проект "Насекомые малышки- наши меньшие братишки"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Бессонова Ирина Игоревна

 Тема проекта: «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».

Происхождение темы

Часто на прогулке весной наблюдая неординарное поведение детей по отношению насекомых: одни дети сажали жуков в коробочку, другие просто топтали муравьёв ногами, третьи, увидев паука, пугались и старались быстро его уничтожить. В ходе беседы выяснилось, что знания о значении насекомых в природе не достаточно. Отсюда  возникла проблема: « Нужны ли нам и природе насекомые, и какую пользу и вред они приносят". Возникла необходимость   начать исследовательскую деятельность по изучению жизни насекомых и значение их в экосистеме,  в  природоохранной  деятельности,  и создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые малышки – наши меньшие братишки» 

       Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

• находить сходства и различия;

• владеть обобщающим понятием «насекомые»;

• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;

• формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного)

 

Что мы хотим узнать о насекомых

В ходе проекта было использовано тематическое планирование, т.е. в течении недели дети были погружены в тему, что дает возможность не только интегративно решать  воспитательно - образовательные задачи из разных образовательных областей, но и использовать все виды детской  деятельности, которые организовывались максимально интересно и полезно для детей. В основе тематической недели ведущей являлась игровая мотивация, направленная на познавательные и нравственные мотивы.

Основные задачи:

  • уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
  • уточнить особенности внешнего вида насекомых;
  • закрепить знания о цикле развития насекомых , способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
  • заложить основы экологического воспитания;
  • вызвать удовольствие от общения с природой.

Необходимые материалы: детские энциклопедии; картинки с изображением насекомых; схемы этапов развития насекомых; игрушки-насекомые (самоделки, купленные); емкости для емкости временного помещения туда насекомых; искусственные и натуральные комнатные растения, цветы; шапочки для обыгрывания образов насекомых, картонные фигурки насекомых и других животных; коллекционные фигурки насекомых; диски «Звуки природы», «Звуки леса».

Оборудование используется в течение всей недели.

Как нам найти ответы на наши вопросы о насекомых.

План тематической недели.

Каждый день недели начинается с сюрпризного момента.

1 день. Встреча с пчелой Майи.

Беседа «Что дети знают о насекомых?

«Сравнение пчелы со шмелем и осой»

Наблюдение за пчелами на прогулке.

Хоровод насекомых.

Игра- перевоплощение «Пчела защищается вынужденно»

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками»).

Рисование «Портрет пчелки Майи»

Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам».

2 день. Встреча с бабочкой Лили.

Беседа с детьми.

Изобразительная деятельность «Бабочки на лугу» (коллаж).

Игра- перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».

Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе.

Игра-путешествие на луг.

Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).

Чтение рассказов о бабочках.

Игра «Соедини точки и узнай,  во что превратится гусеница».

Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»

3 день. Встреча с муравьем Кузей.

Поиск муравейника.

Беседа «Из жизни муравьев» с опорой на чтение рассказов.

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».

Сотворчество детей и родителей «Кто помог муравьишке добраться домой». (по сказке В. Бианке «Как муравьишка домой спешил?»

Наблюдение за муравейником или муравьиной тропой на прогулке.

Игра-драматизация по сказке В. Бианке «Как муравьишка домой спешил?»

Игра перевоплощение «По муравьиной тропе».

4 день. Встреча с комаром Пискуном.

Дидактическое упражнение  (песенка комара).

Рассказ комара о том, откуда он прилетел ( по книге Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»).

Беседа «Насекомое-комар».

Наблюдение за комарами в разных местах участка.

Подвижная игра «Поймай комара».

Логоритмическое  упражнение «Насекомые над лугом».

Дидактическая игра «Где ты живешь?».

Игра-драматизация «Сказка  про Комара-Комаровича». Д,Н. Мамина-Сибиряка.

5 день. Викторина «Что мы знаем о насекомых».

Изобразительная деятельность  «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»  (рисование на камне).

Что нового для себя мы узнали.

Знакомство с насекомыми неизменно вызвало большой интерес у детей, активизировалась детская любознательность, пытливость, милосердное отношение к насекомым и другим представителям природы. Дети долго обсуждали содержание деятельности в эти дни, рассказывали о ней своим родителям, привлекая их к наблюдениям, делали  друг другу замечания, если кто-то пытался нарушить жизнь насекомых, навредить им. Приезжая из деревни, с дачи после выходных, дети рассказывали о том, что видели, делились своими впечатлениями с педагогами и детьми. Активно решались задачи развития речи.

                                Работа с родителями.

Оформлена стенгазета "Берегите насекомых"

Изготовление насекомых из бросового материала.

Подбор литературы и энциклопедий.

Совместное сотворчество с детьми "Нарисуй насекомое"

Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта.

Идеи в отношении индивидуализации занятий: в тематических днях предусмотреть самостоятельную деятельность детей, работу по подгруппам, учитывая интересы и потребности детей.

Смежные темы для разработки:  "Птицы", "Цветы".

Способы совершенствования занятий в рамках проекта: использование ИКТ.

Элементы, которые надо исключить из проекта или добавить: добавить посещение библиотеки, музея.

 

 

 


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у братьев наших меньших

    В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.Все сферы развития личности неразрывно связаны ...

«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Далее представлен проект о насекомых....

Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»Алейникова Татьяна Викторовна детский сад «Берёзка» МДОБУ № 20  исследовательский творческий проект:«Насекомые малышки - наши меньшиеб...

«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят?...

Проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки"

Проект для средней группыПриложение к проекту...

Познавательный краткосрочный творческий экологический проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки!"

Музыкальный проект для детей средней группы. Образы насекомых в искусстве...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...