Развлекательно- познавательный терренкур для детей старшего возраста "У похода есть начало"
план-конспект занятия

Выговская Вера Евгеньевна

В данном материале содержится разработка терренкура туристического направления. Дети в ходе путешествия повторяют правила работы с картой, компасом, вспоминают природные явления, диких животных, ядовитые и съедобные ягоды и грибы, так же на занятии происходит физическое развитие детей посредством преодоления полосы препятствий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлекательно- образовательный терренкур для детей подготовительной группы

«У похода есть начало».

Подготовила воспитатель

                                                     МБДОУ «ЦРР- детский сад № 172» г. Иваново

                                                     Выговская В.Е.

Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста основ  туристическо-спортивной деятельности.

Задачи:

  • Развивать двигательную активность.
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни.
  • Обучить навыкам самостоятельности и безопасности в природе.
  • Развивать и обогащать словарный запас: слова-предметы: турист, палатка, компас, рюкзак.
  • Развивать туристические навыки юных туристов: умение пользоваться топографическими знаками при «чтении» схематической карты.
  • Учить правилам поведения туристов во время похода.
  • Формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, развивать чувство  коллективизма.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование: карта территории детского сада, картинки с изображением природных явлений, картинки с изображением диких животных, ядовитых и съедобных грибов и ягод, галька, ракушки, цветные мелки, антибактериальные салфетки, аудиозаписи.

Ход проведения терренкура.

В.: Ребята, вы любите прогулки? А полезны ли прогулки и чем, если полезны? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам отправится на необычную прогулку- поход. Как называются люди, которые ходят в походы? (Туристы). Да и сегодня мы будем туристами, а чтобы нас было лучше видно в лесу, давайте повяжем цветные платки. Что помогает туристам в путешествии? (Карты). Да, правильно. И вот такую карту я сегодня нашла в приемной нашей группы. Давайте рассмотрим ее. Как вы думаете, что на ней изображено? (Прогулочные участки нашего сада). Правильно, ребята. Наш маршрут обозначен на карте синим цветом.

Ну что, отправляемся в путь? А что бы превратиться в настоящих туристов, сделаем небольшую веселую зарядку:

По дорожке ты шагай (шаг с высоким подъемом колена), ноги выше поднимай.

И галопом поскачи (боковой галоп), только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай (ходьба на носках, руки в стороны), свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке (прыжки на двух ногах).

Хороши пружинки – ножки (с продвижением вперед)

Дальше веселей шагай (шаг марша), маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке (подскоки с продвижением вперед) быстрые ребяток ножки.

        Ребята, а что обычно берет с собой в поход турист? Чтобы ответить, отгадайте загадку:

Ты идёшь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез.
Сам идти не хочет,
Он тяжёлый очень(Рюкзак).

        Правильно- это рюкзак. И сейчас я хочу проверить, знаете дли вы, что нужно туристу в походе- проведем веселую эстафету «Собери рюкзак».

Эстафета «Собери рюкзак»: дети делятся на две команды, первые игроки бегут, берут пустой рюкзак- отдают его следующему игроку, затем необходимо выбрать нужные вещи, убрать в рюкзак и передать следующему игроку. Выигрывает та команда, которая первая и правильно соберет рюкзак.

        Молодцы, все правильно собрали. Отправляемся по нашей тропе дальше. Но тропа непростая, а туристическая- проходит через болото, речку, пни.

Препятствие «Туристическая тропа»: пробежать по «кочкам», приставным шагом пройти по шнуру, проползти под арками.

        Все препятствия преодолены, можно отправляться на нашу первую станцию.

Первая станция - «Метеостанция».

В.: Вот и наша первая остановка «Метеостанция». Как вы думаете, для чего нужна метеостанция? (Для определения погоды). Посмотрите внимательно и назовите приборы для определения погоды, которые вы знаете:

Метеобудка, в которой есть барометр для определения давления воздуха и термометр, для определения температуры воздуха.

Флюгер для определения направления ветра.

Ветряной рукав для определения силы ветра.

Дождемер для определения выпавшего количества осадков.

В.: Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте загадки:

  • На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

  • Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

  • Без рук, без ног

Под окном стучится,

В избу просится. (Ветер)

  • Вот по небу мчится конь — из-под ног летит огонь,

Конь копытом бьёт могучим и раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит, что внизу земля дрожит. (Гром)

  • Летит огненная стрела,

     Никто ее не поймает (Молния).

В.: Молодцы, ребята! А как можно назвать радугу, туман, гром, грозу, ветер одним словом? (Природные явления). Правильно. И еще у меня есть для вас загадки:

  • На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина (Град)

  • Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт (Дождь)

  • Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт,

На всех садится,

Никого не боится (Снег)

  • Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются (Росой)

В.: А дождь, снег, росу, иней как можно назвать одним словом? (Осадки). А когда идут осадки, что есть на небе? (Тучи). Правильно, тучи. Давайте мы сейчас станцуем танец «Злую тучку наказали» (Дети танцуют танец по показу).

        Ребята, посмотрите, у нас здесь есть доска и мел. Давайте нарисуем на ней нашу сегодняшнюю погоду.

Молодцы! А сейчас посмотрим на нашу карту и посмотрим, куда мы отправимся дальше.

Вторая станция- «Лесная школа».

В.: Прежде, чем вы узнаете название станции, закройте глаза и послушайте звуки вокруг вас. (Включаются звуки леса). Что вы услышали? (Ответы детей). Где можно услышать все эти звуки? (В лесу). Да, правильно. И наша станция называется «Лесная школа». Давайте мы присядем на коврик у нашей ежиной семейки и вспомним правила поведения в лесу. Молодцы, знаете правила поведения в лесу. А сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Угадай по описанию»: я вам буду описывать животное, а вы должны догадаться, кто это:

-злой, голодный, серый (волк)

-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)

-маленький, колючий, серый (еж)

-маленькая, с пушистым хвостом и кисточками на ушках (белка)

-большой, добрый, с большими рогами (лось).

А сейчас попробуйте найти следы этих животных- надо взять картинку животного и найти картинку с его следом.

        В походе в лесу хочется есть. Давайте попробуем определить ядовитые и съедобные грибы и ягоды- одна команда выбирает ядовитые растения, другая- съедобные.

        Молодцы, справились со всеми заданиями и теперь можем отправляться на следующую станцию. Давайте посмотрим, куда нам надо двигаться. Я предлагаю допрыгать до 3 станции, как зайчики.

Третья станция - «Игры на асфальте».

В.: Посмотрите, что вы видите на асфальте? (Камушки, ракушки, цветные мелки). Сейчас мы все это будем превращать в летающих, ползающих, бегающих. В кого? (Насекомых). А каких насекомых вы знаете? Здорово! Вот сейчас с помощью мелков мы превратим камушки и ракушки в насекомых. (Дети выполняют задание. После выполнения рассказывают, кого они нарисовали).

        Какие красивые насекомые у вас получились! Давайте посмотрим, куда нам дальше двигаться и полетим туда, как бабочки. (Изображая бабочек, дети переходят к сосне).

Четвертая станция «У сосны».

        Ребята, как выдумаете почему мы оказались у сосны? Посмотрите внимательно на ее крону- с одной стороны веток больше, а с другой меньше. Ка вы думаете- почему? (С северной стороны солнца меньше, поэтому там и веток меньше). Может быть, вы еще назовете мне приметы, по которым можно определить, где север, а где юг? Но есть специальный прибор, с помощью которого можно точно определить часть света- это компас.

Практическое занятие с компасом.

Пятая станция- «Отдых».

В.: Вот мы и добрались до последней станции. А что делают в конце пути? (Отдыхают). Вот и мы сейчас с вами немного отдохнем и послушаем сказку В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» (Прослушивание аудиосказки).

Понравилась вам сказка, ребята? Давайте вспомним, с какого дерева был листик, на котором муравьишка улетел от муравейника? А кто помогал герою добраться домой? Муравьишку можно назвать туристом?

Рефлексия.

В.: Вот и подошел к концу наш поход. Вам он понравился? Что вы узнали? Полезна ли эта увлекательная прогулка для нашего здоровья? Почему? (Ответы детей). Впереди нас ждёт много увлекательных путешествий, полезных для здоровья. А сейчас нам пора в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-познавательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Праздник чая"

Данный сценарий является одним из мероприятий перспективного плана по воспитанию детей 5-7 лет. Материал сценария может оказать методическую помощь воспитателям, музыкальным руководителям.Задачи...

Презентация проекта "У похода есть начало" для детей старшего дошкольного возраста

В презентации данного  проекта  подробно показана работа всех участгников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей....

Осенний досуг "У похода есть начало"

Осенний музыкальный досуг "У похода есть начало..." для детей старшей группы (5-6 лет)...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Много есть городов..."

В этом занятии детям будет рассказано о что такое флаг, что такое гимн, что такое герб, объяснить символику герба города Южноуральска. Целью этого занятия является уточнение знаний детей о родном...

«У похода есть начало…» - сценарий для старшего возраста

 Экологический поход поспособствовал развитию познавательно-исследовательского интереса, чувства юмора, воображения, смекалки, умения самостоятельно находить решения в созданных проблемных...

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию конспект образовательной ситуации с детьми старшего возраста. Этот материал был представлен на районной неделе профессионального роста. При составлении к...

Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период....