
Дети: Летели, летели, на юг улетели.
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем?
Дети: Линяем, линяем, линяем.
Воспитатель: Так что же твориться в лесу, спросим?
Дети: Осень, осень, осень.

Итог занятия: Спасибо вам, ребята, за такое интересное общение на занятии. Теперь Незнайка узнает, какая осень бывает разная. И осенью листья не распускаются, а опадают. Солнце не греет и поэтому он не будет загорать и купаться, потому что простудится. А ещё узнает, как готовятся животные, птицы и насекомые к зиме. После занятия мы напишем Незнайке письмо и отправим по почте.

  • О каком времени года мы говорили на занятии?
  • Важно ли то, что вы сегодня узнали? Почему?
  • Что вам понравилось больше на занятии?
  • Что вы расскажете родителям о сегодняшнем занятии?

Все сегодня хорошо и активно работали. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Дары осени» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Задачи:- Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов.- Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их.- Расширять представления о разнообразном использовании чело­веком...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию по теме "Ходит осень по дорожке"

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию по теме "Ходит осень по дорожке"...

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию детей в старшей группе «Осеннее путешествие».

Данное зантие может стать итоговым по теме "Осень". Использована развивающая среда Воскобовича В.В. "Фиолетовый лес"....