Проект: "Зимушка- зима"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-_zima.docx347.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

АКТУАЛЬНОСТЬ: 

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 Тип проекта: информационный, творческий.

 Цель: расширение представлений детей о зиме, формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.                                                                                              

Задачи проекта: 

Образовательные

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

        - формировать представления детей о безопасном поведении    

     зимой во время прогулки.

Развивающие

          - формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

          - развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные

         - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать

 красоту зимней природы;

  - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Для родителей:

          - развивать познавательный интерес;

          - повышать педагогическую компетентность родителей; 

          - показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;

          - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.


          Субъекты проекта:

 - дети;

 -  воспитатели;

 -  родители. 

     
           
Срок реализации проекта: 3 месяца  ( декабрь, январь, февраль.). 

План реализации проекта:

Подготовительный этап: 

формулировка цели и задач; подбор методической литературы по теме проекта; обдумывание форм работы с родителями; поиск художественных произведений по теме проекта; подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.

Основной этап:
1. Беседы: «Чудеса зимнего леса», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Приметы зимы».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах», «Одевайся по погоде, а не по моде».
2.Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам по теме проекта: «Зимние развлечения», « Дедушка Мороз», «Как мы к празднику готовимся» и другие.
3. Экскурсия: «Улицы города зимой».
4. Чтение художественной литературы: Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел? », «Лиса и волк»,  «Заюшкина избушка», Зимовье зверей».
Организация выставки книг о зиме.
5. Использование в работе загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе.
6. НОД по Изобразительной деятельности:
Рисование «Вьюга-завируха», « Новогодний серпантин», «Снег идет»
Аппликация « Снежинки», «Украшаем елочку»
Лепка «Снеговик»
Использование раскрасок по теме проекта.
7. Опыты с водой, снегом и льдом.
8. Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Щелкунчик». 9.Разучивание песен о зиме.

 10.Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает? », «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».

11. Наблюдения за окружающей средой.
12.Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения», «Магазин подарков»
13.Подвижные игры: «На дворе у нас мороз… », «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»;
14. Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев,
расчистка кормушек и подкормка птиц.

Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей; способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей; воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни; познакомит с новыми зимними играми и забавами.
Презентация проекта:

Итоговое занятие «Ах, ты зимушка- зима!»

                                     Работа с родителями:

- Папки – передвижки: «Зимние приметы», «Зимние забавы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях», «Новый год».

- Беседы с родителями на темы: «Чем занять детей на прогулке зимой?», «Одежда детей зимой».

 - Подборка народной мудрости.

 - Акция: «Покорми птичку».

 - Участие родителей в подготовке к праздникам: «Новый год», «Рождество», «Прощай, Зима! Весне - привет!»                               

   Результат проекта. 

    У детей расширились представления о признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы в этот период, о связи между явлениями в природе. Ребята получили знания о том, как весело можно провести время зимней порой. У детей проявились познавательные и творческие способности, наблюдательность и любознательность. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение.

Приложение.

Беседа: «Зимующие птицы»

Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива.

Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм

                                     D:\Рабочий стол\sinitsa-kartinki-dlya-detei-5.png

 

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это? (правильно, воробышек, садим на кормушку)

Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки; )

D:\Рабочий стол\1055484-تصویر-برداری-از-گنجشک-خانگی-جدا-شده-بر-روی-زمینه-سفید.jpg

Физминутка 

«Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге. 
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку, Присели. 
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге. 
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.

- А этоА это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это? (снегирь, правильно, садим на кормушку)

Молодцы!

Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

 

Почему?

Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.


D:\Рабочий стол\kartinki-snegiri-20.jpg

Итоги: 

Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зерном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.

Аппликация

«Украшаем елочку»

Цель: учить детей аккуратно наклеивать фигуры различной формы.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с ёлочными игрушками, их геометрической формой, цветами, характерными особенностями.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, умение пользоваться кисточкой и салфеткой, а также развивать фантазию, воображение, память, эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении композиции, умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

Оборудование: готовые картонные ёлочки-открытки, разноцветное конфетти различной геометрической формы, клей ПВА, кисточка на каждого ребенка, салфетки.

Методы и приемы: игровые, словесные, практические.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ёлки, ёлочных игрушек, чтение стихотворений о ёлке.

Активная речь: ёлочные игрушки, новогодняя ёлочка, новогодний праздник.

Воспитатель: Ребята, слушайте… Кто- то в двери к нам стучится… Значит в гости кто – то мчится… (открывает дверь). Ой! Это синица! А что она нам принесла?

Дети: Письмо.

Воспитатель: Правильно письмо. Хотите его прочитать?

Дети: Да.

Воспитатель: Открываем конверт. А тут написано:

Вся нарядная, в игрушках

Вся в гирляндах и хлопушках

Ни колючая, ни сколько

Ну, конечно, это…

Дети: Елка!

Воспитатель: Правильно. Ребята- это ёлка. Но почему синичка такая грустная? Что - что случилось? (прислушивается к игрушке) скоро Новый год, а ёлка не нарядная? Без игрушек и хлопушек? Это очень плохо… Ребята хотите помочь синичке украсить ёлочку?

Дети: Да.

Воспитатель: А чем мы будем украшать ёлочку?

Дети: Игрушками.

Воспитатель: Правильно. Будем украшать ёлочными игрушками. Посмотрите, какие ёлочные игрушки у меня есть. Круглые, большие, маленькие, разноцветные. Возьмите их в руки, потрогайте… (Дети берут игрушки в руки, рассматривают их). Вам нравятся ёлочные игрушки?

Дети: Да.

Воспитатель: Знаете ребята, не всегда игрушки были такие красивые. Очень давно, когда только придумали украшать елочку, игрушки делали из ткани, дерева, ваты, бумаги; в качестве украшений использовали конфеты и печенье.

Но наша гостья грустит и нам пора ей помочь. Сначала давайте мы ее развеселим; как мы можем это сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё правильно ребята! Давайте подвигаемся и повеселимся.

Физкультминутка «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднять руки вверх)

Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опустить через стороны вниз)

Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо-влево)

Во всех домах по всей стране ребята улыбаются! (Улыбаясь, шагать на месте)

Воспитатель: Как хорошо мы повеселились и подвигались! А сейчас, все кто хочет помочь украсить ёлочку, проходите и садитесь за стол. (Дети садятся). Посмотрите на наш стол, как вы думаете, что мы будем делать?

Дети: украшать елочку, наклеивать кружочки.

Воспитатель: Правильно. Наклеивать игрушки на ёлочку. Это будут наши новогодние украшения. А сейчас разложите на ваших ёлочках новогодние игрушки и начинайте наклеивать. Не забывайте использовать салфетки.

Дети приступают к работе, а воспитатель помогает детям индивидуально в выполнении задания.

D:\Downloads\20231214_091653.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...