Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_pohoda_est_nachalo_.docx151.16 КБ

Предварительный просмотр:

                      ЧДОУ Детский сад на Марсовом поле»

                                                   

Summer_camp.jpg

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« У похода есть начало, а конца походу нет!»

группа общеразвивающей направленности

для детей 5-6 лет

                                                               Подготовила:  Федорова И.В.

                                                                                         

                                                                                       

г. Оренбург

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:

 «У похода есть начало, а конца походу нет!».

2.Автор проекта: Федорова Инна Валерьевна

3. Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательный.

4. Сроки проведения: 3 недели (июль - август).

5.Участники проекта: воспитанники группы, преподаватель изодеятельности, музыкальный руководитель.

6. Возраст детей: 5- 6  лет.

Актуальность

Жизнь человека неотъемлемо связана с природой, без взаимодействия с которой она становиться не полноценной. Благодаря природной среде  развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Летний период является благотворным временем для  укрепления  детского здоровья, обогощения двигательного опыта,  накопления  познавательных знаний о прекрасном природном окружении и умении ценить и любить его. Дошкольный туризм  позволяет объеденить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи, и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности.   Такая форма работы позволит приобщить старших дошкольников,  родителей и педагогов  к здоровому образу жизни,  через ознакомление с элементами туризма.

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период.

Задачи:

  • формировать представления о расположении материков, их населении и природных особенностях;
  • расширять объем знаний по ОБЖ, туризму,  краеведению,   по физической культуре;
  • продолжать формировать привычку здорового образа жизни;
  • формировать эстетическое восприятие окружающей природы, учить рисовать с натуры на пленэре;
  • обогащать  нравственно - волевые качества  дошкольников, через заботливое отношение к природе, людям, своей малой Родине.

Проект реализуется в 3 этапа.

Первый этап – подготовительный. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, изготовление дидактический игр и пособий.

Второй этап - основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов реализации по направлениям проекта: туристические прогулки, рисование на пленэре, спортивные праздник, развлечение, беседы, чтение художественной литературы, изготовление совместных модулей, схем-игр и т.п. Реализация основного этапа проекта представлена в виде таблицы, в которой указаны формы и сроки проведения мероприятий,   отражающие фрагменты проекта, представлены адреса сайтов, которые использовались или будут использоваться в процессе реализации проекта.

Третий этап-заключительный. Обобщение результатов работы, анализ деятельности, итоговое мероприятие, организация выставки, презентация проекта для родителей.

В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты:

- у детей формируются представления о географическом положением материков,

многообразии народов и национальностей, населяющих различные материки, их традициях и обычаях; прививается умение толерантно относиться к людям различных рас и национальностей,

- расширяются знания детей о туризме, закрепляются правила соблюдения безопасности в туристическом походе, формируются умения, необходимые в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться компасом),

- расширяются знания о представителях растительного и животного мира родного края,

- развивается способность   ориентироваться на местности с помощью знаков,

 - дети учатся бережно относиться к своему здоровью.

План реализации мероприятий в рамках  реализации  2-3 этапов проекта:

Презентации: «Что такое туризм и кто такие туристы?», серия презентаций «Вокруг света».

Беседы: "Что такое туризм, чем он отличается от путешествий? " (Автомобильный туризм (автотуризм, велосипедный туризм, водный туризм, групповой туризм, детский туризм, конный туризм, лыжный туризм, морской туризм, пешеходный туризм, семейный туризм), «Правила поведения в лесу», «Берегите природу», беседа о семейных путешествиях (аквапарк, музеи, поездки в город, поход в лес, и т. д.), беседа о профессиях – альпинист, турист, скалолаз, особенностях их деятельности.

Чтение: «Лягушка - путешественница» В. Гаршин, «Приключения Муравишки» В. Бианки, «Серая звездочка» Б. Заходер, «Веселый турист». С. Михалков, «Бременские музыканты» бр. Гримм.

Рассматривание: иллюстрации, тематические альбомы, энциклопедии, фотографии.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – туристы», «Соберись в поход», «Первая помощь».

Дидактические игры: «Что берем в поход», «Можно-нельзя», «Завяжи узелки», «Шнуровка»

Продуктивная деятельность: “Что возьмём с собой в поход” (коллаж из журналов), «Летний натюрморт» (на пленэре), рисование «На привале», «Мама, папа, я –туристическая семья».

Слушание музыки, разучивание песен: «А мы – туристы», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь» муз. А. Шаинского, «У похода есть начало» из к/ф «Завтрак на траве».

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и  Ох идут в поход».

Турпоходы, экскурсии: рисование на пленэре, экскурсия в сквер им. Петра 1.

Выставки: иллюстраций, книг о туризме, путешествиях, атласов дорог и т. п., туристического снаряжения.

Досуговые мероприятия: спортивно-познавательное мероприятие «Юные туристы», развлечение «Туристы на привале».

Стендовый материал для родителей: «Как организовать туристический поход вместе с детьми», «Детский туризм - дело серьезное!».

Приложение № 1

Сценарий спортивно-познавательного мероприятия «Юные туристы»

Цель: формирование простейших туристических навыков.

Задачи:

1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,

2. формировать познавательный интерес,

3. отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,

4. воспитывать чувство коллективизма.

Предварительная работа: разучивание речевки, беседа о правильном поведении на природе, выбор капитана, придумать название команды.

Материалы: аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход», карта маршрута, ведерки, кастрюльки, маленькие стаканчики, шнуры, колокольчики, веревки, прищепки, фотоаппарат, спальный мешок.

Участники похода: педагоги, дети группы.

Ход мероприятия:

Воспитатель  вызывает капитанов команд и объявляет задание:

Эстафета «Что возьмем с собой в поход». 

На пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры   воспитатели  проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет. Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:

- Кто шагает с рюкзаком?

- Мы туристы!

- Кто со скукой не знаком?

- Мы туристы!

- Эй, ребята, тверже шаг!

- Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак!

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Воспитатель  предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:

- не ходить в лес без взрослых,

- не кричать,

- не срывать незнакомые грибы, ягоды,

- не ломать ветви деревьев и кустарников,

- не выдирать цветы с корнем,

- не разорять муравейники,

- не трогать птиц и гнезда и др.

Игра – эстафета «Походный суп».

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

Игра «Точный глазомер».

Участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».

Игра в слова.

Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

Игра «Дружба».

Дети встают в два круга напротив друг друга.

- Я в походе, ты в походе,

- Я веселый, ты веселый,

- Я твой друг, ты мой друг,

- Давай обнимемся.

Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

Игра «Паутинка».

Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

Игра «Кто быстрее».

Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

Познавательная беседа «Мусор в природе».

Очень часто туристы, отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет

Туристические загадки:

Он с тобою и со мной шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной, на ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,

А как спать в ней сладко. Что это?

(Палатка)

 И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.

Умещается в кармане, а ведёт нас за собой.

(Компас)

 Он в походе очень нужен, он с кострами очень дружен.

Можно в нём уху варить, чай душистый кипятить.

(Котелок)

 Дети приглашаются к большому, походному столу. Самостоятельная деятельность: сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

Дорога обратно в детский сад.

 

                                   

                                                                                                       

Приложение № 2

Сценарий развлечения «Туристы на привале»

Дети под музыку заходят маршем в зал, встают в круг (песня «У похода есть начало…»)

В-ль говорит, что на пути у туристов встречается много препятствий, нужно быть внимательным, ловким, чтобы все их преодолеть. Выполняется игра с движением (на ускорение)

Мы – весёлые туристы,

Топ-топ, (топают ногами)

Шлёп-шлёп (бьют ладошками по коленкам)

Нам преграды нипочём.

Мы имеем точный компас

И в придачу зоркий глаз.

Ой, Что это там? (прикладывают ладонь ко лбу)

Это полянка!

А её не обойдёшь,

А над ней не пролетишь!

А под ней не проползёшь!

Дорога – напрямик!

Мы по травке пойдём.

 (Движения ладошками, приговаривая: «шик-шик-шик»).

 Мы – весёлые туристы,

 Топ-топ, (топают ногами)

 Шлёп-шлёп (бьют ладошками по коленкам)

 Нам преграды нипочём.

      Мы имеем точный компас

 И в придачу зоркий глаз.

 Ой, Что это там? (прикладывают ладонь ко лбу)

  Это озеро!

       А его не обойдёшь,

  А над ним не пролетишь,

   А под ним не проползёшь,

   Дорога – напрямик!

   По озеру плывём!

   (Выполняются движения пловца со  словами: «буль-буль-буль»).

   Мы – весёлые туристы,

   Топ-топ, (топают ногами)

   Шлёп-шлёп (бьют ладошками по коленкам)

   Нам преграды нипочём.

   Мы имеем точный компас

   И в придачу зоркий глаз.

  Ой, Что это там? (прикладывают ладонь ко лбу)

 Это болото!

 А его не обойдёшь,

А над ним не пролетишь,

А под ним не проползёшь,

Дорога – напрямик!

По болоту пойдём!

(Движения ногами, приговаривая: «плюх-плюх-плюх»)

     Мы – весёлые туристы,

    Топ-топ, (топают ногами)

    Шлёп-шлёп (бьют ладошками по коленкам)

    Нам преграды нипочём.

Мини-беседа:

Мы имеем точный компас

И в придачу зоркий глаз.

Ой, Что это там? (прикладывают ладонь ко лбу)

Это волк!

Побежали назад!

По болоту – плюх-плюх-плюх!

По озеру – буль-буль-буль!

По травке – шик-шик-шик!

Убежали!  (далее размещаются на месте организованного «привала»)

- Если мы с вами идём в поход, то мы кто? (туристы) Наш поход пеший.

 1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный) 2. Что с собой нужно взять в поход? (воду, еду, посуду. Палатку, котелок и спальный мешок, если поход будет с ночевкой) 3. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке). 4. Где спят туристы? (В палатке и в спальном мешке). 5. В чем готовят еду? (В котелке). 6. Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром). 

Игра на смекалку «Собери рюкзак». Очень быстро отвечайте, Не смотрите, не зевайте! Называю я предмет, Он подходит или нет? Если «да» — в ладони хлопни, Если «нет» — ногою топни, Только пол не провали. Все понятно?

1-2-3! Котелок, утюг, расческа, Пылесос, сачок и соска, Вездеход, бинокль, духи, Две засушенных блохи, Носовой платок, подушка. Ласты, мяч, коньки и клюшка. Молоток, веревка, нож. Ну, а соль с собой возьмешь? Спички, гвозди, сала шмат – Вот и собран наш рюкзак!

Задания на знание правил поведения в лесу: 

• Если ты в лесу поцарапался, а йода или зеленки с собой нет, то чем ты можешь смазать царапину?

 

  • Если тебя укусила оса, что ты будешь делать? — Нужно вытащить жало, смазать место укуса мылом.
  • Если ты сильно разбил коленку, что ты будешь делать? — Нужно промыть рану, обработать ее, перевязать бинтом.
  • Если ты обнаружил на своем теле клеща, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослому, смазать кожу маслом и, когда клещ начнет выбираться из-под кожи, нужно его аккуратно вытащить иголкой, обратиться к врачу.
  • Если ты загнал под кожу занозу, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослом, обработать иголку спиртом и вытащить занозу иголкой.

     • Что делать, если ты ударился головой и набил шишкой? — Нужно приложить что-нибудь холодное: холодную ложку, платок, смоченный в холодной воде, мокрую газету.

     • Что делать, если тебя покусали комары? — Нужно укусы смазать — соленой водой. Это поможет уменьшить зуд.

    • Что делать, если в лесу ты встретил дикого зверя? — Нельзя убегать. Лучше всего замереть, тогда зверь пойдет своей дорогой. Если зверь собрался на тебя напасть, позови на помощь взрослого, забирайся на дерево. 

Малоподвижная игра на внимание «Лесная прогулка» Дети на сигнал выполняют задание. Тропинка – кладут руки на плечи друг друга. Озеро   - делают круг, берутся за руки. Стог сена – руки соединяют.

Жарко-то как! Предлагаю искупаться! Как это – быть в походе и не искупаться в речке! А плавать мы будем все вместе,  и для этого нужно просто встать всем в большой круг. Плывём кролем! (показывают).

Теперь брассом! (показа) Молодцы! На спине! (показ) Отлично!

И по - собачьи! (показ) у вас хорошо получается! И теперь плывём по кругу!

Кролем… Брассом…  По - собачьи… На спине… Брасом… Кролем…

 -А давайте попробуем, исполнить синхронное плаванье!

Работаем руками! Руки за голову, работаем правой ногой…, левой…,

Ныряем (присаживаемся)… выныриваем (встаём). Вновь работаем правой ногой… левой… Прекрасно! Снова ныряем, выныриваем, берёмся за руки и поднимаем их вверх! Чудесно! И чтоб быстрее обсохнуть после купания танцуем на нашей полянке!

Игры «Собери грибы», «Ловим рыбу»:

-Вот вам корзинки – будем грибы собирать! Только вот собирать вы их будете с закрытыми глазами, а помогать вам будут ваши товарищи, они будут кричать: «Бери!» - если это хороший гриб, и «Не бери!» - если это гриб не съедобный!

(Двум детям вручают корзинки и закрывают маской глаза)

Игра «Сбор грибов – «Бери! Не бери!»

-Внимание! Снимаем маски и смотрим: кто что насобирал!

Проверяют: съедобные ли грибы набрали ребята.  Подводят итог.

А теперь все идём ловить рыбу!(Игра «Ловим рыбу!»)

-А ловить её будем хлопками! Приготовили ладошки! (Показывает руками)

Вот это у нас река, а в ней плавает рыбка. Как только она выпрыгивает из воды, мы все хлопаем в ладоши! Если успели хлопнуть – значит, рыбка поймана!

(Проводится игра рыбка, на тихом фоне музыки)

 Пора теперь  и подкрепиться! Если я называют съедобное, все поглаживают свои животики и говорят: «Ням-ням-ням!» А если не съедобное, все конечно, говорят: «Фу!» Начинаем наш обед!  (Проводится игра «Съедобное - не съедобное»)

- Вкусненькая колбаска!..  Сыр!..  Конфетка!.. Салфетка!..  Мороженое!.. Пирожное!..

Торты!... Шорты!... Огурчики!... Помидорчики!.. Из дерева заборчики!.. Копчёная селёдка!.. Синяя пилотка!.. Яблоки!.. Груши!.. Виноград!.. Это скушать каждый рад!

Приятного аппетита!

А теперь пора отдохнуть, насладиться звуками леса!

 РЕЛАКСАЦИЯ под спокойную музыку (звуки природы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 3                 

                                Консультация для родителей

«Детский туризм – дело серьезное»

Планируя, проведения отдыха в выходные  дни происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетая все основные составляющие полноценного отдыха (двигательной активности, благотворно воздействуют природные  факторы, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делая туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска. Семейные туристические походы любят все, к тому же они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, и тд.) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того,  походы способствуют укреплению и сплоченности  семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы,  любовь к родному краю, воспитывая к ней бережное отношение ко всему окружающему миру. Совместные походы и поездки расширяют кругозор дошкольника, формируя первичные представления об истории родного края, традициях и культуре города. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, участвуют в общем деле, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У дошкольников воспитываются самостоятельность, организованность, сплоченность, развивается сила воли. Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательно-исследовательский. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех- четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

1. оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

2. спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях.)

3. познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

4. развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы по варов, знатоков природы, музыкальные и т.п.);

5. практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);

6. эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встречай общение с друзьями). Программа похода должна быть составлена с учетом мнения большинства, а также интересов и возможностей детей.

Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря. Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.). Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия.

Существует множество видов рюкзаков:

абалаковский, анатомический, велосипед ный и т.п. Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж. Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7- 8 лет — до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребенок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об еще не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста. Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой — чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину ребенка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах. Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночевках, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый — сокращенно «пенка». Положенная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночевки в палатке подходит надувной матрац. Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воз духа) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную по году рекомендуется иметь ветровую куртку — анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой — молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п.), но всегда предусматривается в утренние часы. Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов.  Однако существуют определенные нормативы, сориентированные на физически нормально развитого ребенка. Так, считается, что общая протяженность маршрута для детей трех-четырех лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет -10 км. Зная своего ребенка, родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки его возможностям. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придем? », «Долго еще идти? », капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребенка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п. Очень важно продумать организацию свободного времени на при вале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти взрослых и детей, если он превращается в веселый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования, на поляне Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребенку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребенок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев). А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитателей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие. Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребенка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления.  Дневной сон, организованный в палатке или подтентом, поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное. Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

                                                                                                                                                                                     Приложение № 4

Словарь терминов

Деятельность – занятие, труд.

Знаток – человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – путь следования.

Перекус – наскоро закусить.

Привал – остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – пребывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Образовательный проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей для старшей группы " Энциклопедия здоровья".

Цель моего образовательного проекта расширить знания детей о здоровом образе жизни, о полезной еде для человека,о строении тела человека, об органах чувств.А самое главное - это совместное создание " ...

Презентация проекта "У похода есть начало" для детей старшего дошкольного возраста

В презентации данного  проекта  подробно показана работа всех участгников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей....

Осенний досуг "У похода есть начало"

Осенний музыкальный досуг "У похода есть начало..." для детей старшей группы (5-6 лет)...

Образовательный проект «Животные северных и жарких стран» для детей старшей группы

Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что дети не в полном объеме ознакомлены с дикими животными: пустыни, саваны, джунглей, северного полюса и Антарктиды, с их образом жизни, ...

"У похода есть начало"

Сценарий праздника туристического слёта...

«У похода есть начало…» - сценарий для старшего возраста

 Экологический поход поспособствовал развитию познавательно-исследовательского интереса, чувства юмора, воображения, смекалки, умения самостоятельно находить решения в созданных проблемных...

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию конспект образовательной ситуации с детьми старшего возраста. Этот материал был представлен на районной неделе профессионального роста. При составлении к...