Конспект занятия "История деревянной ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить с предметом обихода - деревянной ложкой, познакомить с промыслом ложкарей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_derevyannoy_lozhki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» в старшей группе

Тема «История деревянной ложки»

                                           Воспитатель: Дробинина С. Е.

Г.Алатырь

2024г.

Программное содержание: познакомить с предметом обихода - деревянной ложкой, познакомить с промыслом ложкарей. Расширять представления о фактуре дерева: лёгкое, шершавое.

Развивать интерес к истории быта русского народа. Развивать внимание, мышление, память. Упражнять в игре на деревянных ложках. Воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - ложкарь, ремесло, скоморох, баклуша, ярмарка, крестьяне.

Материал: предметы из дерева; спилы берёзы, липы; деревянные ложки; корзина; картинки: топор, пила, стамеска; слайды с  изображением изготовления ложки; звукозапись русской народной песни «Ах вы сени, мои сени»; металлическая ложка; игрушка Петрушка.

Ход.

Воспитатель:- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в музей дерева. Посмотрите, сколько  разных вещей есть в нашем музее. А как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей). Правильно из дерева. Давным -  давно люди стали использовать дерево для изготовления разных очень нужных вещей. Посмотрите, что у нас здесь есть (посуда, игрушки и т.д.). Здесь стоит игрушка Матрёшка, ей очень любили играть и про неё придумали много стихов, частушек. Вот сейчас Лера нам расскажет:

Восемь кукол деревянных                  Ростом разные подружки

В разноцветных сарафанах         Не похожи друг на дружку

На столе у нас живут -                 Все они сидят в друг дружке,            

Всех матрёшками зовут.              А всего одна игрушка.

(Стук в дверь, заходит Петрушка- игрушка).

Петрушка:- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Я весёлая игрушка,

А зовут меня Петрушка.

-Я узнал, что у вас в группе есть музей дерева. А у меня есть деревянная ложка, и я хотел бы узнать, как её делают. Мне очень интересно! Помогите, пожалуйста.

Воспитатель:- У нас в музее тоже есть коллекция деревянных ложек, посмотрите они все разные по форме, величине, цвету, структуре: долблённые, резные, расписные.

Воспитатель:- Оставайся Петрушка и послушай. Давным - давно люди ели руками, но человеку было неудобно есть горячую еду и тогда он сделал из камня ложку, но она была тяжёлая и неудобная. И тогда люди стали делать ложки из дерева. Для их изготовления брали разные породы деревьев. Какие вы знаете деревья? (берёза, липа и т.д.). Вот здесь у нас есть спилы разных деревьев, потрогайте их, какие они? (лёгкие, шершавые). Древесина этих деревьев легче всего поддаётся обработке, потому что она мягкая. Ложки делали - ложкари и чтобы ложка получилась гладкая и красивая, они использовали разные инструменты: топор, пилу, нож- косяк, стамеску, резец. Вот посмотрите они на картинках.

   А теперь давайте пройдём в наш кинотеатр и посмотрим, как делали ложки. (Показ слайдов). Брали определённой величины кусок дерева - баклушу, ложкарь разрубал её топором на то количество кусков, сколько, по его мнению, могло получиться ложек. Ещё несколько ударов ножом и почти готовая ложка. Затем предстоит окончательная отделка. Крючком - ножом выбирается внутренняя часть лопасти, поверхность обстругивается, заглаживается и ложка готова. Деревянные ложки пропаривали в печи, натирали растительным маслом, красили, сушили. Если мастер хотел, чтобы ложка была яркой, её выдерживали в растворе коры дуба, ольхи, берёзы или кореньев. А потом ложки начали расписывать разными узорами. Также ложки делали не только мастера- ложкари, но и бедные люди- крестьяне, поскольку крестьянские семьи были большие, и им нужно было много ложек, они их делали сами. На выделке ложек трудились всей семьёй, и здесь было твёрдое разделение труда: самые ответственные операции /пока обрубок не приобретал чёткую форму ложки/, входили в обязанность мужчины. Отделывали поверхность ложек женщины или дети, а окончательно подправляли их снова мужчины. Так как деревянные ложки  очень были нужны людям, и они иногда ломались, их делали много  и возили на ярмарку, где и продавали. Позднее появились металлические ложки т.к. они были прочнее.

Петрушка:- Давайте сравним ложку из дерева и металлическую ложку. Какая ложка легче? Ярче? Как вы думаете, какой ложкой лучше есть горячий суп? Почему? (ответы). А где можно ещё использовать деревянные ложки? (ответы).

Петрушка:- Правильно, раньше, как и сейчас можно было на ложках любую мелодию сыграть.

Ребёнок.

Деревянные ложки постучи – ка немножко.

Хочешь - вальс играй, а хочешь суп хлебай!

Петрушка:

  - Бродячие музыканты- скоморохи умело исполняли народную музыку на деревянных ложках. А хотите послушать?

(Звучит звукозапись).

- Давайте, тоже попробуем сыграть (раздаются ложки)

Дети под музыкальную запись «Ах, вы сени, мои сени» играют на ложках.

Петрушка: - Ложка была одним из главных атрибутов быта и даже были такие приметы:

(рассказывают дети):

- если уронить ложку - придёт женщина, если нож- мужчина;

- ложку на столе после обеда забыть - к гостю.

 Воспитатель:- Дети, а как вы думаете, можно ли сейчас научиться делать ложки? Какой инструмент необходим для изготовления ложек? Нужна ли нам сейчас деревянная ложка? Для чего и почему? А что вы сегодня интересного узнали?

(Дети по кругу передают деревянную ложку и отвечают).

- Спросите у своей бабушки, какой ложкой она ела, когда была маленькой и какой ложкой ела бабушкина бабушка и почему?

 Петрушка:- Спасибо, я сегодня так много узнал про историю своей деревянной ложки, пойду, расскажу своим друзьям. До свидания!

Литература:

1. Жегалова С. «Росписи хохломы». Издательство «Детская литература», Москва.1991г.

2. «Истоковедение», Издательство «Истоки», Москва. 2009г.

3. www.indiandance.biz

4. www.showbell.ru

5. www.slavyane.nnov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...

Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"

Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"...

Конспект занятия во II младшей группе по поликультурному воспитанию «Хохломская роспись. Деревянные ложки»

Цель: Формировать у  детей эмоционально-ценностное отношение к родной культуреПрограммное содержание:          Познавательное развитие: формирование...

Конспект НОД "Знакомство с деревянными ложками"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...