Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию конспект образовательной ситуации с детьми старшего возраста. Этот материал был представлен на районной неделе профессионального роста. При составлении конспекта учитывала требования ФОП и ФГОС. В ходе образовательной ситуации детям даётся выбор деятельности: на какой тренировочной площадке они будут проходить обучение. После рефлексии свои приобретённые знания и умения дети применили в сюжетно - ролевой игре "Привал для туристов".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»
Гросс Эльвира Николаевна
воспитатель
высшая квалификационная категория
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста простейших туристических навыков через организацию детско-взрослой деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать основы здорового образа жизни, интерес к туризму.
- Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков: ориентирование по топографической карте, завязывание туристических узлов, очищение грязной воды.
- Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно – исследовательской деятельности.
- Создать атмосферу похода, через положительные эмоции.
Развивающие:
- Развивать навык познавательно - исследовательской деятельности.
- Развивать сообразительность, воображение, память, наблюдательность.
- Развивать познавательную активность, мыслительные операции: способность устанавливать причинно–следственные связи, сравнение, обобщение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательность, умение договариваться.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, желание беречь её.
Активизация словаря: защитники природы, эколог (эколята), туристический поход, рюкзак, палатка, котелок, топографическая карта, карта – схема, символ, тренировка, узел, фиксация.
Ожидаемые результаты:
- расширяются знания детей о туризме, закрепляются правила соблюдения безопасности в туристическом походе;
- формируются умения, необходимые в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться картой);
- расширяются знания о представителях растительного мира родного края;
- овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности;
- способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;
- дети учатся бережно относиться к своему здоровью.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Используемые технологии:
Поисково-исследовательская технология:
- экспериментирование – опыт с водой;
Личностно-ориентированная технология:
- индивидуальный подход к детям
Игровая технология:
- погружение детей в воображаемую ситуацию
Здоровьесберегающая технология:
- Элементы тимбилдинга.
Материалы: карточки со схемами, символами, условными знаками; топографическая карта; материал для создания макета местности (строительный материал, цветная бумага, макеты деревьев и кустов, мох, ножницы, клей); верёвки разной длины, толщины и цвета; ёмкость с грязной водой; воронка (4 штуки); пластмассовые стаканы; материал для фильтрации грязной воды: вата, разной плотности ткань, куски марли; пластмассовые ложки, мерные стаканы; таблица для фиксации результата, цветные карандаши; клеёнка, фартуки; полифункциональный материал для сюжетно - ролевой игры «Привал для туриста».
Оборудование: столы для тренировочных площадок, мольберт.
Предварительная работа: беседы «Кто такие туристы», «Эколята – юные защитники природы»; игры-эксперименты с водой; сюжетно – ролевая игра «Путешествие в лес», «Мы – туристы», «Соберись в поход»; знакомство детей с разными видами карт – топографическая, физическая; рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций о туристах; развивающая игра «Узлы»; дидактическая игра «Веселые шнуровки» «Что берем в поход», «Можно-нельзя», «Завяжи узелки»; чтение художественной литературы: «Веселый турист» С. Михалков, «Лягушка - путешественница» В. Гаршин.
Виды детской деятельности: игровая, исследовательская, познавательная, коммуникативная.
Формы совместной образовательной деятельности:
- Продуктивная;
- Поисково-исследовательская;
- Экспериментирование.
Способы организации совместной образовательной деятельности: фронтальная.
Количество детей: 12 детей.
Ход совместной образовательной ситуации
Дети в свободной самостоятельной деятельности
Воспитатель: Подходи ко мне дружок
И садись скорей в кружок
К нам с улыбкой подходи
Место в круге ты займи.
Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и уютно. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Ребята, мы с вами в прошлом году вступили в ряды защитников природы – Эколята. Как вы помните, мы выбрали с вами свой символ – зелёные косынки, цвет которых символизирует защиту природы.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычный день. В нашей группе пройдет интересное мероприятие по теме «Туристический поход». Кто из вас знает, что такое туристический поход? (Ответы детей).
Воспитатель: Экологический туристический поход даёт возможность туристам получать знания о родном крае, о богатстве природы. Как вы думаете, каким должен быть турист? (Ответы детей).
Воспитатель: Быть туристом – это значит быть здоровым, активным, более выносливым и физически крепким, учиться преодолевать трудности.
А вот преданные своему делу туристы говорят: «У похода есть начало, а конца походу нет», как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Спасибо, я услышала много интересных предположений и я с уверенностью могу сказать, что сегодня после нашего мероприятия каждый из вас сможет найти СВОЙ ответ на поставленный вопрос.
Для того чтобы поход прошел удачно, туристы должны многое уметь и знать. Поэтому я вам предлагаю пройти обучение на наших тренировочных площадках. Сейчас я вас с ними познакомлю. Давайте поднимемся с наших ковриков и подойдём ближе к тренировочным площадкам.
Дети поднимаются с ковриков и встают полукругом около тренировочных площадок.
Идет презентация
Воспитатель: Для вас организованы 3 площадки, на которых вы сможете многому научиться и продемонстрировать свои освоенные умения. Каждая площадка обозначена определённым цветом и имеет своё название.
Воспитатель с детьми подходят к первой тренировочной площадке «Топографическая карта».
Площадка зеленого цвета называется «Топографическая карта».
На этой площадке можно научиться читать топографические карты местности. Умение читать карту в походе очень важно. Благодаря карте туристы ориентируются на местности, а также находят место для ночлега.
Ребята, обратите внимание на символ площадки, сколько человек одновременно могут пройти здесь обучение?
Воспитатель с детьми подходят ко 2 тренировочной площадке «Туристические узлы».
Площадка оранжевого цвета называется «Туристические узлы».
На этой площадке можно научиться завязывать узлы. В турпоходе без умения вязать узлы не обойтись. Иногда нужно связать концы верёвок для сцепки, привязать лодку. Узлы применяются для преодоления препятствий или, когда необходимо хорошо зафиксировать и подвесить рюкзак с продуктами на ветку дерева в ночное время, чтобы не попортили дикие животные.
Ребята, также обратите внимание на символ площадки, сколько человек здесь вместе могут пройти обучение?
Идём дальше, подходим к площадке «Школа выживания».
Площадка синего цвета – «Школа выживания» (центр экспериментирования)
В походе может случится так, что закончиться чистая вода, а туристу без воды никак не выжить. На этой площадке вам предстоит научится очищать воду. Это умение туристам очень пригодиться, согласны?
Дети, сколько человек могут пройти здесь тренировку? (Ответы детей).
Воспитатель: Тренировка – это серьёзное дело, где должна быть дисциплина и соблюдение определенных правил. Сейчас я вам их озвучу:
Правила поведения
• В общении будь вежливым. Не отнимай атрибуты, материал.
• Если взял предмет – положи его на место, когда уходишь.
• Помогай товарищу, когда он обращается к тебе за помощью.
• Разговаривать надо спокойно, по группе не бегать.
• Когда услышишь первый сигнал свистка, заканчивай начатое дело до конца.
• По второму сигналу возвращайся на ковер для рефлексивного круга.
• На каждой площадке может находиться только определённое количество человек.
Воспитатель: Ребята, а если всё-таки кто-то нарушит правила? Давайте с вами решим, что мы будем делать?
Дети предлагают варианты дисциплинарных взысканий.
Воспитатель: Надеюсь, у нас не будет нарушителей, и все вы будете соблюдать принятые нами правила.
Воспитатель: Юные Эколята, вы готовы пройти обучение на наших тренировочных площадках? (Ответы детей). Ну тогда выбирайте себе тренировочную площадку, где вы будете проходить обучение. Я вам ещё раз хочу напомнить, что на площадке может находиться только определённое количество людей, а сколько смотрите на символы площадок.
Дети по своему выбору распределяются по тренировочным площадкам. Самостоятельно берут материал, смотрят схемы, способом проб и ошибок приходят к результату.
Воспитатель обходит центры, озвучивает задания, которые дети должны будут выполнить, освоив разные умения. Наблюдает за детьми, если требуется помощь, подсказывает, направляет.
Задание для площадки «Топографическая карта»:
Воспитатель: Вначале ознакомьтесь со всеми знаками и найдите их на карте.
Задание для площадки «Туристические узлы»:
Воспитатель: Каждому туристу важно знать, как вяжется тот или иной узел. А учиться завязывать их вы будете по схеме (показываю схемы), изучайте схемы и попробуйте связать узел.
Задание для площадки «Школа выживания»
Воспитатель: Вам надо выяснить, с помощью какого материала лучше очистится грязная вода. Изучайте материал, из какого материала лучше сделать фильтр для очистки воды. Не забудьте завязать фартуки.
Дети изучают материал, знакомятся. Воспитатель по очереди подходит к детям на площадках и уточняет задания.
Воспитатель: Ознакомились с условными знаками? А теперь по схеме карты надо будет создать макет этой местности. Материал для макета вы найдёте в этой коробке (показываю коробку), приступайте.
После тренировки вам необходимо будет с помощью узла подвесить этот рюкзак с продуктами к палке, удачи!
Вам после того, как выясните, с помощью какого материала лучше очистится грязная вода, свои выводы надо будет зафиксировать в этой таблице, приступайте.
Рефлексия.
Воспитатель подаёт первый сигнал, предупреждающий, что надо заканчивать начатое дело, через две минуты вторым сигналом сообщает детям, что время тренировки закончилось.
Воспитатель: Ребята, закончилось время, которое было отведено на тренировку. Берите свои результаты работы и подходите в круг.
Дети подходят с результатами и садятся в круг.
Воспитатель: Вы прошли обучение на наших тренировочных площадках, поделитесь своими впечатлениями: (чем интересным и полезным вы занимались, расскажите, чему научились, у кого какие трудности возникли при выполнении заданий, обращался ли к вам кто-нибудь за помощью, помогали ли вы своим товарищам) – (если затрудняются ответить).
Дети проводят рефлексию своей деятельности.
Воспитатель: Хорошо, а теперь я попрошу вас представить свои результаты.
Дети представляют выполненные задания.
Воспитатель: Ребята, так почему же опытные туристы говорят, что «У похода есть начало, а конца походу нет», как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?
Ответы детей.
Воспитатель: У меня тоже есть свой ответ на этот вопрос. Я думаю, однажды побывав в походе, ещё и ещё раз захочется пойти в поход за новыми впечатлениями, знаниями. Каждый поход дарит туристу радость, хорошее настроение, общение с друзьями, укрепляет здоровье.
Воспитатель: Юные Эколята, вы на наших тренировочных площадках многому научились, и как начинающие туристы можете идти в поход.
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я вам прямо сейчас предлагаю организовать привал для туристов. Весь необходимый материал вы найдёте вот в этом сундуке.
Далее организовывается сюжетно-ролевая игра «Привал туристов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»
Задачи1. Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема «О правах - играя» старшая группа (5-6 лет)
Материал полезен для воспитателей ДОУ....
Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа
Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности в летний период....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как хорошо, что есть права»
Цель: Обобщение знаний детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: 1.Закреплять знания детей о некоторых правах (право на жизнь, право на имя, право на отдых, право на образование, право ...
Проект по туризму "Походу есть начало, а конца походу нет..."
Работы по проекту осуществляется под руководством инстукторов, родителей, воспитателей, муз.руководителя,соцпартнеров ДОУ...
Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму для детей старшего дошкольного возраста «Походу есть начало, а конца походу нет»
Доклад по проекту на городском методическом объединении по походному туризму...
