Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гросс Эльвира Николаевна

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию конспект образовательной ситуации с детьми старшего возраста. Этот материал был представлен на районной неделе профессионального роста. При составлении конспекта учитывала требования ФОП и ФГОС. В ходе образовательной ситуации детям даётся выбор деятельности: на какой тренировочной площадке они будут проходить обучение. После рефлексии свои приобретённые знания и умения дети применили в сюжетно - ролевой игре "Привал для туристов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_u_pohoda_est_nachalo_a_kontsa_pohodu_net.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «У похода есть начало, а конца походу нет!»

  Гросс Эльвира Николаевна

воспитатель

 высшая квалификационная категория

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста простейших туристических навыков через организацию детско-взрослой деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать основы здорового образа жизни, интерес к туризму.
  2. Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков: ориентирование по топографической карте, завязывание туристических узлов, очищение грязной воды.
  3. Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно – исследовательской деятельности.
  4. Создать атмосферу похода, через положительные эмоции.

Развивающие:

  1. Развивать навык познавательно - исследовательской деятельности.
  2. Развивать сообразительность, воображение, память, наблюдательность.
  3. Развивать познавательную активность, мыслительные операции: способность устанавливать причинно–следственные связи, сравнение, обобщение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательность, умение договариваться.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, желание беречь её.

Активизация словаря: защитники природы, эколог (эколята), туристический поход, рюкзак, палатка, котелок, топографическая карта, карта – схема, символ, тренировка, узел, фиксация.

Ожидаемые результаты:

- расширяются знания детей о туризме, закрепляются правила соблюдения безопасности в туристическом походе;

- формируются умения, необходимые в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться картой);

- расширяются знания о представителях растительного мира родного края;

- овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности;

- способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;

- дети учатся бережно относиться к своему здоровью.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Используемые технологии:

Поисково-исследовательская технология:

  • экспериментирование – опыт с водой;

Личностно-ориентированная технология:

  • индивидуальный подход к детям

Игровая технология:

  • погружение детей в воображаемую ситуацию

Здоровьесберегающая технология:

  • Элементы тимбилдинга.

Материалы: карточки со схемами, символами, условными знаками; топографическая карта; материал для создания макета местности (строительный материал, цветная бумага, макеты деревьев и кустов, мох, ножницы, клей); верёвки разной длины, толщины и цвета; ёмкость с грязной водой; воронка (4 штуки); пластмассовые стаканы; материал для фильтрации грязной воды: вата, разной плотности ткань, куски марли; пластмассовые ложки, мерные стаканы; таблица для фиксации результата, цветные карандаши; клеёнка, фартуки; полифункциональный материал для сюжетно - ролевой игры «Привал для туриста».

Оборудование: столы для тренировочных площадок, мольберт.

Предварительная работа: беседы «Кто такие туристы», «Эколята – юные защитники природы»; игры-эксперименты с водой; сюжетно – ролевая игра «Путешествие в лес», «Мы – туристы», «Соберись в поход»; знакомство детей с разными видами карт – топографическая, физическая; рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций о туристах; развивающая игра «Узлы»; дидактическая игра «Веселые шнуровки» «Что берем в поход», «Можно-нельзя», «Завяжи узелки»; чтение художественной литературы: «Веселый турист» С. Михалков, «Лягушка - путешественница» В. Гаршин.

Виды детской деятельности: игровая, исследовательская, познавательная, коммуникативная.

Формы совместной образовательной деятельности: 

  • Продуктивная;
  • Поисково-исследовательская;
  • Экспериментирование.

Способы организации совместной образовательной деятельности: фронтальная.  

Количество детей: 12 детей.

Ход совместной образовательной ситуации

Дети в свободной самостоятельной деятельности 

Воспитатель: Подходи ко мне дружок

                         И садись скорей в кружок

                         К нам с улыбкой подходи

                         Место в круге ты займи.

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и уютно. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

          С добрым утром! С новым днём!

          С новым солнцем за окном!

          Утро доброе встречай!

          День хороший начинай!

Воспитатель: Ребята, мы с вами в прошлом году вступили в ряды защитников природы – Эколята. Как вы помните, мы выбрали с вами свой символ – зелёные косынки, цвет которых символизирует защиту природы.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычный день. В нашей группе пройдет интересное мероприятие по теме «Туристический поход». Кто из вас знает, что такое туристический поход? (Ответы детей).

Воспитатель: Экологический туристический поход даёт возможность туристам получать знания о родном крае, о богатстве природы. Как вы думаете, каким должен быть турист? (Ответы детей).

Воспитатель: Быть туристом – это значит быть здоровым, активным, более выносливым и физически крепким, учиться преодолевать трудности.

А вот преданные своему делу туристы говорят: «У похода есть начало, а конца походу нет», как вы думаете почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Спасибо, я услышала много интересных предположений и я с уверенностью могу сказать, что сегодня после нашего мероприятия каждый из вас сможет найти СВОЙ ответ на поставленный вопрос.

Для того чтобы поход прошел удачно, туристы должны многое уметь и знать. Поэтому я вам предлагаю пройти обучение на наших тренировочных площадках. Сейчас я вас с ними познакомлю. Давайте поднимемся с наших ковриков и подойдём ближе к тренировочным площадкам.

Дети поднимаются с ковриков и встают полукругом около тренировочных площадок.

Идет презентация

Воспитатель: Для вас организованы 3 площадки, на которых вы сможете многому научиться и продемонстрировать свои освоенные умения. Каждая площадка обозначена определённым цветом и имеет своё название.

Воспитатель с детьми подходят к первой тренировочной площадке «Топографическая карта».

Площадка зеленого цвета называется «Топографическая карта».

На этой площадке можно научиться читать топографические карты местности. Умение читать карту в походе очень важно. Благодаря карте туристы ориентируются на местности, а также находят место для ночлега.

Ребята, обратите внимание на символ площадки, сколько человек одновременно могут пройти здесь обучение?

Воспитатель с детьми подходят ко 2 тренировочной площадке «Туристические узлы».

Площадка оранжевого цвета называется «Туристические узлы».

На этой площадке можно научиться завязывать узлы. В турпоходе без умения вязать узлы не обойтись. Иногда нужно связать концы верёвок для сцепки, привязать лодку. Узлы применяются для преодоления препятствий или, когда необходимо хорошо зафиксировать и подвесить рюкзак с продуктами на ветку дерева в ночное время, чтобы не попортили дикие животные.

Ребята, также обратите внимание на символ площадки, сколько человек здесь вместе могут пройти обучение?

Идём дальше, подходим к площадке «Школа выживания».

Площадка синего цвета – «Школа выживания» (центр экспериментирования)

В походе может случится так, что закончиться чистая вода, а туристу без воды никак не выжить. На этой площадке вам предстоит научится очищать воду. Это умение туристам очень пригодиться, согласны?

Дети, сколько человек могут пройти здесь тренировку? (Ответы детей).

Воспитатель: Тренировка – это серьёзное дело, где должна быть дисциплина и соблюдение определенных правил.  Сейчас я вам их озвучу:

Правила поведения

• В общении будь вежливым. Не отнимай атрибуты, материал.

• Если взял предмет – положи его на место, когда уходишь.

• Помогай товарищу, когда он обращается к тебе за помощью.

• Разговаривать надо спокойно, по группе не бегать.

• Когда услышишь первый сигнал свистка, заканчивай начатое дело до конца.

• По второму сигналу возвращайся на ковер для рефлексивного круга.

• На каждой площадке может находиться только определённое количество человек.

Воспитатель: Ребята, а если всё-таки кто-то нарушит правила? Давайте с вами решим, что мы будем делать?

Дети предлагают варианты дисциплинарных взысканий.

Воспитатель: Надеюсь, у нас не будет нарушителей, и все вы будете соблюдать принятые нами правила.

Воспитатель: Юные Эколята, вы готовы пройти обучение на наших тренировочных площадках? (Ответы детей). Ну тогда выбирайте себе тренировочную площадку, где вы будете проходить обучение. Я вам ещё раз хочу напомнить, что на площадке может находиться только определённое количество людей, а сколько смотрите на символы площадок.

Дети по своему выбору распределяются по тренировочным площадкам. Самостоятельно берут материал, смотрят схемы, способом проб и ошибок приходят к результату.

Воспитатель обходит центры, озвучивает задания, которые дети должны будут выполнить, освоив разные умения. Наблюдает за детьми, если требуется помощь, подсказывает, направляет. 

Задание для площадки «Топографическая карта»:

Воспитатель: Вначале ознакомьтесь со всеми знаками и найдите их на карте.

Задание для площадки «Туристические узлы»:

Воспитатель: Каждому туристу важно знать, как вяжется тот или иной узел. А учиться завязывать их вы будете по схеме (показываю схемы), изучайте схемы и попробуйте связать узел.

Задание для площадки «Школа выживания»

Воспитатель: Вам надо выяснить, с помощью какого материала лучше очистится грязная вода. Изучайте материал, из какого материала лучше сделать фильтр для очистки воды. Не забудьте завязать фартуки.

Дети изучают материал, знакомятся. Воспитатель по очереди подходит к детям на площадках и уточняет задания.

Воспитатель: Ознакомились с условными знаками? А теперь по схеме карты надо будет создать макет этой местности. Материал для макета вы найдёте в этой коробке (показываю коробку), приступайте.

После тренировки вам необходимо будет с помощью узла подвесить этот рюкзак с продуктами к палке, удачи!

Вам после того, как выясните, с помощью какого материала лучше очистится грязная вода, свои выводы надо будет зафиксировать в этой таблице, приступайте.

Рефлексия.

Воспитатель подаёт первый сигнал, предупреждающий, что надо заканчивать начатое дело, через две минуты вторым сигналом сообщает детям, что время тренировки закончилось.

Воспитатель: Ребята, закончилось время, которое было отведено на тренировку. Берите свои результаты работы и подходите в круг. 

Дети подходят с результатами и садятся в круг.

Воспитатель: Вы прошли обучение на наших тренировочных площадках, поделитесь своими впечатлениями: (чем интересным и полезным вы занимались, расскажите, чему научились, у кого какие трудности возникли при выполнении заданий, обращался ли к вам кто-нибудь за помощью, помогали ли вы своим товарищам) – (если затрудняются ответить).

Дети проводят рефлексию своей деятельности.

Воспитатель: Хорошо, а теперь я попрошу вас представить свои результаты.

Дети представляют выполненные задания.

Воспитатель: Ребята, так почему же опытные туристы говорят, что «У похода есть начало, а конца походу нет», как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня тоже есть свой ответ на этот вопрос. Я думаю, однажды побывав в походе, ещё и ещё раз захочется пойти в поход за новыми впечатлениями, знаниями. Каждый поход дарит туристу радость, хорошее настроение, общение с друзьями, укрепляет здоровье.

Воспитатель: Юные Эколята, вы на наших тренировочных площадках многому научились, и как начинающие туристы можете идти в поход.

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я вам прямо сейчас предлагаю организовать привал для туристов. Весь необходимый материал вы найдёте вот в этом сундуке.

Далее организовывается сюжетно-ролевая игра «Привал туристов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи1.         Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи1.         Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Витамины нам нужны, витамины все важны»

Задачи  Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в к...

Летний образовательный проект "У похода есть начало, а конца походу нет", старшая группа

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как хорошо, что есть права»

Цель: Обобщение знаний детей о гражданских правах. Задачи: Образовательные: 1.Закреплять знания детей о некоторых правах (право на жизнь, право на имя, право на отдых, право на образование, право ...