Проект «Метеостанция»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Жукова Людмила Владимировна

Проект «Метеостанция»

 

Цель: Создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать понимание взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;

- способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;

- познакомить с приборами-помощниками, используемые для определения состояния погоды и прогнозирования;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, желание применять полученные знания на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 46 с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей»

Проект «Метеостанция»

СТАРШАЯ ГРУППА «ПОЧЕМУЧКИ»

 ПОДГОТОВИЛ:

ЖУКОВА Л.В.

г. Ачинск 2023 г

Актуальность

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, мы увидела, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.

Решив стать метеорологами, мы организовали экскурсию на метеорологическую станцию, на которой познакомились с приборами для измерения погодных условий. Организовали наблюдения за живыми барометрами, которыми служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.   

Цель: Создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить с профессией метеоролога;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать понимание взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;

- способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;

- познакомить с приборами-помощниками, используемые для определения состояния погоды и прогнозирования;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, желание применять полученные знания на практике.

Предполагаемый результат:

дети имеют элементарные представления о погоде, о способах наблюдения за ней и прогнозировании.

Содержание проекта

Срок реализации: краткосрочный, с 22.05.23 по 26.05.23г

Состав участников: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образов. деятельн-ть

Опыт: «Пар-это вода»

Опыт «Как работает термометр»

Экскурсия на метеостанцию

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение за ветром

Наблюдение за осадками

Наблюдение за облаками

Измеряем направление ветра при помощи флюгера

Наблюдение за сезонными изменениями

3

Рассказывание

Беседа о видах облаков

Беседа для чего нужны метеостанции

Разгадывание загадок природных явлениях

Беседа как составляют прогноз погоды

4

ЧХЛ

Чтение пословиц

Приметы о погоде

Чтение загадок

5

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Игра «Когда это бывает»

Игра-ситуация «Как нужно обращаться»

6

Творческая деятел-ть

Чтение загадок

Чтение пословиц

Рисование

Рисование

метеостанция

 Рисование «Какое природное явление меня удивляет?» 

Работа с родителями

Анкетирование «Отношение родителей к процессу экологического воспитания детей»

     

Оформление уголка «Всякая погода благодать»

 


Приложение

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

___

___

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высоки

• Средний

• Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да

• Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___

___

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___

Благодарим Вас за участие!

Загадки про природные явления для детей с ответами

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

 

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Облако)

 

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

 

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака)

 

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облако)

 

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облако)

 

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

 

Скачут по дорожке

Белые горошки. (Град)

 

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица

Ни красная девица. (Град)

 

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Ира —

У неё теперь ангина. (Град)

 

Без рук, без ног,

А окно выбивает. (Град)

 

Говорю я брату:

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеётся брат, -

Твой горох ведь это... (Град)

 

Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

 

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

 

В белом бархате деревня

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат отпадет. (Туман)

 

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

 

Сперва — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск. (Гроза)

 

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

 

Басовитый и серьёзный,

У него характер крут:

Заворчитон очень грозно —

Все тотчас же убегут! (Гром)

 

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит,

Никому не понять

И мудрецам не узнать. (Гром)

 

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А спутницу мою

Всяк может видеть,

Но никто не слышит. (Гром, молния)

 

Летит огненная стрела,

Никто её не поймает. (Молния)

 

Ни огня, ни жару не имею,

А всё сжигаю. (Молния)

 

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

 

Живёт без тела,

Языка не имеет,

А всем ответит. (Эхо)

 

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

 

Вот какой обжора есть:

Всё на свете может съесть.

А когда воды попьёт —

Обязательно уснет. (Огонь)

 

Отец горяч и красен,

Бывает он опасен,

А сын взовьётся птицей —

К отцу не возвратится. (Огонь, дым)

 

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет —

Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)

 

Слышать слышу,

А видеть не вижу.

Обо всём расскажу,

Ничего не покажу. (Эхо)

 

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

 

Вечером наземь слетает,

Ночью на земле пребывает,

А утром опять улетает. (Роса)

Пословицы и поговорки

Солнце, месяц.

  •  Что мне золото, светило бы солнышко.
  • Солнце встанет, так и утро настанет.
  • Красно солнышко на белом свете черную землю греет.
  • Нельзя солнышку дважды в сутки землю обходить.
  • И сокол выше солнца не летает.
  • Не всегда же ненастье, проглянет и красно солнышко.
  • Худо лето, когда солнца нету.
  • От солнца бегать, света не видать.
  • Куда ни иди, везде одно и то же солнце светит.
  • На солнышко во все глаза не взглянешь.
  • Не заслонишь солнце рукавицей, не убьёшь молодца небылицей.
  • Мешком солнца не поймаешь.
  • Солнце сияет, а месяц светит.
  • Месяц - серебро, а красно солнышко - золото.
  • Взойдет красно солнышко, прощай светел месяц.
  • Хорош и лунный свет, когда солнца на небе нет.
  • Не светит свеча против солнечного луча.
  • Луна взошла - солнцу отдых.
  • Даже самая высокая гора и та не заслонит солнце.

          Мороз, ветер.

  • Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Два друга - мороз и вьюга.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • В рукавицу ветра не изловишь.
  • Против ветру не надуешься.
  • Весенние ветры приносят летние дожди.

        Снег, дождь, роса.

  •  Хороший снежок урожай сбережет.
  • Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
  • Первая порошка - не санный путь.
  • Как не мойся, делей снега не будешь.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Даст небо дождь, а земля - рожь.
  • Первый весенний дождь корешки обмоет.
  • Утренний дождь не долог.
  • Будет дождичек, будут и грибки.
  • По капле дождь, а дождь реки моет, реками море стоит.
  • Рыбаку дождь не помеха.
  • Роса мочит по зорям, а дожль по порам.
  • Как роса упадет, так и след пропадет.
  • Коси, коса, пока роса; роса долой - и ты домой.
  • Без росы и трава не растет.
  • Каждая травинка имеет росинку.

          Гроза, туча.
Не та гроза страшна, которая прошла.

  • И гроза не про всякого грозна.
  • Не бойся гроз - бойся слез.
  • Туча летуча, а дождь бегун.
  • Не все тучи с собой дождь несут.
  • Как не гремит гром - а все замолчит.

Приметы про плохую погоду

Лучше всего о возможном дожде скажут полезные насекомые:

  • пчелы собираются в небольшой рой и летают над ульем;
  • муравьи заползают в муравейник и закрывают входы;
  • светлячки перестают светиться;
  • стрекозы летают беспорядочно.

По поведению некоторых растений можно предсказать дождь:

  • ипомея начинает сворачивать лепестки;
  • календула, наоборот, разворачивает венчики;
  • цветущие деревья начинают сильно пахнуть;
  • лопух выпускает свои шипы.

Приметы, связанные с изменениями природы:

  • на поверхности воды равномерно обосновался плотный туман – будет дождь, а если туман легкий – день будет теплый;
  • ночью лягушки очень громко квакают – завтрашний день будет солнечным и теплым;
  • божья коровка села на руку и долго не улетает, погода измениться не в лучшую сторону, а если она улетела быстро – погода будет ясной.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования

в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метеостанция в детском саду"

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Проект «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ».

        Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находит...

проект Метеостанция

проект Метеостанция...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Проект " Метеостанция в детском саду"...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...

Проект "Метеостанция"

Данный прект был представлен в рамках муниципального конкурса проектов молодых специалистов в системе образования г.Канска  «Молодой учитель – новой школе - 2018»...