"В гостях у хозяйки медной горы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

 

 

 

                                           Конспект занятия"В гостях у хозяйки медной горы» для детей

старшей группы.

Цель:

Приобщать детей к истокам культуры родного края.

Задачи:

  • Закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова.
  • Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.
  • Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы.
  • Формировать творческие способности детей.
  • Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.

Организация развивающей среды:

  • Выставка книг П.П.Бажова и его портрет.
  • Выставка камней и изделий из самоцветов.
  • Ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.
  • Столы для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

  • Чтение сказов П.П.Бажова, рассказывание детьми отрывков;
  • Знакомство с биографией П.П.Бажова;
  • Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»
  • Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;
  • Подготовка детьми силуэтов из картона и пластилина ( хозяйка медной горы, каменный цветок) для украшения их бисером;

Материал для продуктивной деятельности

  • Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;
  • Пластиковые дощечки, силуэты изделий намазанные пластилином, салфетки;

 

 

Ход занятия:

(звучит  музыка)

Хозяйка Медной горы (Воспитатель )читает стихотворение:

«Гордое имя Урал»

Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда,

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал!

-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла?

(в костюме хозяйки медной горы)

-Правильно, потому что наше занятие будет сказочным. Вы будете мастерами, а я хозяйкой медной горы. Я поведу вас путешествовать по сказам уральского сказочника П.П Бажова. Готовы?

Давайте произнесём волшебные слова и очутимся в сказке:

-Раз, два, три повернись в сказке окажись.

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

   Дети: (мастеровые)

-Зачем пришли, богатства мои высматривать или поучиться?

Дети (поучиться)

-Ну коли учиться, так другой разговор. Но вы я думаю, знаете, что в ученики к себе,  беру не всякого. Только смелые да удалые, весёлые да умелые попадают ко мне в гору.

 

1 слайд:

Приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам П.П Бажова и отгадать мои загадки: дети садятся на скамеечки.

 (с показом иллюстраций)

2 слайд:

      1.   Кто-то сидит у окошка в избушке,

 А маленький козлик стоит на опушке.

 Ударит копытцем - каменья летят,

 И россыпи их под луною блестят.

 С козликом рядом кошка Мурёнка,

 И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

 

3 слайд:

    2.    Козёл тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)

 

4 слайд:

 

    3.    Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе знался. (Данила-мастер)

 

5 слайд:

 

     4.   Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза словно изумруды,

Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)

 

"Из какого сказа эти строки? "(появляются слайды )

 

6 слайд:

 

 1. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ( "Серебряное копытце")

7 слайд:

 2. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет - все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. (Хозяйка медной горы).

 

-Интересно знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет.

В царство своё приглашаю и богатством удивлю.

8 слайд:

 

-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела , я буду загадывать загадки о камнях.Ну а если не отгадаете, не беда, я вам покажу эти камни сама.

 

        1.Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала, что камень  зовут…малахит

 

9 слайд

 

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит

 

10 слайд:

 

3.Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд.

 

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь умения ваши проверю.

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера-умельцы и приглашаю в мастерскую.

-Раз, два, три повернись в мастерской окажись!

(дети подходят к столам, где приготовлен необходимый материал для творческой деятельности)

 

-Ребята посмотрите ,какая красота, так и хочется что-то сделать с этим замечательным материалом.

-А вы знаете, что изготавливают в моих мастерских?

-Ответы детей (вазы, шкатулки, бусы).

 

 

-Посмотрите на мои изделия.

    -Сегодня вы у меня в гостях, и вы мои подмастерья, я предлагаю сделать свои изделия

    -Может кто-то хочет изготовить бусы для хозяйки медной горы.

Или каменный цветок.

Но прежде чем взяться за работу немного отдохнём.

 

 ( звучит музыка, самостоятельная деятельность детей).

 

-Как вы работали быстро да умело, вот это настоящие мастера, полюбуйтесь, что у вас получилось.

          -Ну, что ребята, вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились, а эти работы вы можете взять с собой в память об этом путешествии.

         Прощается и уходит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Сценарий новогднего праздника для детей 6-7 лет "Малахитовая елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки медной горы"

Сценарий создан по мотивам сказки П.Бажова. Необычное оформление, сюжет, игры, сюрпризный момент оставят в памяти у детей и родителей приятные воспоминания о празднике....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «В гостях у Хозяйки Медной горы» предназначено для детей 6 – 7 лет.Оно способствует развитию речи, образного мышления посредство...