Педагогический проект для детей старшей группы "Моя Родина - Россия"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Екатерина Викторовна

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой нашего национального характера.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Чувство Родины … оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: мамам, папам, бабушкам, дедушкам, младшим братьям и сестрам. Чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Актуальность настоящего проекта определяется необходимостью расширять знания детей об основных государственных символах нашей страны (герб, флаг, гимн), об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Родина для человека — это самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью» - писал В. А. Сухомлинский.

Патриотизм – это чувство любви к своей стране, к своей Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если мы, взрослые сами не будем восторгаться своей страной.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. Для этой цели в нашей группе был разработан и реализован проект «Моя Родина - Россия».

Цель:

Формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России, народам, проживающим на территории нашей страны.

Задачи (по образовательным областям:

1. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

2. Формировать умение создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации.

3. Развивать двигательные, ритмические способности и умения создавать образ в движении, танцах.

4. Способствовать развитию связной речи, посредством заучивания стихотворений, песен по теме проекта.

5. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети получили представления о географической карте России, познакомились с названиями городов, реками, животными, обитающими в разных регионах нашей страны.
  2. Дети получили достаточный объём знаний по теме проекта, приобрели практические навыки по выполнению аппликации одного из государственных символов нашей станы – флага России, одного из символов русской народной культуры – самовара (при помощи техники пластилинографии), выполнили рисунок русской избы и разных видов животных (бурый медведь, рысь и др.) при помощи кисти и акварели, выполнили аппликацию «Синичка» при помощи цветной бумаги и клея.
  3. Благодаря активному совместному участию педагогов и родителей дети познакомились с гимном Российской Федерации, выучили стихотворения про Россию.
  4. Родители помогают получить знания, показывают личную заинтересованность в ознакомлении детьми в особенностях русского национального костюма, традиционных русских головных уборов и национальных головных уборов других народ (этносов), проживающих в нашей многонациональной России.

Продукты творческого проекта:

  1. Аппликация «Флаг Российской Федерации».
  2. Коллективная работа «Русская береза».

3. Рисунок «Русский каравай».

4. Рисунок «Русская изба».

5. Аппликация «Русский самовар».

6. Аппликация «Синичка».

Итоговое мероприятие (итоговый продукт творческого проекта):

Показ детьми традиционных нарядов и головных уборов разных народов, исторически проживающих на территории нашей страны сопровождающийся кратким рассказом (индивидуальная или работа в малых группах).

Аннотация проекта

В основу данного проекта положены следующие педагогические идеи и принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Создание мотивации у детей и их родителей на совместную деятельность по реализации творческого проекта

2.

Практический этап

Организация и проведение мероприятий, способствующих созданию продуктов творческого проекта

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов, анализ результатов совместной деятельности педагога с детьми и их родителями в рамках творческого проекта

4.

Заключительный этап. Презентация проекта

Представление результатов совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по проекту «Моя Родина – Россия»

План мероприятий по реализации проекта

1 этап: Подготовительно-проектировочный

- Определение уровня знаний детей.

Цель (для педагога): выявление знаний у детей о нашей родине, ее географических границах, национальных традиция и обычаях народов России.

- Сбор информации по данной теме.

- Составление плана работы над проектом.

2 этап: Практический этап

периоды

Направление

Тема мероприятия / Форма проведения

1 неделя

«Познавательное развитие»

Беседа на тему «Моя Родина – Россия»: государственные символы России: герб, флаг, гимн.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование первичных представлений о величественности нашей страны, ее географических границах при помощи рассматривания географической карты России; знакомство с изображениями животных, обитающих в разных регионах России, представленных на карте России для детей.

«Речевое развитие»

Чтение стихотворений о Родине:

- «Что мы Родиной зовем?» (В. Степанов)

- «Какая наша Родина?» (В. Боков)

- «Мой родной район» (А. Сметанин)

- «Лучшая на свете» (Н. Забила)

- «Родина» (Ю. Друнина)

Заучивание стихотворения «Родина» (Т. Бокова)

Чтение гимна Российской Федерации.

Дидактическая игра «Кто живет с нами рядом».

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «Салки», «Горелки», «Гуси-лебеди».

«Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация «Флаг Российской федерации». Рисунок «Русская береза» (коллективная работа). Слушание гимна Российской Федерации.

2 неделя

«Познавательное развитие»

Дидактические игры: «Узнайте животного по описанию», «Кто так кричит?», «Дикие животные и их детеныши», «Кто у кого?», «Кто, где живет?», «Кто что любит?», «Подбери словечко», «Назови ласково», «Один – много», «Чей хвост?», «Наоборот».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: «Животные России», «Птицы России: лебедь, синичка, снегирь и другие», «Символы русской народной культуры: каравай, самовар, русская баня, русская изба, русская береза, кокошник»

«Речевое развитие»

Чтение художественной литературы (русские народные сказки): «Лиса и волк», «Каша из топора», «Крошечка-Хаврошечка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Заяц-хваста», «По щучьему велению».

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди, Кошки-мышки»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисунок «Каравай», «Русская изба», аппликация «Русский самовар».

3 неделя

«Познавательное развитие»

Беседа «Россия – самая большая страна мира», «Город Москва – столица нашей Родины», «Санкт-Петербург – мой родной город». Дидактические игры: «Праздники России». Творческая дидактическая игра про города России (Москва, Санкт-Петербург, Казань) «Найди достопримечательности городов России».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Почему не надо ссориться», «Что такое дружба?», «Кто такие друзья?»

«Речевое развитие»

Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Где обедал воробей», басня «Лебедь, щука и рак», «царевна-лягушка», «Жар-птица и Василиса -царевна».

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «Переправа через болото», «Горячий картофель», «Попади в шляпу», «Утки и гуси»

«Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация «Синичка». Рисунок «Животные России».

4 неделя

«Познавательное развитие»

Творческая дидактическая игра про города России (Калининград, Новосибирск, Красноярск, Владивосток) «Найди достопримечательности городов России».

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: «Русский народный костюм», «Кокошник – русский головной убор», «Головные уборы народов России: казачья кубанка, грузинская папаха, турецкая феска, узбекская (таджикская), казахская тюбетейка. Юрта – жилище бурят и казахов.

«Речевое развитие»

Чтение художественной литературы: «Бедняк и судья» (карельская сказка), «Брат, сестра и заколдованный юноша» (удэгейская сказка), «Волшебный сад» (аварская народная сказка)

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «Аленушка и Иванушка», «Удочка»

«Художественно-эстетическое развитие»

Показ традиционных нарядов и головных уборов разных народов, исторически проживающих на территории нашей страны (индивидуальная или работа в малых группах)

3. Обобщающе - результативный этап

Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей к нашей родине, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической̆ позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека гражданина своей страны.

4. Заключительный этап

Итоговое мероприятие: Показ детьми традиционных нарядов и головных уборов разных народов, исторически проживающих на территории нашей страны сопровождающийся кратким рассказом (индивидуальная или работа в малых группах).

Продукт деятельности: фотосессия (или видеоролик) с участием детей, демонстрирующих традиционные русские наряды и головные уборы (наряды) народов России.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядно-демонстрационный материал по теме творческого проекта.

Материально- технические ресурсы: принтер, канцелярские принадлежности (цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, маркер, канцелярский клей, цветная бумага, белая бумага, картон цветной, пластилин).

Финансовые ресурсы: деньги на наглядно-демонстрационный материал, канцелярские принадлежности.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Риски и пути преодоления рисков.

Человеческий фактор: не будет осуществлено эффективное взаимодействие участников творческого проекта; отсутствие заинтересованности воспитанников к участию в творческом проекте.

Образовательный контент: не будут удовлетворены образовательные потребности всех участников проекта.

Организационные: участники проекта не своевременно проинформированы о мероприятиях.

Минимизация рисков:

- для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе разъяснительную работу по запланированным мероприятиям. Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно с детьми.

Выводы:

По окончании проекта дети получили новые знания о нашей Родине - России, ее символах, традициях, праздниках, животных, обитающих в нашей стране, городах и реках России. Познакомились с национальными одеждами, головными уборами народов России. Приняли участие в итоговом мероприятии. Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей̆ к своей родине, но и способствовала формированию подлинно гражданско-патриотической̆ позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека гражданина своей̆ страны.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

  1. Наглядно-демонстрационный материал: «Российская Федерация», географическая карта Росси (для детей), карточки «Города России» (для дидактических игр). Рисунки: Русская изба, Каравай. Образец аппликации «Синичка», «Русский самовар». Головные уборы народов России.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 104с.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. ФГОС / В.В. Гербова- М.: Мозаика-Синтез, 80с.
  4. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов – М.: Мозаика-Синтез, 80с.
  5. Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1981.
  6. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшей группы "Русская берёза - символ России"

 Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание об...

Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".

АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"

Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - моя Родина"

Разработчик: Ташлыкова Е.В. – учитель-логопедРеализация: Ташлыкова Е.В. – учитель-логопед, Алдаранова С.Ю. – воспитатель, Савина Н.Г. – воспитатель.Образовательная область: поз...

Педагогический проект для детей старшей группы «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Цель проекта: формирование у детей чувства любви к своей Родине, ее природе.Задачи проекта:-развивать желание сделать наше село, детский сад еще красивее;-приобщать детей...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Малая Родина – мой любимый город»

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного р...