Проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Глаголевская Любовь Анатольевна

Проект для средней группы
Приложение к проекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131»

П Р О Е К Т

«Насекомые малышки –

наши меньшие братишки»

(долгосрочный)

для детей средней группы № 2

в возрасте 4-5 лет

                                                                               

                                                                               Воспитатели:  

                                                                    Глаголевская Л.А.

                                                                 Старостина Н.К.

                                                                              Период: октябрь 2019г.                  

                                                                – август 2020г.

I. Теоретическое обоснование проекта

Познавательный  проект «Насекомые малышки –

наши меньшие братишки»

для детей средней группы

в возрасте 4-5 лет

Особое значение для формирования экологической компетентности у детей пятого года жизни  имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей природой  обеспечивает умение взаимодействовать с окружающим миром; делиться полученными впечатлениями от общения с природой; выражать отношение к миру природы в продуктивных видах деятельности.

Существенную роль в этом направлении играют правильно подобранные НОДы, наблюдения, прогулки, беседы, опытная деятельность, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры и т.п.

Занимаясь проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста, воспитатели пришли к выводу, что экологическая направленность данного проекта очень актуальна.

    Мы заинтересовались данной темой и решили использовать ее в практике своей

    работы, проверить способность детей среднего возраста осваивать элементарные

    экологические представления в процессе непосредственного общения с природой;    

    умение детей применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.

    Мы считаем, что экологическая направленность данного проекта способна    

    мобилизовать активность детей в познании природы, развить способность к  

    позитивному взаимодействию ребенка и окружающего мира.

Данный проект разработан воспитателями средней группы для детей среднего дошкольного возраста для формирования элементарных экологических представлений.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, такие как деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях ведь на основе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и общаться. И так как большинство современных детей редко обращаются с природой, мой проект направлен на то, что бы наши дети научились беречь окружающий мир. И остановилась на самых маленьких обитателях нашей планеты – насекомых. Они привлекательны и удивительны, малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, и наши знания о них очень скудны. Но их влияние на нашу жизнь огромно. Наш проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых. Образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.

Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и практический опыт взаимодействия с природой, проект предусматривает прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

Предоставлен подробный перечень методической литературы.

Интеграция пяти образовательных областей  позволит сформировать у дошкольников полные представления о природе, окружающей действительности, позволит проследить простейшие связи в природе, расширить представления об окружающем мире.  

В данном проекте предусмотрена системность, в результате чего, у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе, доброжелательное отношение к ней, вызовет интерес к природе, желание больше узнать о ней, охранять и преумножать ее.

Участники проекта:

- Воспитатели: Глаголевская Любовь Анатольевна;

                          Старостина Наталия Константиновна.

- дети средней группы в возрасте 4-5лет;

- родители средней группы;

- музыкальный работник.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – август 2010 г.

по понедельникам во второй половине дня.

Цель проекта:  Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры; формирование ценностного отношения к объектам живой природы в процессе организации познавательно-игровой деятельности.

Задачи проекта:

* Развивать потребности в приобретении новых знаний об объектах живой природы; учить наблюдать, сравнивать, анализировать, и систематизировать знания; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

* Формировать у детей элементарные представления о насекомых,  их строении, способах передвижения;

* Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость.

Результат проектной деятельности:

* Дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик).

* Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида: форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); находить сходства и различия; владеют обобщающим понятием «насекомые».

* Умеют драматизировать небольшие сказки о насекомых.

* Умеют составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной  

   схемы.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, научно-художественная литература, фото, альбомы, диски, энциклопедии, изображения различных видов насекомых, фильмы и мультфильмы о жизни насекомых, раскраски с насекомыми и т. д.; различные предметы и материалы, которые требуются для изготовления коллекции, рисунков (бумага, краски, карандаши, клей, картон, пластилин), наборы насекомых – игрушек.

Этапы проектной деятельности:

*  Подготовительный

 1. Постановка проблемы, определение цели и задач проектной деятельности.

 2. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию  

     проекта.

 3. Работа с методической литературой, сбор материала.

 4. Подбор необходимой художественной литературы.

 5. Разработка плана мероприятий.

 6. Заинтересовать детей и родителей темой проекта.

 7. Консультации для родителей по теме проекта.

 8. Проведение первичной диагностики.

 9. Оформление эмблемы и девиза.

* Основной

 1. Посвящение в волонтеры.

 2. Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности,  

     экскурсий, дидактических и подвижных игр, прогулок и наблюдений.    

 2. Мультимедийная презентация по теме «Насекомые».

 3. Чтение художественной литературы по данной теме.

 4. Просмотр мультфильмов о насекомых.

 5. Выпуск экологической газеты.

 6. Выпуск памяток, буклетов для распространения (совместно с родителями).

 7. Проведение конкурса рисунков, фестиваля детского творчества.

 8. Драматизация экологической сказки о насекомых.

 9. Оформление видеожурнала.

10.Создание мини-музея о насекомых.

* Заключительный

 1. Оформление выставки рисунков, аппликаций по изобразительной    

     деятельности; экологических плакатов.

 2. Проведение итоговой диагностики.

 3. Формирование выводов о проектной деятельности в информационной справке.

 4. Планирование работы по распространению педагогического опыта.

 5. Участие в празднике День земли.

 6. Составление фотоальбома.

 

Практическая реализация проекта

Вид деятельности

Приемы реализации проекта

Беседа

* Рассказ-беседа «Кто такие насекомые и как они живут?»

* «Нужны ли нам насекомые?»

* «Какую пользу приносят насекомые?».

* «Опасные насекомые»

Экскурсии

* Прохождение экологической тропы детского сада;

* На цветник (наблюдение за насекомыми).

Рассматривание

* Набор «Расскажите детям о насекомых»; «Мастера маскировки»;

* Наглядно – дид/ пособие «Насекомые»;

* Демонстрационный материал «Жизненный цикл животных»;

* Альбом «Насекомые».

Чтение художественной литературы

* К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».

* В. Татарников «Зажжужала тут оса».

* Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

* Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

* В. Митько «Я кузнечика ловил».

* В. Бианки «Приключения муравьишки», «Паучок –  

   пилот».

* К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

* В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).

* В. Степанова «Стрекоза».

* И. Крылов «Стрекоза и муравей».

* Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

* В. Сутеев «Под грибком».

* Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Составление творческих рассказов, разучивание стихов

* Стихи о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку».

* Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки».

* Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).

* «Разложи картинки и составь рассказ».

Презентации, мультфильмы, музыка

* «Насекомые», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом», «Муха и зайчонок».

* Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».

Творческая мастерская

* Коллективная аппликация «На полянке».

* Поделки из природного материала «Муравейник».

* Выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

* Рисование «Раскрась крылья бабочке».

* Аппликация «Божья коровка».

* Лепка «В гости к хозяйке луга».

Игровая деятельность

* Д/и: «Четвёртый лишний», «Кто лишний», «Собери  

   картинку», «Найди цветок для бабочки», «Найди домик для  

   насекомого», «Цифровая гусеница», «Кто здесь  

   спрятался?», «Что сначала, что потом», «Собери цветок».

* П/и «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».

* Дыхательная гимнастика «На лесной полянке».

* П/и «День и ночь».

* «Жук отправился в полет».

Практическая деятельность

* ООД по развитию речи «Прогулки с насекомыми».

* ООД по ФЭМП «Веселая математика с пчелкой Майей».

* ООД по лепке «Моё любимое насекомое».

* ООД по рисованию «Насекомые».

* ООД по экологии «В гости к хозяйке луга».

Взаимодействие с родителями

* Памятка для родителей «Что нужно знать о насекомых».

* Рекомендации о соблюдении мер предосторожности на  

   прогулке.

* Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая  

   помощь при укусах насекомых», «Значение насекомых в  

   природе».

* Конкурс рисунков детей совместно с родителями «Эти забавные насекомые». 

* Оформление альбома с фото детей и насекомых.

* Создание мини – музея «Насекомые».

* Наблюдение в парках, за городом за насекомыми.

Взаимодействие с педагогами

* Развлечение «Эти удивительные насекомые».

* Физкультурное развлечение «На полянке».

* Конкурс детского творчества «Моё любимое насекомое».

* Фестиваль детского творчества.

         

         Методическая литература:

1.Т.С Комарова «Занятия по изодеятельности в средней    

    группе детского сада».

2. И.В Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду».

3. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

4. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи    

    средней группе».

5. Н.С.Голицына «Перспективное планирование в детском

    саду в средней группе».

6. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Комплексное

   перспективное планирование в средней группе».

7. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до  

    школы» под редакцией Е.Н.Вераксы.

8. Т.Н.Вострухина «Знакомим детей с окружающим миром».

     9. О.С.Рудик «Развитие речи у детей 4-5 лет в свободной деятельности»

10. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

11. Н.Ф Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»



Предварительный просмотр:

Приложение к проекту

«Насекомые малышки –

наши меньшие братишки»

(долгосрочный)

для детей средней группы

в возрасте 4-5 лет

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок». Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы». Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз

«Игра в слова» (на внимание)

Ведущий называет разных насекомых, животных и птиц. Дети хлопают в ладоши, услышав только насекомое.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.).

Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Пальчиковые игры «Насекомые»

1. Прилетела к нам вчера  (загибать пальцы по одному).

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель-шмелёк.

    И веселый мотылек,

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики глаза (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам).

    Пожужжали, полетали (машут ладошками).

    От усталости упали (ладони на стол). 

2. Божья коровушка (пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

    Полети на облышко. Принеси нам к осени. Мы тебя попросим:

    В огород – бобы, (раскрывать пальцы, начиная с указательного)

    В лес – ягоды, грибы, в родник – водицу, в поле – пшеницу.

3.  На ромашке – две букашки (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно              соединять пальцы рук).

   А на лютике – жучок, в колокольчике – кузнечик,

   На гвоздике – паучок. А на маке-то – пчела (пальцы одной руки в кулаке,    

   круговые движения  указательным  пальцем – пчела жужжит).

   Собирает мед она.

4. У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы)

    Сеть раскинул паучок (стучат пальцами по столу)

    Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)

    Намотал на кулачок (наматывают воображаемую нить на кулак).

Словесная игра: «Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово:

• заяц, ёж, лиса, шмель;

• трясогузка, паук, скворец, сорока;

• бабочка, стрекоза, енот, пчела;

• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

• таракан, муха, пчела, майский жук;

• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Пальчиковые игры «Паучок»

У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить на кулак)

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день (дети руками обрисовывают перед собой круг).

И работать ей не лень (покачивают указательным пальцем в знак отрицания).

От цветка летит к цветку (ритмично размахивают руками крылышками).

Клеит на брюшко пыльцу (совершают круговые движения ладонью по животу).

Хоботком нектар сосет (одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится).

За день много соберет (раскрывают перед собой все пальцы).

Унесет нектар тот в улей (обрисовывают в воздухе треугольник).

И назад вернется пулей (резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед).

В сотах утрамбует мед (топают ногами).

Скоро вед зима придет (ежатся).

Будет пчелкам чем питаться (имитируют движения ложкой).

Летом надо им стараться (имитируют накладывание меда в соты).

СТИХОТВОРЕНИЕ «НИКОГО НЕ ОБИЖАЙ»

Никого не обижай: ни пчелу, ни мушку

Ни улитку, ни жучка-темненькое брюшко.

Ни кузнечика в траве скачущего ловко,

Ни блестящую в листве божию коровку,

Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого,

Ни за что и никогда не обижай живого.

Стихи о насекомых

Бабочка

На цветке сидит цветок.
Разве так бывает?
Подойдёшь к нему поближе –
Он тут же улетает.

Божья коровка

Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.

Пчела

Вокруг цветка жужжанье –
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

Стрекоза

Над ромашкою лесной,
Кружит вертолет,
Очень маленький такой,
Где же там пилот?
Только там пилот не нужен,
Если кто не знает:
Над ромашкой мирно кружит
Стрекоза большая!

Загадки о насекомых

Жу-жу-жу-жу, 
Я на ветке сижу, 
Букву «ж» всё твержу, 
Зная твёрдо букву эту, 
Я жужжу весной и летом. (Жук)

На большой цветной ковёр 
Села эскадрилья — 
То раскроет, то закроет 
Расписные крылья. ( Бабочка)

Не жужжу, когда сижу, 
Не жужжу, когда хожу, 
Если в воздухе кружусь, 
Тут уж классно нажужжусь. (Жук)

Летит, пищит, 
Ножки длинные тащит, 
Случай не упустит: 
Сядет и укусит. (Комар)

Из-за тебя бью себя, 
Из-за себя бью тебя — 
Прольётся кровь моя. (Комар)

Прыгает пружинка — 
Зелёная спинка — 
С травы на былинку, 
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Кто они? Откуда? Чьи? 
Льются чёрные ручьи: 
Дружно маленькие точки 
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Целый день он спать не прочь. 
Но едва наступит ночь, 
Запоёт его смычок. 
Музыканта звать… (Сверчок) 

Не птица, а летает, 
С хоботом, а не слон, 
Никто не приучает, 
А на нос садится. (Муха)

Модница крылатая, 
Платье полосатое. 
Ростом хоть и кроха, 
Укусит — будет плохо. (Оса)

Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел — 
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) 

В лесу у пня 
Суетня, беготня: 
Народ рабочий 
Весь день хлопочет, 
Себе город строит. (Муравьи)

Хоть они и жалят больно, 
Их работой мы довольны. (Пчелы)

Осенью в щель заберётся, 
А весной проснётся. (Муха)

Мужички без топоров 
Срубили избу без углов. (Муравьи)

Домовитая хозяйка 
Полетает над лужайкой, 
Похлопочет над цветком — 
Он поделится медком. (Пчела)

Голубой аэропланчик 
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

На ромашку у ворот 
Опустился вертолёт — 
Золотистые глаза. 
Кто же это?...(Стрекоза)

Подвижная игра: «Паук»

Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети – насекомые.

Паук говорит слова:

Паутину-сеть плету,

Насекомых всех ловлю:

Мошек, бабочек, жуков,

Комаров и мотыльков.

Дети отвечают: Ты паук нас не пугай,

А, попробуй, запятнай!

Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей.

Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.

Подвижная игра: «Пчелки и медведь»

В ясный, солнечный денёк весело порхая,

Собирает мёд с цветков пчёлка полевая.

У пчелы полно забот, добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели, дружно песенку запели –ж-ж-ж.

Мы устали не знаем – ж-ж-ж, среди цветков летаем – ж-ж-ж,

И мёд там собираем – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки! Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте, и свой мёд спасайте.       Пчёлки улетают.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, я лечу издалека (дети расставляют руки в стороны,

ритмично помахивают ими).

Зу-зу-зу – комар пищит, укусить скорей спешит (постукивать указательными пальцами друг о друга).

Уф-уф-уф – как паровоз, шмель пыхтит, пыльцу повез (ритмично притоптывают ногами).

Жук гудит: жу-жу, жу-жу, жу-жу, я любого разбужу (делают ритмичные хлопки).

Физкультурная минутка «Муравей»

Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет…

Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший, муравьи возводят дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у братьев наших меньших

    В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.Все сферы развития личности неразрывно связаны ...

«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Далее представлен проект о насекомых....

Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»Алейникова Татьяна Викторовна детский сад «Берёзка» МДОБУ № 20  исследовательский творческий проект:«Насекомые малышки - наши меньшиеб...

«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»

Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят?...

Познавательный краткосрочный творческий экологический проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки!"

Музыкальный проект для детей средней группы. Образы насекомых в искусстве...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...

проект "Насекомые малышки- наши меньшие братишки"

Тема проекта: «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».Происхождение темыЧасто на прогулке весной наблюдая неординарное поведение детей по отношению насекомых: одни дети саж...