НОД "Поможем матушке- природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Как прекрасна зима. Она нравится и взрослым , и детям. Даже собачки любят поваляться в снегу.Нам нравятся игры, зимние развлечения.Но птицам, деревьям очень не просто пережить зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matushka_priroda.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Поможем матушке природе» старшая группа

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Образовательные задачи:
- развивать  познавательный интерес к миру природы;
- обобщить и систематизировать знания детей о признаках зимы;

- расширить представление детей о зиме, явлениях природы;

- совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания;

- продолжать формировать у детей умение выполнения простых опытов;

- формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;

Физическое развитие:
- предупреждения утомляемости детей.

Социально-коммуникативное развитие:

- активация словарного запаса детей: природа, дикие животные, звуки зимнего леса- треск веток, скрип снега, помощь птицам, животным..
- развивать  умения понятно для окружающих выражать свои мысли. (Речевое развитие);
-развивать  умения изображать природные объекты в цвете.(Художественно- эстетическое развитие)
- формировать навык коллективного общения
- формировать партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности (опыт)

закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными   материалами (гуашь, восковые мелки ), использовать нетрадиционную технику рисования - набрызг; совершенствовать умение смешивать краски для получения новых оттенков.

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание картин о природе, животном мире; заучивание стихов, песен, загадок; наблюдение в природе; разучивание детских игр. Рисование зимнего леса(1 этап).

Ход ООД:

Восп:

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки (дети встают в круг, берутся за руки), подарим друг другу улыбку. И тогда  непременно все у нас будет получаться. В этот день и в этот час все получиться у нас. (Дети дарят друг другу улыбки)

-Давайте посмотрим в окно. Что мы там увидим?   (Ответы детей)

- Загадка

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло - голубое, солнце светит золотое,

Ветер снежинками  играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и гора, и туманы, и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

Восп: Молодцы. А скажите мне, что такое природа ? (Ответы детей)

 Дети: Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека. 

Воспитатель: А какая природа бывает?

Дети: Природа бывает живая и не живая.

Воспитатель:  Скажите мне, что относиться к живой природе?

Дети: Живая природа – это люди, животные, растения, бактерии, грибы. К живой природе относиться все, что дышит, питается, размножается и умирает.

Воспитатель: А что относиться к неживой природе?

Дети: Неживая природа – это земля, вода, небо, воздух, осадки.

Неживая природа – это камни, песок, солнце, звезды, горы.

Воспитатель: А как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой?

Дети: живая природа не может жить без не живой. Луна, солнце, почва, песок, вода, воздух мы пользуемся ими и не можем без них жить и существовать.

Воспитатель: верно. Кроме того, мы, как и животные и насекомые и рыбы, и растения дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит, мы можем назвать их нашими братьями.

Восп: Молодцы, всё вы правильно сказали. А какое сейчас время года? Правильно, зима.

Ребята, а какая бывает зима?
Дети: Снежная, морозная, вьюжная, холодная…
В.: Почему зима бывает такой?
Дети: Потому что на улице очень холодно, идёт снег, дуют метели.
В: И мы знаем, что в каждом времени года три месяца  Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Восп: Совершенно верно. И коли мы с вами ведем разговор о зиме, да еще и в феврале, то пожалуй превращусь я в братца февраля. (Одеваю костюм)

И вои я – братец февраль. И приглашаю вас в зимний лес.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес………
(мороз).

В. Объясни, почему ты так думаешь?

В белом бархате деревья -
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………
(иней).

В. Почему ты считаешь, что это иней?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..
(снег).

В. Объясни, почему это снег?

В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.

В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?

Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.

В. Какой бывает зимний ветер?

Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.

Физминутка.

- Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так , как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил).

- Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами).

- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).

В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?

Д. Вьюга, метель, пурга.

В. А что является самым главным признаком зимы?

Д. Снег.

В. От куда же берется снег?

Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.

В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).

В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Опыт “Замерзание жидкости”.

В. Давайте посмотрим, я сегодня заморозила воду, соленую воду, растительное масло.

. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).

- Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.

Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.

В: Скажите, а куда спрятались жители леса зимой?

Д. Насекомые в кору деревьев, змеи, мышы в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.

В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.

- Почему?

Д. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.

В. Вывод: значит зимой всем животным очень трудно жить.

А чем мы можем помочь?

Д. Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины

А  как  же     выживают в морозы  деревья, кустарники, кто  же  о  них  заботится  зимой?    (Ответы)                                

В.: -На предыдущем  занятии  мы  с  вами  рисовали  зимний  пейзаж,  где изобразили ели,  деревца  и  кустарники.  Чтобы  им было теплее,  необходимо  укрыть их   « снежным одеялом». В  каких  местах  на  деревьях  лежит  обычно  много  снега?

Дети:  На ветках, возле  ствола.

 В.:  Вспомните, как укрыты  еловые  лапы снегом ? 

В.:  Ребята, давайте  ели и деревца,  которые мы с вами рисовали , «укроем»  снегом. У  вас  на столах лежат зубные щетки, колпачки,  ватные  тампоны,  кисти,  в  розетках – гуашь  какого  цвета?

Дети: Белого.

В.:  Ребята, посмотрите и решите сами,  как и чем  вы будете рисовать идущий снег, сугробы, «одеяла» для деревьев.

 Подумали? Приступайте к работе

РАБОТА ДЕТЕЙ ( ГРАМЗАПИСЬ)

В: Молодцы, какие у вас работы получились. Настоящий зимний пейзаж. Мы с вами сделаем красивый вернисаж.

Ну, а я из братца  февраля , опять стану просто Оксаной Сергеевной. И в память о нашей сегодняшней прогулке по зимнему лесу , вам на память вот такие чудесные (снежинки?)

(или чупа – чупс-льдинка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мире Матушки природы

Задачи:1.     Выявить уровень  сформированности  коммуникативных  умений и навыков:·        Умения слушать и слышать окружаю...

Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"

Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

НООД по экологическому воспитанию "Золотые правила Матушки-Природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Проблема по экологическому воспитанию дошкольников , которая стоит п...

Дары Матушки Природы или поделки из природного материала

В данной статье предложен материал о важном аспекте воспитания дошкольников- любви к окружающему миру с помощью поделок из природного материала....