Методическая разработка "Программа музея экологии в ДОУ"
методическая разработка по окружающему миру

Шилова Ангелина Владимировна

Рабочая программа экологического мини-музея в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Рабочая программа

                 «Музей экологии в ДОУ»

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —

значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Музей – это особое, специально организованное пространство в ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщения к вечным ценностям. Для создания музеев мы используем метод проектов, который делает образовательную систему открытой и доступной для активного участия родителей и тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Экологический музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность дошкольников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Изучение природы имеет как образовательное, так и воспитательное значение, помогая ребёнку увидеть красоту и неповторимость родной земли, понять и оценить влияние антропогенного фактора на окружающую природу. У ребёнка формируется чувство личной ответственности за состояние природы не только того региона, где он живёт, но и всей России. Таким образом, изучение природы способствует формированию у детей важнейших качеств личности, а именно: патриотизма, гражданственности, ответственного отношения к окружающей среде. Центром воспитательной деятельности по экологическому воспитанию является экологический музей нашего ГБДОУ. Природные экспозиции, созданные руками детей и взрослых, наличие видеотеки, медиатеки, аудио записей голосов птиц и других животных, растения, камни позволяют обеспечить эффект присутствия в природе. В экологическом музее воплощена идея сотворчества детей, детей и воспитателей, детей и родителей в процессе его создания и обеспечения его деятельности. Именно он способен в полной мере реализовать принцип «музей для детей и руками детей».

Актуальность

Задачи экологического образования и воспитания дошкольников являются одними из приоритетных в ходе реализации задач ФГОС.  Целью экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры дошкольников и воспитание бережного отношения к природе через познание окружающего мира, изучение законов природы и взаимоотношений в экосистемах, осмысления своей роли в формировании экологически устойчивого равновесия на Земле.

За последние десятилетия наша Земля испытывает огромную антропогенную нагрузку: вырубка лесов, загрязнение географической оболочки Земли, разрушение и уничтожение флоры и фауны, неумелое и грубое вмешательство человека в экосистемы Земли – все это, в конечном итоге, может привести к гибели планеты, т.е. к уничтожению ареала обитания и самого человека. Поэтому все острее стоит вопрос экологического воспитания детей.

Основы экологического воспитания и образования необходимо заложить в ребенке с раннего возраста. Экологическое воспитание формирует навыки бережного и грамотного отношения к природе, любовь к родному краю, заботу о завтрашнем дне.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научились использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве и изготовлении предметов быта. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Назначение создаваемых мини-музеев эко – краеведческого содержания в ГБДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.

Каждый экологический мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мы считаем, что создание именно мини-музеев экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников; приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики; будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром. И тогда мини-музеи экологического содержания станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Цели и задачи

Цель: формирование экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

- пробуждение интереса к природе и воспитание бережного к ней отношения

- формирование экологической культуры поведения

- развитие воображения, творческой активности и коммуникативных навыков; инициативы и детской самостоятельности

- вовлечение воспитателей, родителей и детей в совместную деятельность по созданию экспонатов музея в детском саду.

- воспитание бережного отношения к музейным предметам, как результату труда и творчества.

- организация систематических  контактов детей с окружающей природной средой, прежде всего, за счет весенних и осенних экологических экскурсий по экотропе детского сада

- формирование у детей экологических знаний, представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование интереса к объектам живой и неживой природы

- развитие экологической направленности у детей посредством создания мини-музеев в соответствии с возрастом детей;

- развитие личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка;

- воспитание заботливого отношения к природе

- открытость и доступность экологической информации;

- вовлечение педагогической и родительской общественности в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников;

- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона;

- расширение и уточнение знания детей о жизни животных в природе, об особенностях строения их тела;

- формирование представлений о том, какую пользу оказывают разные виды животных и растений людям и окружающей природе;

- воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы;

-  воспитание любви к природе своего края;

- привлечение родителей к совместному участию в реализации проекта по созданию музейной экспозиции.

При создании музея мы учитывали следующие принципы:

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;

 У детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы; Формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;

Дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

Формы работы:

тематические и обзорные экскурсии–занятия

беседы

развивающие, сюжетно – ролевые игры

подвижные игры

дидактические игры

изобразительная, проектная деятельность

заучивание стихов, пословиц

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

Чтение произведений о животных и растениях

Продуктивная деятельность: моделирование, оригами, рисование, аппликации и др

В результате у воспитанников формируется устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также создается прочная база для их дальнейшего воспитания и образования.

При формировании нашего экомузея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т. п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей.

Экспонаты собирались коллективом детского сада, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для нашего музея природы. Через интернет – ресурсы объявлялись темы проектной деятельности ГБДОУ, мероприятий разного направления. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран.

Все экземпляры музея изготовлены руками детей, педагогов, родителей из природных материалов. Процесс изготовления интересен как педагогам, так и детям и не требует больших затрат.

Все, что мы создаем в музее, используется в любой возрастной группе

Мы хотим отметить, что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора с детьми. В мини-музее организовываются выставки, экспонаты используются в различных видах деятельности.

Мини-музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.

При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс  в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному и неизведанному».

«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний.
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно-поисковой деятельности.
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
      Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей. Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым. Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны. На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно. Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

В нашем музее сформированы мини-музеи:

  • Зимующие птицы
  • Молочная страна
  • Деревья со всего света
  • Мир камня
  • Такие разные семена
  • Сокровища земли
  • Удивительный мир ракушек
  • Калейдоскоп цветов
  • Ткани

В настоящее время на 2 этаже представлена экспозиция «Насекомые» и их интеллектуальные карты. В следующем учебном году будут разработаны и представлены экологические макеты различных местностей, а также ростовые животные с их интеллектуальными картами.

  1. Содержательный  раздел

Название

Цель

Актуальность

Формы работы

Зимующие птицы

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Воспитывать заботливое отношение к экспонатам

Представлены экспонаты:

Синица

Дятел

Воробей

Снегирь

Клест

Сова

Сорока

Ворона

Утка

Голубь

Кормушка

А также на стенде размещены фото зимующих птиц с их описанием

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

От холода пернатых спасает корм. Про зимующих птиц говорят: «Только сытым птицам не страшны низкие температуры». Поэтому птицы, оставшиеся зимовать, должны добывать среди снегов себе пропитание.

     Это могут быть семена растений, ягоды, мелкие животные, падаль, пищевые отбросы на городских помойках. Насекомоядные виды пернатых мигрируют зимой в южные края. В России остаётся зимовать около семидесяти видов птиц.

Группа зимующих птиц по территориальному признаку включает в себя несколько видов:

городской;

полевой;

лесной.

По способу питания их также подразделяют на:

хищных;

растительноядных;

всеядных.

Перечислить названия зимующих птиц полностью практически невозможно. Можно лишь представить список самых распространённых и известных видов.

    Многим птицам, остающимся зимовать, очень тяжело пережить холодный период. Так как темнеет рано, все светлое время дня птица тратит на поиски пропитания. Хорошей помощью для зимующих птиц являются кормушки в парках и возле домов. Такое пропитание часто помогает сохранить жизнь многим пернатым.

Рисование: «Снегирь на веточке»

Лепка: «Птичка клюет зернышки»

Чтение рассказа И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», А.Я. "Покормите птиц зимой", В. Бианки «Синичкин календарь»

рассматривание предметных картинок.

дидактические игры «Лабиринт», «Лото», «Разрезные картинки», «Назовите птичку»

Игра с прищепками «Где у птицы хвост и клюв, крыло и лапки?»

Рассматривание альбома «Зимующие птицы»

 Подвижная  игра «Воробышки и кот»

Упражнение «Поиграй на свистульке»

Прослушивание пения птиц на аудио носителе.

Взаимодействие с родителями:

- Рекомендации для родителей: пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.

Молочная страна

Пополнение знаний у детей о молоке и молочных продуктах.

Привлечение детей к активному употреблению молока и молочных продуктов с

целью укрепление здоровья.

Формирование знаний детей о здоровом питании. Помочь детям узнать, что молоко входит в состав молочных продуктов. 

Представлены экспонаты: фигурки животных, дающих молоко, муляжи молокосодержащих продуктов, продуктовая корзина с видами молочной продукции, игра. На стенде – фото ферм, животных, пасущихся на лугу, информация о продуктах, содержащих молоко (сыр, йогурт, сгущенное молоко, сметана, кефир, ряженка и др.)

Какой образ жизни у детей можно назвать здоровым? Именно тот, который не приносит им вред здоровью, именно тот, который поддерживает у них высокий уровень работоспособности, а также хорошее настроение и прекрасное настроение.

Одним из направлений ЗОЖ, является правильное питание. Уже с раннего возраста у детей необходимо формировать представления о влияние продуктов на организм, прививать знания о разнообразной пище, а также различать вредные и полезные продукты для жизнедеятельности человека.

Основным продуктом питания является молочная продукция. Она обязательна и полезна для детского питания. Однако не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные из молока.

«Путешествие в молочную страну», «Чем одарит нас Бурёнка?», «Откуда приходит молоко»,  «Молоко да каша – полезная пища наша». Беседа с медицинским работником.

Просмотр исторических иллюстраций

Чтение стихов, загадок, поговорок, пословиц о молочных продуктах.

Просмотр видео-сказок, мультфильмов «Как мышь попала в молоко», «Молочное пари», «О лягушке, которая попала в молоко», «Трое из Простоквашино». Песенка-загадка «Кто пасётся на лугу?»

Частушки о молочных продуктах

рисование «Кто даёт нам молоко?».

Лепка «Животные, дающие молоко»

Сюжетно-ролевые игры «Магазин молочных продуктов», «Молочная кухня для малышей». «Молочная ферма», «Кафе мороженое».

Словесная игра «Выбери молочный продукт». Строительная игра «Молоковоз».

Деревья со всего света

Дать представления о многообразии видов деревьев

Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей

Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы

Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Представлены экспонаты, сделанные из различных пород деревьев: игрушечная мебель, муз. инструменты, матрешки, игрушки, а также изготовлен модуль с подвесными палочками/спилами различных деревьев (сосна, слива, ель, береза, яблоня, осина, дуб). На стенде – фото необычных деревьев со всего мира с их описанием

Издавна деревянные изделия сопровождают человека везде, и нет более универсального материала, чем дерево.  для чего нам нужны деревья?

Известно, что деревья – это легкие нашей планеты. Без этих зеленых представителей флоры человечеству было бы крайне трудно, если вообще возможно, существовать на земле. Их разнообразие поражает, а уникальность некоторых из них завораживает. Деревья-карлики и деревья-великаны, деревья необхватной толщины, деревья возрастом в несколько тысяч лет. … С громадными и крошечными листьями, с корнями-подпорками, со стволами, усаженными диковинными цветами и устрашающими колючками…

В ходе экскурсий обратить внимание детей на разнообразие видов деревьев и их значение в нашей жизни;

познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью

Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски о деревьях, о диких животных, о птицах, пазлы, лото, дидактические игры: «Найди лист какой покажу» «,Найди дерево по описанию», «Загадай ,я отгадаю», « Что лишнее», «Найди лист как на дереве», «Найди о чем расскажу».

Беседы о лесе, целебных свойствах деревьев, враги леса.

Заучивание стихов о лесе

Загадки

Чтение: И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»

К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»

А. Плещеев «Ель», «Осень наступила»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

Мир камня

Расширение представления детей о разнообразии камней, развитие уровня экологической культуры и бережного отношения к природе в целом. Познакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением, использованием людьми

Представлены образцы камней, поделки из них, картины на камнях  и из камней. На стенде – фото камней и их описание

Рисование «Раскрасим камни» Конструирование «Создание объемных конструкций из камней с использованием пластилина», «Пещера древнего человека», «Пирамида». Выкладывание из камней мозаичных изображений. Конструирование построек из камня и пластилина.

Такие разные семена

Познакомить детей с разнообразием семян растений, дать представление о процессе подготовки семян к посеву и их проращиванию. Довести до сознания детей, что семена живые. Вспомнить этапы роста и развития растения от семени до взрослого растения. Развивать внимание, память, мышление, умение анализировать. Воспитывать интерес к явлениям живой природы.

Представлены поделки из различных семян, сделанные детьми и детьми совместно с родителями, на стенде размещены фото семян с их описанием

Многие дети не подозревают, что семена живые! В каждом семени живёт растение. Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – год, и даже больше. Но в каждом семени хранится огромная сила жизни. Если создать условия, эта сила даст семени росток и превратится в растение. В маленьком семени спряталось растение. Что должно произойти, чтоб оно могло расти? Что же нужно семенам?

Дидактические игры: "Отгадай", "Найди пару", "Назови ласково", "Посчитай", "Отгадай что опишу", "Один-много", "Который по счету", "Что у тебя?"

Чтение: Е. Благинина «Одуванчик».

А.К. Толстой «Колокольчики»

И Токмакова «Деревья».

К. Ушинский «Спор деревьев». М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «дождь из семян».

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

Аппликации из семян, поделки

Сокровища земли

Познакомить детей с разнообразием камней и минералов, их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам.

Представлены ювелирные украшения из натурального камня, всевозможные образцы пород и камней, картины из янтаря, поделки. На стенде – фото полезных ископаемых и их описание

Прекрасный завораживающий и волшебный мир камня всегда был для человека загадкой. Драгоценные камни с незапамятных времен ослепляли человека чудесным блеском граней, потрясающей игрой света, изумительной окраской.

Еще в глубокой древности люди уже многое знали о магических свойствах камней. И в отличие от нас пользовались этим знанием: воины старались уберечь себя от ран с помощью амулетов с камнями, женщины носили камни в надежде на приумножение своей красоты, детей с рождения камни оберегали от дурного глаза. Многие камни, меняющие цвет, служили знаком надвигающейся беды. Но, самое главное, люди понимали, что их сила может служить не только одному человеку – камни передавались в дар, становились фамильным талисманом.

П.Бажов «Хозяйка Медной горы»

Дидактические игры: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону». Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», «Мы- шахтеры». Строительные игры: «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цикл тематических занятий на тему: «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?»

Удивительный мир ракушек

Познакомить с разными видами ракушек, местами их обитания.

Уточнить у детей представлений о разнообразии ракушек, их строении, местах обитания, образе жизни; о том, как можно использовать собранные ракушки

Представлены экспонаты:

Аквариумы с различными видами ракушек, коллекции ракушек, поделки из них. На стенде – фото ракушек с их описанием

Ракушка-это сувенир с моря. Живет в воде. Познакомиться с разнообразными видами ракушек, местами их обитания. Уточнить формы, цвет ракушек

Выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря?

Как растет ракушка?

 Как появляется жемчужина?

Какие поделки из ракушек можно сделать?

Что такое- Конхиофилия? (коллекционирование ракушек)

Как создать мини-музей из ракушек?

Чтение стихов: Р.Бурковский «О чем поют ракушки»; «У морской ракушки горе» С.Олегова; «Раковина» А.Борто; «Алло, это море» Р.Сеф;

Заучивание стихотворения: «Добрая ракушка» С.Гордина

Рассматривание иллюстраций на тему: «Морские обитатели», «Речные обитатели»,

Аппликация: «Аквариум»

Рисование: «На дне речном»

Конструирование: «Превращение ракушки в…»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Зоолото», «Найди пару», «Веселый осьминог»

Подвижные игры: «Водяной», «Море волнуется», Рыбаки и рыбка», «Ручеек»

Игровые упражнения: «Эхо», «Делай как я»

Пальчиковая гимнастика: «Лодочка», «Черепаха»

Динамические переменки: «Рыбка», «Осьминог»

Режиссерская игра: «Владычица морская»

Беседа: «Что мы знаем о ракушках?»

Ситуативный разговор: «Как мы можем помочь природе?»

«Жизнь в воде и на суше»

Калейдоскоп цветов

Знакомство детей с многообразием цветов, их строением, со взаимосвязями растений и животных, значением цветов в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.

Представлены различные живые и искусственные цветы, поделки и рисунки с изображением цветов. На стенде – фото цветов, их виды, строение и описание

У детей недостаточный уровень знаний о комнатных, садовых и полевых цветах, их пользе, значении в жизни человека и животного мира, а так же о правилах ухода за ними.

Люди всегда старались украсить этими удивительными дарами природы не только праздничные и торжественные дни своей жизни, но и будни, которых, как известно, у людей гораздо больше.

По мнению ученых, на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему красив и необычен и несет в себе ту частичку радости, которую в него заложила природа, чтобы делать нашу жизнь радужнее и немного счастливее.

У всех народов мира цветы ассоциируются с теплом, солнцем, весной и радостью. И при этом не важно зима на улице или лето, осень или весна. Цветы всегда остаются символами хорошего настроения и чудесного времени года – весны и лета.

Дидактические игры: «Сложи цветок» «Назови цветок» «Четвёртый лишний» «Что где растёт» «Слоговое домино» «Подбери схему слова» «Составь пары» «Расставь цветы» «Подбери картинки» «Домино из растений и цветов» «Подскажи словечко» «Где я расту?» «Геометрическая мозаика» «Продолжи узор» «Выложи по схеме» «Цветочные бусы»; Игры на развитие памяти «Что изменилось?» Мама поставила в вазу…» «Что лишнее?» «Посмотри, запомни, назови» «Найди новые цветы» «Считай и называй» «Каждый цветок на своё место» Подвижные игры: «1,2,3- К цветочку беги» «Я садовником родился» Игры с мячом: «Я знаю 5 названий ...» мяч по кругу «Букет из садовых цветов» «Венок из полевых цветов».

Оригами «Цветы» «Страна цветов», «Полевые цветы».

Стихи и загадки о цветах. А. Толстой «Иван да Марья» Е. Ильин «Колокольчик» Серова «Подснежник» О. Высотская «Одуванчик»

Аппликация: «Тюльпан», рисование «Мать и мачеха», «Поздравительная открытка маме в подарок – цветы».

Лепка: «Розы»,

Рисование с натуры «Комнатные растения»: «Фикус», «Сансевьера».

Декоративное рисование в тёплых и холодных тонах:

«Букет цветов»;

Нетрадиционное рисование:

"Ромашки на лугу".

Ткани

Способствовать формированию интереса к истории происхождения волокон, ткани и обобщить знания детей о  натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.

Учить сравнивать качества различных тканей, развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
Познакомить с профессиями, связанными с производством ткани и с возникновения  ткацкого и швейного оборудования

Представлены вязанные игрушки, куклы в одежде из разных видов ткани, муляж ткацкого станка, поделки, аппликации. На стенде – фото с видами ткани и информацией, из чего и как она изготавливается, история одежды, изображение ткацкого станка

Современные дети думают, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это появилось? Кто это создал? Что можно с этим делать?». Мир тканей очень разнообразен. Дети каждый день соприкасаются с тканями, но почти ничего не знают о них. 

Экспонаты находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для познавательной, речевой, художественной деятельности. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности

Чтение художественной литературы:

«Как рубашка в поле выросла?» Ушинский «Самый красивый наряд на свете», япон; пер. В. Марковой, «Три пряхи» Братья Гримм,  «Новое платье для короля»,  «Соловей и хлопковый куст» - индийская сказка,  «Китайская царица Силинчи» Л.Н. Толстой. Носов «Заплатка», Т. Габбе «Самый красивый наряд на свете»,  «Крошечка - Хаврошечка», «Золотое веретено».

Ручной труд «Бумажное плетение»,         

 Аппликация:  «Цветы из лоскутков, Рисование:  «Кукла  в национальном костюме».

 Беседы: «Для чего нужны ткани»,

 «Путешествие в прошлое одежды»

 « Как изготавливают ткани»

 «Ознакомление с профессией портной»

 «Ткань  и её свойства»

 Игра - викторина «Что мы знаем о профессиях»

Правила поведения в музее

1.Не перебивать экскурсовода (воспитателя) и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.

Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.

  1. Заключительный раздел

Наш экологический музей – это живой, развивающийся организм, ставший неотъемлемой частью развивающейся предметно – пространственной среды детского сада. Он помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью, с ощущением уверенности в себе. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими руками. Мини – музей, созданный в нашем ДОУ, призван удовлетворять познавательные и образовательные потребности детей. На наш взгляд, создание мини – музея даёт толчок к формированию познавательного интереса.           Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Важно отметить, что в создании мини-музея принимают участие не только педагоги и дети, но и  конечно же родители, не остались равнодушны бабушки и дедушки.

Музейное пространство оформлено в отдельном просторном помещении, а также выделены зоны на 1 и 2 этажах ДОУ. Наиболее оптимальным в музеях ДОУ является размещение экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогли стеллажи и настенные полочки, стенды, столики разной величины, тумбы. Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Мы выстроили разноуровневые подставки. Также мы используем размещение материала на настенных полочках; стендах, подвесных мобилях, на сухих или искусственных ветках деревьев. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. Для удобства знакомства с экспонатами и работы по изготовлению или исследованию предметов в помещении имеются столы, стулья, интерактивное оборудование.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по экологии

Предлагаю вашему внимаю темы совместной образовательной деятельности и программное содержание для всех возрастный групп....

методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада

для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с д...

Методическая разработка по экологии (экспериментирование)

В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...

Учебно-методическое пособие по экологии:" Кто как на свет появляется?"

Пособие представлено в виде дидактической игры, которая поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о том, как появляются на свет различные живые существа....

Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»

Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...

Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"

Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...