Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму для детей старшего дошкольного возраста «Походу есть начало, а конца походу нет»
проект по физкультуре (старшая группа)

Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по походному туризму для детей старшего дошкольного возраста

«Походу есть начало, а конца походу нет»

Автор: Сангаджи-Горяев Николай Очир Горяевич, инструктор по физической культуре МАДОУ «ЦРР «Умка»

«Походы — это не бегство от реальности; это реализм. Люди, которые предпочитают проводить время на свежем воздухе, ни от чего не убегают; мы возвращаемся туда, где мы принадлежим ".

        Дженнифер Фарр Дэвис.

Актуальность:

     Необходимость разработки проекта продиктована значимостью дошкольного детства как начального этапа формирования личности человека, воспитания у него ответственного отношения к окружающей природной и социальной среде. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.

    В ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся, чем «книжные», те, что предстают на страницах книг, учебных пособий. Кроме того, туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.

    Потенциал природной и социальной окружающей среды должен быть использован для обогащения жизненного опыта ребёнка, для воспитания гражданина своей Родины, большой и малой.

     Современный туризм для детей – это всегда про интерес, здоровье, развитие и хорошее настроение. Отдыхая на свежем воздухе в приятной компании, ребенок получает отличный заряд бодрости и моральное удовлетворение. В процессе малыш развивается физически, психологически и морально, становится более уверенным в себе. Для ребенка любого возраста большую опасность представляет малоподвижный образ жизни, замкнутость, необщительность и увлечение компьютерными играми. Подобные проблемы поможет решить активный отдых в походе.

Важный момент: не нужно путать туристический отдых и походный туризм. Первый вариант носит пассивный, наблюдательный характер. В то время как второй вид отдыха способствует разностороннему развитию ребенка, проявлению его лидерских качеств. Походный туризм предусматривает ночевки в палатке, длительные пешие переходы, готовка еды на костре и много-много свежего воздуха.  Ребенок в итоге научится:

- Выносливости, активности и упорству.

- Готовности и уважению к походным трудностям.

- Взаимовыручке.

- Самостоятельности.

- Навыку переносить различные испытания в виде непогоды.

- Практическим умениям: розжиг костра, готовка еды, ремонт вещей.

Новизна:

   Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.

Таким образом целью нашего проекта является:

 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников и их физического развития; формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.

В соответствии с поставленной целью, решаются задачи:

Образовательные:

- Сформировать знания о Родном Крае, растениях и животных, представителях, попавших в красную книгу;

 -Сформировать знания и умения, необходимые в туристическом походе (что   взять   с   собой   в   поход, туристические   снаряжения, умение собрать рюкзак, умения пользоваться компасом, картой, какую взять с собой аптечку);

- Систематизировать знания о правилах безопасного поведения на природе, туристическом походе.

Развивающие:

- Формировать умение оказывать первую помощь себе и другим;

- Освоение детьми простейших туристических умений и навыков (совершать пеший поход, двигаться в колонне по два по установленной дистанции с рюкзаками, преодолевать несложные препятствия; 

- Формирование желания вести здоровый образ жизни;

- Совершенствовать двигательные и физические способности, создать условия для закаливания организма и активного отдыха.

Воспитательные:

-  Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде;

- Воспитывать нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, друг к другу;

Работа по проекту осуществляется под руководством инструкторов по физкультуре при тесном взаимодействии субъектов образовательного процесса: родителей, воспитателей, социальных партнёров ДОУ.  

   Содержание работы:

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, физкультурно-оздоровительный.

Продолжительность: долгосрочный (1 учебный года)

Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024.

Участники: инструкторы по физкультуре, воспитатели, старшие дошкольники, их родители.

Предполагаемые результаты:

- Сформированы знания о детском туризме;

- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;

- Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести;

-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе;

-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями, умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале;

-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками;

-Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

-Увеличены доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта совместно с детьми.

Формы работы для решения поставленных задач: 

- Тематические занятия;

-Сюжетно - ролевые игры;

- Инсценировки;

-Подвижные игры, эстафеты;

- Квест-игры;

-Дидактические игры;

-Экскурсии;

- Совместные мероприятия детей и родителей;

- Консультации для родителей.

Продукты реализации проекта:

- Туристический слет на территории ДОУ, квест-игра «Все на турслет»;

- Спортивно-познавательное мероприятие «Мы туристы»;

- «Поход выходного дня», дети с родителями кто, что выполнил;

- Экскурсия в ДЮСШ «Контакт» на отделение «Спортивный туризм»;

- Папка-копилка рисунков «О туризме»;

- Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Туризм и туристический поход»;

- Итоговое мероприятие: туристический поход детей совместно с родителями «Все в поход».

Работа с родителями: 

-Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми;

-Анкетирование;

-Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о туризме;

- Провести с детьми «Поход выходного дня», (сходить в поход, если есть возможность; в домашних условиях сделать палатку, поиграть в сюжетно-ролевую игру «Мы идем в поход», нарисовать рисунок и т.д)

-Чтение родителей с детьми произведений на тему «Туризм»;

-Помощь в изготовлении атрибутов для игр.

Этапы реализации проекта

Этап:

Вид деятельности:

Ответственные

Подготовительный

Размещение справочной информации для родителей по тематике бесед с детьми.

-Анкетирование

-Художественная литература по теме;

-Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования;

-Рассматривание книг, иллюстраций о растениях;

-Создание копилки для рисунков и иллюстраций по данной теме.

-    -изготовление атрибутов для игр

Воспитатели

Воспитатели, родители

Родители

Родители, воспитатели

Основной (Реализация проекта)

- Занятие «Туризм и туристический поход» (Что такое туризм, виды туризма; турпоход, что мы знаем о походах, «Какие опасности могут подстерегать в дороге; правила поведения на природе, правила техники безопасности на природе, определение местонахождения на местности).

-  Занятие «Мой край родной. 

- Занятие «Компас, четыре части света»;

- Занятие беседа «Знакомство с Красной книгой»;

- Д/И: «Собери рюкзак в поход»,

- Рисование «Мы в походе»

- Экскурсии в ДЮСШ «Контакт» в рамках взаимодействия с отделением по туризму.

- Игры-соревнования с элементами туристской техники: Квест-игра «Все на турслет»; спортивно-познавательное мероприятие «Мы туристы», «Д/И Игра «Что я возьму с собой в поход», «Путешествие по карте»;

- Консультации для родителей на тему «Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью»

Воспитатели, Родители, инструкторы ФК

Заключительный (Итоги проекта)

- Пополнение читательского уголка;

- Оформление папки – передвижки на тему: «Туризм и туристический поход» (материалы из проделанной работы);

- Итоговое мероприятие: туристический поход детей совместно с родителями «Все в поход».

- Публикация в соцсетях заметки о походе.

-Представление результатов проекта пед.коллективу.

Воспитатели, инструкторы ФК

Так как проект долгосрочный, на 1 год, представляем этапы уже проделанной работы.

Проведены следующие мероприятия:

- Тематическое занятие «Туризм и туристический поход» (что такое туризм, виды туризма; турпоход, что мы знаем о походах, какие опасности могут подстерегать в дороге; правила безопасности на природе).

- Тематическое занятие «Мой край родной Ямал; 

- Изготовление Д/И: «Собери рюкзак в поход» (совместно с родителями);

- Рисование «Мы в походе»;

- Экскурсии в ДЮСШ «Контакт» на отделение «Спортивный туризм» в рамках взаимодействия и реализации проекта;

- Квест-игра «Все на турслет»;

- Спортивно-познавательное мероприятие Юные туристы»;

- Провели родители с детьми «Поход выходного дня», (сходить в поход, если есть возможность; в домашних условиях сделать палатку, поиграть в сюжетно-ролевую игру «Мы идем в поход», нарисовать рисунок и т.д).

- Консультация для родителей на тему «Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью». (слайды в презентации).

Остальные мероприятия продолжим осуществлять в течение года, уже тогда подведем итоги.

Вывод: таким образом, организуя проект и проведя перечень мероприятий по детскому туризму, смело можно сказать, что дети уже получили некоторый багаж знаний и умений, а также желание ходить в туристический поход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Поход в лес»

В процессе подготовки тематической недели «Как животные к зиме готовятся» и с целью приобщения детей  к здоровому образу жизни нами (группы № 13 и 16) был разработан проект «Поход в лес в поисках...

Программа методического объединения «Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель – развитие компетентности педагогов в области формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные"

Проект по формированию у детей  основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей старшего дошкольного возраста "Есть предметы разные: острые, опасные". В игровой форме, с помощью чте...

Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период....

Развлекательно- познавательный терренкур для детей старшего возраста "У похода есть начало"

В данном материале содержится разработка терренкура туристического направления. Дети в ходе путешествия повторяют правила работы с картой, компасом, вспоминают природные явления, диких животных, ядови...

Проект по туризму "Походу есть начало, а конца походу нет..."

Работы по проекту осуществляется под руководством инстукторов, родителей, воспитателей, муз.руководителя,соцпартнеров ДОУ...