Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму для детей старшего дошкольного возраста «Походу есть начало, а конца походу нет»
проект по физкультуре (старшая группа)
Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по походному туризму для детей старшего дошкольного возраста
«Походу есть начало, а конца походу нет»
Автор: Сангаджи-Горяев Николай Очир Горяевич, инструктор по физической культуре МАДОУ «ЦРР «Умка»
«Походы — это не бегство от реальности; это реализм. Люди, которые предпочитают проводить время на свежем воздухе, ни от чего не убегают; мы возвращаемся туда, где мы принадлежим ".
Дженнифер Фарр Дэвис.
Актуальность:
Необходимость разработки проекта продиктована значимостью дошкольного детства как начального этапа формирования личности человека, воспитания у него ответственного отношения к окружающей природной и социальной среде. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.
В ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся, чем «книжные», те, что предстают на страницах книг, учебных пособий. Кроме того, туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.
Потенциал природной и социальной окружающей среды должен быть использован для обогащения жизненного опыта ребёнка, для воспитания гражданина своей Родины, большой и малой.
Современный туризм для детей – это всегда про интерес, здоровье, развитие и хорошее настроение. Отдыхая на свежем воздухе в приятной компании, ребенок получает отличный заряд бодрости и моральное удовлетворение. В процессе малыш развивается физически, психологически и морально, становится более уверенным в себе. Для ребенка любого возраста большую опасность представляет малоподвижный образ жизни, замкнутость, необщительность и увлечение компьютерными играми. Подобные проблемы поможет решить активный отдых в походе.
Важный момент: не нужно путать туристический отдых и походный туризм. Первый вариант носит пассивный, наблюдательный характер. В то время как второй вид отдыха способствует разностороннему развитию ребенка, проявлению его лидерских качеств. Походный туризм предусматривает ночевки в палатке, длительные пешие переходы, готовка еды на костре и много-много свежего воздуха. Ребенок в итоге научится:
- Выносливости, активности и упорству.
- Готовности и уважению к походным трудностям.
- Взаимовыручке.
- Самостоятельности.
- Навыку переносить различные испытания в виде непогоды.
- Практическим умениям: розжиг костра, готовка еды, ремонт вещей.
Новизна:
Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.
Таким образом целью нашего проекта является:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников и их физического развития; формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.
В соответствии с поставленной целью, решаются задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания о Родном Крае, растениях и животных, представителях, попавших в красную книгу;
-Сформировать знания и умения, необходимые в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умение собрать рюкзак, умения пользоваться компасом, картой, какую взять с собой аптечку);
- Систематизировать знания о правилах безопасного поведения на природе, туристическом походе.
Развивающие:
- Формировать умение оказывать первую помощь себе и другим;
- Освоение детьми простейших туристических умений и навыков (совершать пеший поход, двигаться в колонне по два по установленной дистанции с рюкзаками, преодолевать несложные препятствия;
- Формирование желания вести здоровый образ жизни;
- Совершенствовать двигательные и физические способности, создать условия для закаливания организма и активного отдыха.
Воспитательные:
- Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде;
- Воспитывать нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, друг к другу;
Работа по проекту осуществляется под руководством инструкторов по физкультуре при тесном взаимодействии субъектов образовательного процесса: родителей, воспитателей, социальных партнёров ДОУ.
Содержание работы:
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, физкультурно-оздоровительный.
Продолжительность: долгосрочный (1 учебный года)
Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024.
Участники: инструкторы по физкультуре, воспитатели, старшие дошкольники, их родители.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы знания о детском туризме;
- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;
- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;
- Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести;
-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе;
-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями, умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале;
-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками;
-Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;
-Увеличены доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта совместно с детьми.
Формы работы для решения поставленных задач:
- Тематические занятия;
-Сюжетно - ролевые игры;
- Инсценировки;
-Подвижные игры, эстафеты;
- Квест-игры;
-Дидактические игры;
-Экскурсии;
- Совместные мероприятия детей и родителей;
- Консультации для родителей.
Продукты реализации проекта:
- Туристический слет на территории ДОУ, квест-игра «Все на турслет»;
- Спортивно-познавательное мероприятие «Мы туристы»;
- «Поход выходного дня», дети с родителями кто, что выполнил;
- Экскурсия в ДЮСШ «Контакт» на отделение «Спортивный туризм»;
- Папка-копилка рисунков «О туризме»;
- Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Туризм и туристический поход»;
- Итоговое мероприятие: туристический поход детей совместно с родителями «Все в поход».
Работа с родителями:
-Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми;
-Анкетирование;
-Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о туризме;
- Провести с детьми «Поход выходного дня», (сходить в поход, если есть возможность; в домашних условиях сделать палатку, поиграть в сюжетно-ролевую игру «Мы идем в поход», нарисовать рисунок и т.д)
-Чтение родителей с детьми произведений на тему «Туризм»;
-Помощь в изготовлении атрибутов для игр.
Этапы реализации проекта
Этап: | Вид деятельности: | Ответственные |
Подготовительный | Размещение справочной информации для родителей по тематике бесед с детьми. -Анкетирование -Художественная литература по теме; -Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования; -Рассматривание книг, иллюстраций о растениях; -Создание копилки для рисунков и иллюстраций по данной теме. - -изготовление атрибутов для игр | Воспитатели Воспитатели, родители Родители Родители, воспитатели |
Основной (Реализация проекта) | - Занятие «Туризм и туристический поход» (Что такое туризм, виды туризма; турпоход, что мы знаем о походах, «Какие опасности могут подстерегать в дороге; правила поведения на природе, правила техники безопасности на природе, определение местонахождения на местности). - Занятие «Мой край родной. - Занятие «Компас, четыре части света»; - Занятие беседа «Знакомство с Красной книгой»; - Д/И: «Собери рюкзак в поход», - Рисование «Мы в походе» - Экскурсии в ДЮСШ «Контакт» в рамках взаимодействия с отделением по туризму. - Игры-соревнования с элементами туристской техники: Квест-игра «Все на турслет»; спортивно-познавательное мероприятие «Мы туристы», «Д/И Игра «Что я возьму с собой в поход», «Путешествие по карте»; - Консультации для родителей на тему «Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью» | Воспитатели, Родители, инструкторы ФК |
Заключительный (Итоги проекта) | - Пополнение читательского уголка; - Оформление папки – передвижки на тему: «Туризм и туристический поход» (материалы из проделанной работы); - Итоговое мероприятие: туристический поход детей совместно с родителями «Все в поход». - Публикация в соцсетях заметки о походе. -Представление результатов проекта пед.коллективу. | Воспитатели, инструкторы ФК |
Так как проект долгосрочный, на 1 год, представляем этапы уже проделанной работы.
Проведены следующие мероприятия:
- Тематическое занятие «Туризм и туристический поход» (что такое туризм, виды туризма; турпоход, что мы знаем о походах, какие опасности могут подстерегать в дороге; правила безопасности на природе).
- Тематическое занятие «Мой край родной Ямал;
- Изготовление Д/И: «Собери рюкзак в поход» (совместно с родителями);
- Рисование «Мы в походе»;
- Экскурсии в ДЮСШ «Контакт» на отделение «Спортивный туризм» в рамках взаимодействия и реализации проекта;
- Квест-игра «Все на турслет»;
- Спортивно-познавательное мероприятие Юные туристы»;
- Провели родители с детьми «Поход выходного дня», (сходить в поход, если есть возможность; в домашних условиях сделать палатку, поиграть в сюжетно-ролевую игру «Мы идем в поход», нарисовать рисунок и т.д).
- Консультация для родителей на тему «Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью». (слайды в презентации).
Остальные мероприятия продолжим осуществлять в течение года, уже тогда подведем итоги.
Вывод: таким образом, организуя проект и проведя перечень мероприятий по детскому туризму, смело можно сказать, что дети уже получили некоторый багаж знаний и умений, а также желание ходить в туристический поход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Поход в лес»
В процессе подготовки тематической недели «Как животные к зиме готовятся» и с целью приобщения детей к здоровому образу жизни нами (группы № 13 и 16) был разработан проект «Поход в лес в поисках...

Выступление на методическом объединении «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Выступление на методическом объединении...

Программа методического объединения «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель – развитие компетентности педагогов в области формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные"
Проект по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные". В игровой форме, с помощью чте...
Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа
Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности в летний период....

Развлекательно- познавательный терренкур для детей старшего возраста "У похода есть начало"
В данном материале содержится разработка терренкура туристического направления. Дети в ходе путешествия повторяют правила работы с картой, компасом, вспоминают природные явления, диких животных, ядови...
Проект по туризму "Походу есть начало, а конца походу нет..."
Работы по проекту осуществляется под руководством инстукторов, родителей, воспитателей, муз.руководителя,соцпартнеров ДОУ...