Педагогический проект "Новый год у ворот"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

Создание условий для расширения представлений  детей  о Новом годе, как о веселом и добром празднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novyy_god_u_vorot.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Новый год у ворот»

Актуальность: Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.

Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.

         Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе с взрослыми. Это

праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз.

В данном проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, как празднуют новый год в разных странах нашей планеты, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.

Цель проекта: Создание условий для расширения представлений  детей  о Новом годе, как о веселом и добром празднике.

Вид проекта:

-по составу участников:  групповой (педагоги, дети, родители, музыкальный   руководитель).

-по целевой установке: познавательно-творческий,

-по содержанию: интегрированный

-по срокам реализации: краткосрочный (с 17.12.20г по 28.12.20г)

Состав участников: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Продукт проекта: Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Новый год идет по миру»; конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Морозные узоры"; конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Елочка-красавица"; выставка поделок родителей и детей «Мастерская Деда Мороза», лепбук «Новый год», проведение новогоднего утренника, организация и создание предметно - игровой праздничной среды, оформление группы.

Проблема: Дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить и как отмечают Новый год в других странах.

Задачи:

Обучающие: Способствовать поиску новой информации о праздновании Нового года в России, о новогодних традициях, символах нового года.

Формировать представление детей о безопасном поведении на новогодних утренниках. Расширение представлений о том, как празднуют новый год в разных странах нашей планеты. 

Развивающие:  Обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме; познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения).

Познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, танцы, музыка).

Воспитательные: Создание праздничной предновогодней атмосферы, поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.

- Сплочение детского коллектива.

- Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности

- Самореализация дошкольников.

 Для родителей:

- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ. 

- Оптимизация детско-родительских отношений.

Для педагога:

- Повышение компетентности в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

- Реализация творческого потенциала.

- Самообразование. 

Тематическое поле: групповая комната, музыкальный зал.

Средства и оборудование:

Технические: магнитофон, музыкальная  запись П. И. Чайковского «Времена года», «Щелкунчик», А. Александров «Новогодняя полька»

Методические: образцы узоров; картинки с изображением Дедов Морозов; портрет ПетраI;  фотографии с изображением столиц разных стран (Англии, Германии, Франции, Японии, России); картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику»); письмо; иллюстрации елочек.

Организационные: альбомный лист; кусочек свечи; гуашь синего цвета, кисть с широким ворсом, баночка с водой, простой карандаш, губки, салфетки, конверт. Доска, магниты, игрушка снеговик, посылка, двусторонняя цветная бумага на каждого ребенка; ножницы; клей, салфетки, доски для аппликации,  снежинки голубого, синего и белого цвета.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен

ные

Подготовительный

Педагоги-дети

-Беседа с детьми на тему «Новый год, новый год скоро в гости к нам придет…»

-Слушание и разучивание песен о празднике Новый год

-Рассматривание иллюстраций о вотчине Деда Мороза

-Штриховка в тетрадях «Елка»

-Развивающая ситуация: "Составляем письмо Деду Морозу"

-Пальчиковая игра «Елочка»

-Дидактическая игра «Подскажи словечко»,

-Раскраски на новогоднюю тематику

-Ситуативная беседа: «Что я хотел бы получить в подарок от Деда Мороза»

-Диагностика

17.12.20-18.12.20

Педагоги группы

Педагог-родители

-Обсуждение с родителями вопросов, связанных условиями реализации проекта

Заполнение анкеты «Встречаем Новый год!»

-Привлечение родителей к сбору книг для выставки «Новый год»

17.12.20-19.12.20

Педагоги группы

Деятельность педагогов

-Обсуждение целей и задач проекта

-Составление тематического планирования мероприятий

-Подбор наглядного материала

-Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)

17.12.20-19.12.20

Педагоги группы

Основной

Педагоги-дети

-Беседы: «История новогодней елки»,  «История елочной игрушки», «История Снеговика».

-Отгадывание загадок

-Чтение стихов: Е.Трутнева «С Новым годом», А.Андреева «Новый год», З.Александрова «Дед Мороз», А.Усачев «Откуда приходит Новый год», Б.Заходер «Встречали звери новый год»

-Чтение художественной литературы: серия рассказов из книги А Усачева «Школа снеговиков», сказки В. Сутеева «Ёлка», Л. Воронкова рассказы для детей, сказки Г. Х. Андерсен "Снежная королева»,

-Слушание музыкальных произведений «Новогодняя полька» А.Александрова, П.И.Чайковский «Щелкунчик»,

-Дидактическая игра-кроссворд «Новогодние забавы»

-Дидактические игры: «Дед Мороз раздает подарки», «Наряди елку» «Родные слова» (придумывание родственных слов к слову снег)

-Настольно-печатные игры: «Новогоднее судоку», головоломка «Новогоднее мремори»

-Отгадывание новогодних ребусов

-Рассматривание коллекции новогодних открыток

-Рассматривание репродукции картин художников по теме «Новый год

-Новогодние детские кричалки и хлопалки

-Разучивание песен к новогоднему утреннику

-Пальчиковая гимнастика «Снежинка», «Елочка»

-Разучивание физкультминуток «Новый год», «Елка»

Дидактическая игра «Новогодние ребусы

-Знакомство с пословицами и поговорками  о Новом годе

-Игра «Обведи по точкам и раскрась»

-Игры со счётными палочками «Самая большая ёлка», "Дворец для Деда Мороза"

-Игра-имитация «Новогодняя игрушка»

-Подвижные игры: «Заморожу», «Снежная карусель», «Два Мороза», «Загони льдинку», «Зимушка-зима», «Снеговик», «Елочки бывают»

-Сюжетно-ролевая игра  «К нам пришли гости на Новый год» 

-Рассматривание и обсуждение «Добрые советы от МЧС для детей и их друзей»

Просмотр мультфильмов «Праздник новогодней Ёлки», «Снеговик почтовик»

-Ситуативная беседа «Зима прекрасна, когда безопасна!»

-Ситуативный разговор «Уют в нашем доме в новогодние праздники»

Ситуативный разговор «Защити себя сам»,

-Ситуативная беседа: «Для чего люди дарят  на Новый год друг другу подарки?»

-Ситуативный разговор: «Как не заболеть во время зимних каникул»

-Ситуативная беседа: «Елочные гирлянды - красиво, но небезопасно»

-Ситуативная беседа «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках»

-Проблемная ситуация «Как не испортить праздник»,

-Дидактическая игра «Нарисуй картинку со звуком [c]» (снег, снежинка, снеговик)

-Коммуникативная игра «Я желаю тебе в этом году…»

-Составление рассказа по сюжетным картинкам «Семья наряжает елку»

-Дидактическая игра по ФЭМП: "Сколько на ёлочке шариков цветных"

-НОД по познавательному развитию «Новый год идет по миру»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Елочка-красавица»

-НОД по художественно-эстетическому развитию «Морозные узоры»

18.12.20-28.12.20

Педагоги группы

Педагог-родители

-Информация  по технике безопасности «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних праздников»;

- Оформление папки-передвижки: «Безопасность ребенка в Новый год», «Новый год»

-Информация для родителей «Шпаргалка от Деда Мороза»

-Консультации для родителей: «Скоро Новый год!», «Новый год в кругу семьи», «Разбудите елку или чудеса в домашних условиях»

-Памятка «Правила безопасного Нового года»

-Ознакомление с картотекой  «Игры для новогоднего утренника»
- Обсуждение организации выставки поделок «Мастерская Деда Мороза»;
- Помощь родителей в оформлении новогоднего убранства группы;
- Советы родителям по изготовлению карнавальных костюмов для детей;

18.12.20-27.12.20

Педагоги группы, родители

Родители-дети

-Подготовка поделок к выставке «Мастерская Деда Мороза»

18.12.20-27.12.20

Родители,

дети

Заключительный

Педагоги-родители-дети

-Диагностика

-Оформление выставки поделок «Мастерская Деда Мороза»

-Оформление выставки художественных произведений о Новом годе

-Оформление лепбука «Новый год»

-Подведение итогов, оформление материалов проекта

Новогодний утренник

27.12.20-28.12.20

Педагоги группы, родители,

музыкальный руководитель

Презентационный

Деятельность педагога

Представление проекта

28.12.20

Педагоги группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игровой,

познавательный,
коммуникативный

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости на Новый год» 

Настольно-печатные игры «Новогоднее судоку», головоломка «Новогоднее мремори»

Дидактические игры: «Дед Мороз раздает подарки», «Наряди елку», «Что в мешке у Деда Мороза», «Сколько на ёлочке шариков цветных»

Ситуативные беседы: «Зима прекрасна, когда безопасна!», «Елочные гирлянды - красиво, но небезопасно», «Защити себя сам», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках»

Проблемная ситуация «Как не испортить праздник»,

Рассматривание и обсуждение иллюстраций  «Добрые советы от МЧС для детей и их друзей»

-Игры со счётными палочками «Самая большая ёлка», "Дворец для Деда Мороза"

-Игра-имитация «Новогодняя игрушка»

Познавательное развитие

Познавательный,

игровой,

коммуникативный

НОД по познавательному развитию «Новый год идет по миру»
Беседы: «Новый год, новый год скоро в гости к нам придет…», «История новогодней елки»,  «История елочной игрушки», «История Снеговика».)

Дидактическая игра «Новогодние ребусы».

Просмотр тематических мультфильмов.

Ситуативные разговоры: «Уют в нашем доме в новогодние праздники», «Как не заболеть во время зимних каникул», «Для чего люди дарят  на Новый год друг другу подарки?»

Развивающая ситуация: "Составляем письмо Деду Морозу"

Ситуативная беседа: «Что я хотел бы получить в подарок от Деда Мороза»

Речевое развитие

Коммуникативный,

игровой

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Семья наряжает елку»

Отгадывание загадок о новогоднем празднике.

Разучивание физкультминуток «Новый год», «Елка».

Знакомство с пословицами и поговорками  о Новом годе.

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Родные слова» (придумывание родственных слов к слову снег).

Дидактическая игра «Нарисуй картинку со звуком [c]» (снег, снежинка, снеговик)

Дидактическая игра-кроссворд «Новогодние забавы».

Чтение стихов: Е.Трутнева «С Новым годом», А.Андреева «Новый год», З.Александрова «Дед Мороз», А.Усачев «Откуда приходит Новый год», Б.Заходер «Встречали звери новый год»

Чтение художественной литературы: серия рассказов из книги А Усачева «Школа снеговиков», сказка В. Сутеева «Ёлка», Л. Воронкова рассказы для детей, сказка Г. Х. Андерсен "Снежная королева».

Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.

Художественно-эстетическое развитие

Творческий,

продуктивный,

музыкально-художественный

Музыкальная деятельность:
Разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике, новогодних хороводов, танцев по содержанию сценария;
Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима», «Щелкунчик»; «Новогодняя полька» А.Александрова,
Слушание в аудиозаписи новогодних песен.
Продуктивная деятельность:

НОД по художественно-эстетическому развитию «Елочка-красавица»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Морозные узоры»

Участие детей в коллективном творчестве по украшению окон (вырезывание снежинок из бумаги)  групповой комнаты.

Рассматривание коллекции новогодних открыток

Рассматривание иллюстраций о вотчине Деда Мороза

Рассматривание репродукции картин художников по теме «Новый год»,
Альбом «Технология рисования»

(Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, елка)

Раскраски на новогоднюю тематику

Игровое упражнение «Обведи по точкам и раскрась»

Физическое развитие

Коммуникативный,

игровой,

двигательный

Пальчиковая гимнастика«Елочка», «Снежинка»

Подвижные игры: «Заморожу», «Снежная карусель», «Два Мороза», «Загони льдинку», «Зимушка-зима», «Снеговик», «Елочки бывают»

Описание достигнутых образовательных результатов:

В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки. Дети знают о том, как за родилась традиция празднования Нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем наряжали новогоднюю ёлку наши предки; как отмечают Новый год в других странах. 

Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, ознакомлены с правилами безопасного поведения во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках.

Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогоднем празднике, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии.

Я пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.

Список литературы:

Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты/Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера 2008.-147с.

Вераксы, Н. Е. Комплексные занятия: подготовительная группа/Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М.А.Васильева. - Волгоград: Учитель, 2014.-163с.

Виноградова, Н.А. Сюжетно - ролевые игры для старших

дошкольников: Практическое пособие /Н.А.Виноградова, Н. В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс, 2009.- 128с.

Галынский, М. С. Энциклопедия Нового года и Рождества / М. С. Галынский. – М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2008. - 412 с.

Глаголева, О. В. Великие православные праздники / О. В. Глаголева. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-191с.

Доронова, Т. Н. Детский сад: будни и праздники : методическое пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- 320с.

Душечкина, Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература/Е. В. Душечкина. - СПб.: Норинт, 2002. - 414с.

Елжова, Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 282с.

Красникова, А.С. История елочных  игрушек /А.С. Красникова. - М.: Росмэн, 2018.- 48с.

Краснощекова, Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного

возраста/Н. В. Краснощекова.- Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 250с.

Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно - ролевыми играми в детском саду/ Н, Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2003.-160с.

Колдина , Д. Н. Аппликация и лепка с детьми 6-7 лет: конспекты занятий / Д. Н. Колдина. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 .- 64с.

Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная к школе группа / Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112с.

Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная к школе группа/ И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. -208с.

Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / Н. А. Малышева, Н. В. Ермолаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском

саду / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- М.: Линка -  Пресс, 2009. - 96с.

Недорезова. О. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада: ИЗО /О. В. Недорезова. - Воронеж, 2006.-110с.

Поленова, Т. П. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира/Т. П. Поленова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011.- 253с.

Прохорова, С. Ю. Детский  сад:  работа  с родителями / С. Ю. Прохорова, Е. Б. Хижова. - М.: СКРИПТОРИЙ,  2014. - 112с.

Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми 6 лет / Л. А. Парамонова.- М.: ОЛМА  Медиа  Групп, 2014.-944с.

Сертакова. Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей  / Н. М. Сертакова. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2013. - 80с.

Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима»/О.А.Скоролупова.-М.: Скрипторий,2003, 2008.-39с.

Интернет ресурсы:

 http://ped-kopilka.ru

 https://po-ymy.ru

 https://pandia.ru

 http://pedportal.net

 https://www.maam.ru

  http://pozdravok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Новый год у ворот"

Новый год — это радостная сказка и для детей, и для взрослых. Детей восхищает сама атмосфера праздника и волшебства. Дед Мороз с его неизменной юной спутницей, долгожданные подарки, разноцветные сверк...

Педагогический проект на тему «Новый год у ворот»

                                              Тип проекта: творческий, группов...

Краткосрочный педагогический проект "Новый год у ворот"

Перспективный план проектной деятельности...

Краткосрочный педагогический проект "Новый год у ворот"

Знакомство дошкольников с историей возникновения Нового года и традиции празднования Нового года....

Консультация для родителей "Новый год у ворот" «Новый год у ворот»

Уважаемые родители!Приближаются новогодние праздники. К сожалению, они сопровождаются увеличениемчисла несчастных случаев с детьми.Новый год – это удивительное время, когда сбываются желания и с...

Педагогический краткосрочный проект «Новый год у ворот» подготовительная группа

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.Инт...

Педагогический проект «Как у наших у ворот...»

С помощью реализации данного проекта мы хотим систематизировать знания детей о потешках, развить связную речь, обогатить словарный запас воспитанников....