Методическая разработка экологического проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Федосова Ирина Александровна

  Начиная работу над проектом «Лосиный остров – природное достояние Москвы» мы решили обратить свой взгляд на лесные массивы нашей Родины на примере Национального парка «Лосиный остров», как наиболее доступного для детей Северо-Восточного округа объекта лесной экосистемы. Говоря о взаимосвязи человек – природа, прежде всего, хотелось показать, что здоровье людей в большой степени зависит от количества лесных насаждений, которые улавливают большую часть атмосферных загрязнений, наносящих вред здоровью человека. Вот одна из главных взаимосвязей человек – природа: уничтожая лес, мы уничтожаем свое здоровье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 281"

Методическая разработка
экологического проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы».
Номинация «Наш дом - природа».

                              Руководитель проекта: воспитатель Федосова Ирина Александровна

г. Москва 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Паспорт проекта

стр.3

2

Общие положения

стр.3

3

Актуальность проекта

стр.3-4

4

Цель проекта

стр.4-5

5

Задачи проекта

стр.5

6

Обзор литературы

стр.5-6

7

Ожидаемые результаты проекта

стр.6

8

Средства реализации проекта

стр.6-7

9

Методы реализации проекта

стр.7-8

10

План работы по реализации проекта

стр.8-13

11

Практическая значимость проекта

стр.13

12

Дальнейшее развитие проекта

стр.13

13

Заключение

стр.13-14

14

Список использованной литературы

стр.14

15

Приложение №1. Анкета для родителей

стр.15

Экологический проект «Лосиный остров – природное достояние Москвы».

Паспорт проекта.

Тип проекта. Проект  информационно-творческий.
Участники проекта - дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Возраст детей -  6-7 лет.

Проект по количеству участников - коллективный  проект (7 детей).

Срок реализации проекта - проект краткосрочный (1 месяц).

                                                          Общие положения.
  Природа  – наш дом. Одна из неотъемлемых частей природных богатств, окружающих каждого человека, является экосистема леса. Объектом нашего исследования и проектной деятельности стал Национальный парк «Лосиный остров», как один из наиболее ярких лесных объектов, находящихся на территории нашего города. Ни для кого не секрет, что лес  играет в жизни человека огромную роль. Говоря о лесной экосистеме, во-первых, нам  необходимо отметить то, что лес является основой жизни на Земле. Во-вторых, массивы леса обеспечивают человечество и различных представителей животного мира многочисленными дарами, среди которых нужно упомянуть различные грибы, орехи, ягоды и многое другое. Кроме всего прочего не скупится лес и на лекарственные растения, которые необходимы животным и занимают весомое место в народной медицине.
 Когда мы говорим об экологическом значении леса, необходимо выделить главенствующую роль растений и деревьев, как ведущих представителей экосистемы леса. Ведь именно они наделены функцией наполнения воздух кислородом. Вот почему мы можем сравнить лесной массив «Лосиного острова» с небольшой частицей легочной системы нашей планеты. Стоит отметить, что кроме всего вышесказанного лесам принадлежит огромная роль как в круговороте воды в природе, так и в вопросе защиты почв от разрушения.
 Дошкольник очень эмоционально воспринимает мир вокруг себя. Он искренне удивляется и сопереживает всему. Важно использовать этот момент. Необходимо показать ребенку, что природа для всего человечества – это, прежде всего, дом, который надо не просто любить, но еще и необходимо беречь.
 

                                                         Актуальность проекта.
  Экологическая обстановка во всем мире диктует нам необходимость переосмысления отношения к природе. В наше время человечество стало относиться к природным ресурсам с точки зрения потребления. Сложившаяся экологическая ситуация указывает на необходимость смены ценностных ориентиров и поведения по отношению к природе. Россия – одна из стран, присоединившаяся к реализации концепции устойчивого развития. Концепция гласит нам о том, что человечество обязано соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к природным ресурсам, признать природу как ценность, имеющую тесную взаимосвязь с людьми.
 «Концепция устойчивого развития России» включает в себя раздел «Экологическое образовании, экологизация общественного сознания», который призывает нас всеми доступными средствами формировать экологическое мировоззрение россиян, в а первую очередь детей, как членов общества с новым мышлением.
 
Мы, взрослые, должны научить наших детей понимать ценность природы, осознавать, что мы – часть природы и что она наш общий дом, понимать то, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к печальным последствиям для всего живого на Земле.
 Начиная работу над проектом «Лосиный остров – природное достояние Москвы» мы решили обратить свой взгляд на лесные массивы нашей Родины на примере Национального парка «Лосиный остров», как наиболее доступного для детей Северо-Восточного округа объекта лесной экосистемы. Говоря о взаимосвязи человек – природа, прежде всего, хотелось показать, что здоровье людей в большой степени зависит от количества лесных насаждений, которые улавливают большую часть атмосферных загрязнений, наносящих вред здоровью человека. Вот одна из главных взаимосвязей человек – природа: уничтожая лес, мы уничтожаем свое здоровье. Лесные пожары, загрязнение лесов, выбросы вредных веществ в атмосферу – вот лишь малая доля тех неприятностей, которые человек причиняет природе. Для поддержания экологического здоровья леса, необходимо сформировать навыки культуры общения с природой.
 Начинать работу с детьми по данному вопросу необходимо с развития заинтересованности к познанию природы в целом и лесов родного края и постепенного углубления и расширения познания старших дошкольников о Национальном парке «Лосиный остров».

                                                             
Цель проекта.
Цель проекта - формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и необходимых норм поведения, направленных на сбережение лесных богатств нашего края на примере Национального парка «Лосиный остров»; расширение знаний о роли лесных насаждений в жизни человечества; приобретение воспитанниками дополнительных знаний об обитателях национального парка, его роли во взаимосвязи человек - природа через вовлечение в различные виды детской деятельности.

                                                           Задачи проекта:
Образовательные:
 
- формировать у дошкольников представления о лесной экосистеме России и существующих в ней взаимосвязях на примере Национального парка «Лосиный остров»;   - формировать необходимые навыки экологически грамотного поведения по отношению к природе;
- учить понимать значимость лесной экосистемы во взаимосвязи человека и природы а также последствий нарушения этой взаимосвязи;
- побуждать к экспериментальным и продуктивным видам деятельности.
Развивающие:
-
развивать у дошкольников стремление к изучению природы родного края и ее взаимосвязи с человеком;
- развивать природоохранные навыки посредствам информирования об экологических проблемах, угрожающих природным паркам родного края;
- развивать любознательность, память, логическое мышление, связную речь и двигательную активность;
- развивать интерес к экспериментальной деятельности;
- развивать творческие, коммуникативные способности и воображение старших дошкольников.
Воспитательные:
-
воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы на примере Национального природного парка «Лосиный остров», заботливого отношения к родной природе;
- закреплять навыки коллективной работы.

                                                            Обзор литературы.
 Теоретической основой вхождения в проект «Лосиный остров – природное достояние Москвы» послужило прочтение дошкольникам следующих произведений: С.А. Махотин «Прогулки по лесу», Н. А. Рыжова, И.Н. Рыжов «Экологические сказки и рассказы», М.- Р. Пимон «Жизнь леса». Авторы знакомят ребят с такими понятиями как «экология», «взаимосвязи живых существ в природе», «законы экологии». После прочтения этих книг, ребята знают ответы на многие вопросы: «Почему природа - наше богатство?», «Как нужно относиться к природе?»; «Как жизнь человека связана с жизнью леса?», «Что будет, если мы не будем беречь природу?», что позволяет им с удовольствием и интересом приступить к работе над проектом.

                                       
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование познаний детей об экосистеме Национального природного парка «Лосиный остров», как одного из представителей лесов родного края;
- формирование представлений об экологических аспектах природных парков и их экологических проблемах;
- формирование самоценности природы и осознание ребенка себя как части природы;
- формирование навыков экологически грамотного поведения на природе, безопасного и бережного отношения к лесным объектам;
- формирование эмоционально-положительного отношения к природным паркам, как части родной природы
, понимания зависимости состояния природы от действий человека;
- формирование четких представлений у родителей о необходимости охраны природы путем вовлечения их в проектную деятельность.

                                           
Средства реализации проекта.
  Средства реализации проекта включают в себя методическую литературу по теме проекта, материально-техническую базу, оборудование для воспроизведения видеоряда и аудио ряда, иллюстративную картотеку, аудио картотеку по теме проекта (звуки леса, образы леса в музыке).
Подготовка предметно-развивающей среды заключается в:
- подборке художественной литературы, произведений средних и малых фольклорных форм о лесных обитателях, лесной экосистеме и значении природы в жизни человека;
- подборке фотоматериалов и иллюстраций по теме проекта
«Лосиный остров – природное достояние Москвы».
 Совместная деятельность педагога с дошкольниками предполагает:
- работу с методическими материалами комплекта «Юные экологи Москвы»;
- проведение наблюдений за объектами живой природы на территории дошкольного учреждения во время проведения целевых прогулок;
- проведение бесед с дошкольниками на тему «Для чего нам нужен лес», «Берегите лес», «Природа – наше богатство», «Интересные факты о национальном парке «Лосиный остров», «Благодарим природу», «Экологические правила поведения», «Чем вредит природе мусор?»;
- чтение литературы художественного содержания (М.М. Пришвин «Рассказы и сказки о природе», Ю.Д, Дмитриев «Большая книга леса», В.В. Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», «Повести и рассказы о природе», Н.М.  Павлова «Ждут помощников», , Г.С. Скребицкий «Берегите птиц», «Раненые деревья», Б.П. Екимов «Живая душа», И.С. Соколов-Микитов «Русский лес», А.А. Усачев «Мусорная фантазия», С. В. Михалков «Будь человеком», В.Н. Орлов «Что нельзя купить»);
- изучение иллюстративного материала, фотоматериалов и видеороликов по теме проекта («Наш дом – природа» , «Национальный заповедник «Лосиный остров», «Жители леса», «Правила поведения в лесу»);
- ознакомление с музыкальными произведениями по теме проекта (Н.А. Римский – Корсаков «Гимн природе», Д.Д. Шостакович «Песнь о лесах», А.Л. Вивальди «Кукушка», Ф.Ф. Шопен «Таинственный лес»);
- включение в проектную деятельность дидактических, подвижных и малоподвижных игр с детьми («Человек и природа», «Юные экологи»», «Природа-друг», «Кто живет в лесу»);
-  реализацию исследовательской деятельности по теме проекта
«Лосиный остров – природное достояние Москвы» («Зачем природе нужны деревья», «Определи возраст дерева», «Невидимый воздух вокруг нас», «Растения выделяют кислород» );
- художественное творчество старших дошкольников (изготовление поделок из природного и бросового материала, изобразительная деятельность, пластилинография).
  Совместная работа педагога с родительской общественностью предполагает проведение анкетирования и консультаций для родителей «Живем в согласии с природой», «Правила поведения на природе»,  участие в экологической акции «Помогаем пернатым», включающую в себя предварительное изготовление кормушек, ознакомление с презентацией «Наш дом – природа».

                                              Методы реализации проекта.
Методы реализации проекта были условно разделены на три группы: практические, наглядные и словесные. Практические методы включают в себя создание соответствующей тематике проекта развивающей среды в групповом помещении и на площадке для прогулок, наблюдение за живой природой во время проведения целевых прогулок, оформление папок - передвижек «Наш дом – природа», оформление центра познавательного развития (экологического уголка) и центра экспериментирования по теме, соответствующей проблеме проекта. Наглядные методы подразумевают проведение игры-викторины «Соблюдаем правила поведения в лесу», наблюдения за объектами живой природы, ознакомление с иллюстративным материалом, фотоматериалом и художественными образами по теме проекта, выставки художественного творчества дошкольников. Словесные методы заключаются в проведении бесед о лесной экосистеме, экологии леса, взаимосвязях человек – природа и в ознакомлении с последствиями нарушений этих взаимосвязей, чтении художественной литературы и произведений фольклорного жанра.

                                       
План работы по реализации проекта.
1.  Подготовительный этап реализации проекта.
 
 Первый (подготовительный) этап реализации проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы», прежде всего, заключается в информировании всех участников проекта об актуальности темы проекта. Начало проектной деятельности сопряжено с проведением бесед и постановки гипотезы проекта. Нужно отметить, что дети самостоятельно производят формулирование вопросов и постановку проблемы проектной деятельности. Подготовительный этап проекта основан на применении методики трех вопросов: 1.Что мы знаем о теме проекта?; 2 .Что хотим узнать по заданной теме?; 3.С помощью чего мы это узнаем? Эта методика функциональна тем, что всегда дает положительный эмоциональный настрой и отклик со стороны дошкольников.  
 Подготовительный этап реализации проекта, помимо вышесказанного, заключается в подборе  соответствующей теме литературы методической, художественной и научно-популярной направленности. Не менее важная роль принадлежит подбору иллюстративного и фотоматериала. Следующая составляющая подготовительного этапа – подборка игрового материала, в том числе дидактических игр,  материала для реализации познавательной деятельности, материалов для осуществления изобразительных и продуктивных видов деятельности.
 Анкетирование родителей на подготовительном этапе проекта предполагает выявление уровня общего информирования родительской общественности по теме проекта.      
 Заключительный момент подготовительного этапа состоит из разработки перспективного планирования реализации проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы».
2. Практический этап реализации проекта.
Практический этап проектной деятельности включает в себя непосредственно реализацию проекта. Образовательный процесс строится в форме взаимной деятельности взрослого и ребенка, при этом создается ряд необходимых условий для формирования общности интересов педагогов, детей и их родителей. Практический этап реализуется в виде знакомства с литературой, музыкальными произведениями, иллюстративным и фото - материалами по теме проекта; дошкольники участвуют в сюжетно-ролевых и дидактических играх, реализуют различные направления  изобразительной деятельности; проводят экспериментальную деятельность. При участии родительской общественности проводится экологическая акция.

Вид образовательной деятельности и поставленные ею задачи

Формы реализации

Участники проектной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность ставит перед собой следующие задачи:

развивать мыслительные способности дошкольников; обогащать и систематизировать основные понятия о значении природы в жизни человека на примере ближайшего окружения (природный парк); формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения по отношению к природе; развивать интерес к экспериментальной деятельности.

- непосредственно-образовательная деятельность: «Мы с природой дружим, мы природу бережем», «Путешествие в природный парк»;

- беседы: «Для чего нам нужен лес», «Берегите лес», «Природа – наше богатство», «Интересные факты о национальном парке «Лосиный остров», «Благодарим природу», «Экологические правила поведения в природе» «Чем вредит природе мусор»;

- наблюдения за объектами живой и неживой природы, целевые прогулки по территории ДО: «Деревья и кустарники у нас в саду», «Наблюдаем за птицами», «Строение дерева», «Сезонные изменения в природе и их значение»;

- исследовательско - экспериментальная деятельность: «Зачем природе нужны деревья», «Определи возраст дерева», «Невидимый воздух вокруг нас», «Растения выделяют кислород»;

- просмотр видеоматериалов по теме проекта;

- выставка фотографий «Что нам лес подарил».

Воспитатели группы, дошкольники.

Коммуникативная деятельность. Задачи:  развивать связную речь дошкольников; умение составлять описательные рассказы; развивать чувство ответственности за природные ресурсы;  воспитывать экологическую культуру дошкольников.

- непосредственно-образовательная деятельность: «Природы жалобная книга», «Экологическая сказка»;

- составление описательных рассказов по подгруппам на основе иллюстративного материала ( «Национальный парк «Лосиный остров»),

- малые фольклорные формы о природе;

- расширение словарного запаса дошкольников посредствам проведения словесной игры «Мы поедем в заповедник», « Живая природа вокруг нас», « Что сначала, что потом», «Что будет, если навредить природе?»;

 - составление индивидуальных рассказов детей по теме проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы»;

- сюжетно-ролевая игра «Мы природе помогаем»;

- викторина «Путешествие по лесной тропинке».

Воспитатели группы, дошкольники.

Изобразительная деятельность. Задачи:  воспитывать у дошкольников  чувство ответственности за природу родного края, бережное к ней отношение; развивать композиционные навыки, воображение; совершенствовать технику рисования; учить работать с природным и бросовым материалом.

- непосредственно-образовательная деятельность «Прогулка по лесу», «Жители «Лосиного острова»;

 - индивидуальные и групповые формы работ по теме проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы»;

- пластилинография «Волшебное дерево», «Ландыш серебристый»;

- коллективная аппликация «Весна в лесу»;

- изготовление поделок из природного и бросового материала.

Воспитатели группы, дошкольники

Восприятие художественной литературы и фольклорных форм. Задачи:  знакомить старших дошкольников с природой родного края, в том числе, с природными объектами ближайшего окружения; освещать экологические проблемы природы посредствам художественных произведений;  развивать внимание и память;  обогащать словарный запас;  учить анализировать поступки героев произведений.

- непосредственно-образовательная деятельность «Уголки природы»;

- ознакомление дошкольников с  пословицами и поговорками о родной природе на примере лесной экосистемы;

- отгадывание загадок, чтение художественной литературы и поэзии (М.М. Пришвин «Рассказы и сказки о природе», Ю.Д, Дмитриев «Большая книга леса», В.В. Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», «Повести и рассказы о природе», Н.М.  Павлова «Ждут помощников»,  Г.С. Скребицкий «Берегите птиц», «Раненые деревья», Б.П. Екимов «Живая душа», И.С. Соколов-Микитов «Русский лес», А.А. Усачев «Мусорная фантазия», С. В. Михалков «Будь человеком», В.Н. Орлов «Что нельзя купить»)

Воспитатели группы, дошкольники

Музыкальная деятельность. Задачи:  познакомить дошкольников с музыкальными произведениями о лесной природе родного края;  учить эмоциональному восприятию музыкальных произведений;  учить различать различные звуки природы;  формировать природоведческие знания в процессе проведения музыкальной деятельности.

- непосредственно-образовательная деятельность «Звуки природы»;

- прослушивание классических музыкальных произведений о лесе: Н.А. Римский – Корсаков «Гимн природе», Д.Д. Шостакович «Песнь о лесах», А.Л. Вивальди «Кукушка», Ф.Ф. Шопен «Таинственный лес»);

- Музыкальная гостиная «Отражение природы в музыке».

Воспитатели группы, дошкольники

Игровая деятельность. Задачи:

- Способствовать формированию интереса к лесной экосистеме, проблемам экологии леса и путям их решения, воспитывать бережное отношение, заботу к лесу.

- дидактические игры («Берегите природу», «Кто где живет», «Как вести себя в лесу», «Человек и природа»,  «Животные России»);

- сюжетно - ролевая игра «Прогулка по лесу».

Воспитатели группы, дошкольники

Совместная работа с родителями. Задачи:

- привлечение внимания родителей к проблемам экологии родного края;

-  оказание информационной  и методической поддержки в вопросе экологического воспитания детей.

- экологическая акция «Помогаем пернатым»;

- проведение консультаций для родителей на тему: «Живем в согласии с природой», «Правила поведения на природе»

Воспитатели группы, родители (законные представители)

3. Заключительный этап.
  Заключительный этап проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы» заключается в анализе проведенной работы и подведении итогов проектной деятельности. Участники проекта систематизируют полученные в ходе проекта знания и умения для их дальнейшей трансляции. Обозначаются новые идеи, которые возникли у участников проекта в ходе реализации проектной деятельности. Производится внутренний мониторинг, который показывает повышение уровня экологической грамотности как у детей, так и у родителей, что является неоспоримым доказательством результативности проекта.  
 Продуктом проектной деятельности является: коллективная работа – макет  «Берегите лес от пожара» и развивающая настольная игра с правилами «Берегите природу», которая в увлекательной форме знакомит детей с животным миром Национального парка «Лосиный остров», формирует устойчивые знания о взаимосвязи человек-природа, знакомит с правилами поведения на природе. Игра не только развивает память, мышление, внимание, математические способности, но и учит ребенка любить природу и заботиться о ней, как о родном доме.
   
                     
Практическая значимость проектной деятельности.
Для дошкольников:
 - владеют представлениями о природной экосистеме леса (на примере Национального парка «Лосиный остров», как об одной из составляющих элементов природы в целом ;
- владеют необходимыми знаниями о правилах поведения в природном парке;
- имеют представления о взаимосвязях человек – природа и об итогах безответственного отношения к ней;
- испытывают желание к  дополнительному изучению природы родного края;
- имеют навыки связной речи с расширенным словарным запасом;

- обладают сформированными навыками эстетического понимания красоты природы родного края;
- имеют четко сформированные принципы бережного отношения к природе и понимание переосмысления расходования природных ресурсов (на примере лесной экосистемы).
Для родителей:
- проявляют активное участие в изучении краеведения (Национальный парк «Лосиный остров»);
- имеют сформированные представления о необходимости экологического воспитания дошкольников, путем совместного изучения темы проекта;
- имеют дополнительные знания в вопросах защиты окружающей среды.

                                                  Дальнейшее развитие проекта:
  Развитие проекта «Наш дом – природа»  видится в использовании полученного опыта для инсценировки сценария экологической сказки «В гостях у Лесовичка», соавтором и участником которой является воспитатель Хлысталова В.А.

                                                                  Заключение:
 
Проблемы экологического характера занимают в наше время одну из лидирующих позиций. Настало время четкого осознания того, что природа – наш дом и что она нуждается в нашей защите. Решение серьезных экологических вопросов возможно осуществить не только при наличии бережного отношения к природе, но и при всестороннем подходе, основанном на целостных знаниях и умениях, которые необходимо закладывать начиная с дошкольного возраста.

                                  Список использованной литературы:
Методическая литература:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
2.  Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика. – 2009. - №6. – с.54-57.
4.  Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.: ИД  Цветной мир, 2017.
5. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
6. Николаева, С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
8. Рыжова, Н.А. Исследования природы в детском саду. – М.: Русское слово, 2019.
9. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: Сфера, 2015.
Художественная литература:
1.Бианки, В. В. Лесные домишки: сказки и рассказы. – М.: Эксмодетство, 1997.
2.Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса. – М.: Детская литература, 1974.
3.Екимов, Б.П. Живая
 душа: рассказы. – М.: Детская литература, 1987. 
4.Любимые стихи моих детей и внуков: Анталогия русской поэзии для детей / сост. В.В. Лунин. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2006.
5.Павлова, Н.М. Мой мир, моя страна, мои друзья. – М.: Оникс, 2010.
6.Пришвин, М.М. Рассказы о природе. –М.: Аванта,2021.
7.Рассказы о природе / К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки. – М.: Самовар, 2005.
8.Скребицкий, Г.С. Рассказы. – М.: Искатель, 2020.
9.Соколов-Микитов, И.С. Рассказы о природе. – М.: Стрекоза, 2016.
10.Спасти лес. Экокнига/ Конопленко И.И. –Х.: Ранок, 2018.
11. Усачев, А.А. Мусорная фантазия. – М.: Оникс, 2019.

                                                      Приложение №1
Анкета для родителей (законных представителей) «Экологическое воспитание в нашей семье».

Вопрос

Да

Нет

Иногда

1

Считаете ли Вы важным элементом экологическое воспитание ребенка?

2

Поддерживаете ли Вы работу, проводимую в ДОУ, по вопросам экологического образования дошкольников?

3

Уделяете ли Вы внимание экологическим вопросам в процессе воспитания ребенка?

4

В какой форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, чтение литературы и пр.)

5

Какие природные парки в Москве Вы знаете?

6

Знакомы ли Вы с правилами поведения на природе?

7

Считаете ли Вы, что эти правила необходимо соблюдать?

8

Знакомили ли вы своего ребенка с правилами экологически грамотного поведения в природе?

9

Знакомите ли Вы своего ребенка с художественной литературой, освещающей экологические проблемы?

10

Практикуете ли Вы прогулки по лесу со своим ребенком?

11

Как Вы оцениваете уровень знаний Вашего ребенка по вопросам экологии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://sch281sv-new.mskobr.ru/ Методическая разработка экологического проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы». Номинация «Наш дом - природа». Руководитель проекта: - воспитатель Федосова Ирина Александровна г. Москва 2022

Слайд 2

Паспорт проекта. Тип проекта. Проект информационно-творческий. Участники проекта . Участники проекта - дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. Возраст детей. Возраст детей - 6-7 лет. Проект по количеству участников : Коллективный проект. Срок реализации проекта. Проект среднесрочный (1 месяц).

Слайд 3

Национальный парк «Лосиный остров» - объект исследования, как один из наиболее ярких лесных объектов, находящихся на территории нашего города. Природа – наш уютный дом, Мы дышим в нём, живём, растём, Она и мы не разделимы, И мы навечно с ней сроднимы . Павел Самофалов .

Слайд 4

Актуальность проблемы – потребительское отношение человечества к природным ресурсам.

Слайд 5

Цель проекта - формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и необходимых норм поведения, направленных на сбережение лесных богатств нашего края на примере Национального парка «Лосиный остров», расширение знаний о роли лесных насаждений в жизни человечества, приобретение воспитанниками дополнительных знаний об обитателях национального парка, его роли во взаимосвязи человек - природа через вовлечение в различные виды детской деятельности. Задачи проекта: Образовательные задачи: - формировать у дошкольников представления о лесной экосистеме России и существующих в ней взаимосвязях на примере Национального парка «Лосиный остров»; - формировать необходимые навыки экологически грамотного поведения по отношению к природе; - учить понимать значимость лесной экосистемы во взаимосвязи человека и природы а так же последствий нарушения этой взаимосвязи ; - побуждать к экспериментальным и продуктивным видам деятельности. Развивающие задачи: - развивать у дошкольников стремление к изучению природы родного края и ее взаимосвязи с человеком; - развивать природоохранные навыки посредствам информирования об экологических проблемах, угрожающих природным паркам родного края; - развивать любознательность, память, логическое мышление, связную речь и двигательную активность; - развивать интерес к экспериментальной деятельности; - развивать творческие, коммуникативные способности и воображение старших дошкольников. Воспитательные задачи: - воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы на примере Национального природного парка «Лосиный остров», заботливого отношения к родной природе; - закреплять навыки коллективной работы.

Слайд 6

Теоретическая основа вхождения в проект «Лосиный остров – природное достояние Москвы». После прочтения этих книг, ребята знают ответы на многие вопросы: «Почему природа - наше богатство?», «Как нужно относиться к природе?»; «Как жизнь человека связана с жизнью леса?», «Что будет, если мы не будем беречь природу?» Ожидаемые результаты проекта: - формирование познаний детей об экосистеме Национального природного парка «Лосиный остров», как одного из представителей лесов родного края; - формирование представлений об экологических аспектах природных парков и их экологических проблемах; - формирование самоценности природы, и осознание ребенка себя как части природы; - формирование навыков экологически грамотного поведения на природе, безопасного и бережного отношения к лесным объектам; - формирование эмоционально-по­ложительного отношения к природным паркам, как части родной природы, понимания зависимости состояния природы от действий человека; - формирование четких представлений у родителей о необходимости охраны природы путем вовлечения их в проектную деятельность.

Слайд 7

Средства реализации проекта: -методическое обеспечение проекта; - мультимедийное оборудование для воспроизведения аудио и видео ряда; -иллюстративный и фото материал по теме проекта; -аудио-картотека по теме «Лес» (образы леса в классической музыке, звуки леса). -предметно-развивающая среда.

Слайд 8

Методы реализации проекта: -практические; наглядные; словесные.

Слайд 9

Подготовительный этап реализации проекта: -доведение до всех участников важности поставленной проблемы; -подбор материала и предметно-развивающей среды; -разработка перспективного планирования.

Слайд 10

Практический этап реализации проекта: знакомство с литературой, музыкальными произведениями, иллюстративным и фото - материалами по теме проекта; дошкольники участвуют в сюжетно-ролевых и дидактических играх, реализуют различные направления изобразительной деятельности; проводят экспериментальную деятельность.

Слайд 11

Практический этап реализации проекта (галерея проектной деятельности).

Слайд 12

Заключительный этап реализации проекта. Участники проекта систематизируют полученные в ходе проекта знания и умения для их дальнейшей трансляции. Обозначаются новые идеи, которые возникли у участников проекта в ходе реализации проектной деятельности. Производится внутренний мониторинг, который показывает повышение уровня экологической грамотности как у детей, так и у родителей, что является неоспоримым доказательством результативности проекта. Продуктом проектной деятельности «Лосиный остров – природное достояние Москвы» является: коллективная работа – макет «Берегите лес от пожара» и развивающая настольная игра с правилами «Берегите природу», которая в увлекательной форме знакомит детей с животным миром Национального парка «Лосиный остров», формирует устойчивые знания о взаимосвязи человек-природа, знакомит с правилами поведения на природе.

Слайд 13

Список литературы. 1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 2. Дыбина , О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. 3. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика. – 2009. - №6. – с.54-57. 4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.: ИД Цветной мир, 2017. 5. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 6. Николаева, С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. 8. Рыжова, Н.А. Исследования природы в детском саду. – М.: Русское слово, 2019. 9. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: Сфера, 2015.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка .Экологический проект по теме:"Целебные растения".

Экологический проект по теме "Целебные растения"Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.Показатели успешности проведения проекта:В ходе реализации данного проекта мы предполага...

Методическая разработка. Экологический проект на тему:"Огород на подоконнике"во второй младшей группе.

                Методическая разработка .    Экологический проект на тему «Огород на подоконнике»...

Методическая разработка "Экологический проект "Сделаем Землю чище!"

Проект проводится в рамках реализации образовательных областейСоциально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В процессе р...

Инфоурок, публикация методической разработки Экологический проект во 2 младшей группе «Цветы на подоконнике»

Инфоурок, публикация методической разработки Экологический проект во 2 младшей группе «Цветы на подоконнике»...

Методическая разработка. Экологический проект для младших дошкольников ДОУ «Добрые наши друзья»

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками...

Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Методическая разработка: экологический проект "Земля-наш дом".

Проект по экологическому воспитанию "Земля - наш дом" для детей старшего дошкольного возраста....