Экологический проект "Мы - друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Совместная работа воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить эту задачу. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Экологический проект

        

        Старший дошкольный возраст

                                                                                                                                                       Автор: воспитатель

                                                           Бобошко Наталия Михайловна

                                                 

Актуальность проекта.

          Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению.

       Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

      Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта: ознакомление с живой и неживой природой, формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.

  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (октябрь)

Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности; определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - основной (ноябрь-апрель)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций; совместная деятельность участников образовательного  процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об

организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап – заключительный (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.

Ожидаемые результаты проекта: 

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

  • повышение уровня экологических знаний у детей, культуры поведения в природе;

  • непосредственное участие родителей и детей в организации  различных экологических мероприятий;

  • Повышение  экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях.

АКЦИЯ «Как помочь птицам пережить зиму» (октябрь-ноябрь)

Цель: воспитание заботливого,   отношения   к птицам, развитие интереса к  исследовательской деятельности через трудовую деятельность.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Беседы:

  • «Что ты знаешь о птицах»;
  • «Птицы зимой»;
  • «Почему нужно подкармливать птиц».

 Решение проблемных ситуаций (Птицам нечего есть)

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)

Изготовление кормушек вместе с папой.

 Развешивание на территории сада кормушек («Аллея пернатых»)

 Заготовка корма для пернатых.

2.

Продуктивная деятельность:

  • Рисование «Снегири на рябине»,
  • Лепка «Синички на кормушке»,
  • Аппликация «Снегири на дереве»,
  • Конструирование оригами «Снегири на ветках».

 Создание альбома «Птицы нашего края»

Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!» Разучивание стихов о птицах

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой»  распространение среди соседей

3.

 Дидактические игры:

  • «Покормите птиц»,
  • «Собери картинку».

 Подвижные игры:

  • «Совушка».
  • «Коршун и наседка».
  • «Перелет птиц».

 Наблюдение за птицами у кормушки. 

Фотовыставка «Кормушка за окошком»

АКЦИЯ «Ёлочка – живая иголочка» (декабрь) 

Цель: Воспитание природоохранного поведения детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними; сохранение зелёных насаждений.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Беседы:

  • «Еловый лес»;
  • «Сохраним елку – красавицу наших лесов»;

Ситуативный разговор «Что будет, если каждый срубит одну ёлочку в лесу?»

НОД «Полезные свойства ели», «С кем дружит ель».

Трудовой десант «Снежное покрывало для елочки»

Анкетирование родителей: «Что вы считаете главным украшением Нового года?» 

2.

Продуктивная деятельность:

  • Рисование плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов!», «Не рубите ели!»
  • Рисование запрещающих знаков вырубки елей
  • Аппликация «Зимняя сказка» с использованием манной крупы»,
  • Конструирование оригами «Зеленая красавица». 

Чтение сказки С. Михалкова «Елочка»,  сказки Г-Х. Андерсена

«Ель»

Разучивание стихотворения  И. Токмаковой «Живи елочка!», Т. Волгина «Ель», «Елка».

Загадки про лесную красавицу. 

Украшение искусственной елочки в группе

 Оформление детской книги «Сказки о елочке»

«Новогодняя игрушка – своими руками»

3.

 Дидактические игры:

  • «Угадай, какое дерево?»,
  • «Найди сходство и различие».
  • «С какой ветки детки?»

 Подвижные игры:

  • «Раз, два, три к ёлочке беги».
  • «Мы по лесу ходили и деревья находили».
  • «Два Мороза».

 Сюжетно-ролевые игры:

  • «Прогулка в лес»
  • «Отдых в лесу»
  • «Дизайнеры» (изготовление игрушек для украшения ёлки)

Выставка поделок «Наша ёлочка - краса!» создание елок из природного, и бросового материала.

АКЦИЯ: « Вода вокруг нас» (февраль-март)

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода  для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Беседы:

  • «Вода, какая она?» (познакомить детей с понятием «вода»);
  • «А где и для чего используется вода?»;
  • «Полезные свойства ели».

 Неделя проведения опытов и экспериментов в лаборатории по теме «Вода – Великий растворитель».

Опыты: «Что растворяется в воде?»,

«Как сделать воду сладкой?»,

«Разноцветная вода».

Игры-эксперименты с водой: «Что плывёт, а что тонет?». 

НОД с элементами поисково-исследовательской деятельности «В гостях у Повелительницы Воды».

Сочинение экологической сказки «Приключения Капельки».

2.

Серия экологических наблюдений в природе по теме: «Рождение сосульки», «Таяние снега», «Маленькое море – лужа».

Дидактические игры:

  • «Где живут капельки в детском саду?»,
  • «Разложи по порядку»

Ознакомление с художественной литературой:

«Солнечная капля» Э. Шим,

«Весенний разговор» С. Погореловский,

 «Ручей», «Весенние радости» Н. Сладков,

Загадки, пословицы о воде.

Составление альбома «Вокруг вода»  

3.

 Продуктивная деятельность:

  • аппликация «Рыбки плавают в водице» (коллективная)
  • рисование  «Вода, вода – кругом вода!»
  • Пластилинография «Круг как плоскостная модель» Земли:  суша и водное пространство, голубым цветом – пресная вода (реки, озера), синим – соленая (моря, океаны)
  • Составление знаков «Берегите воду» для малышей

Развлечение «Волшебница Вода» (к всемирному дню воды  22 марта).

Презентация детско-родительских проектов

«Кто в озере живет?»

«Как человек использует воду»

«Как вода попадает в дом» и др.

АКЦИЯ «Чистая планета» (апрель-май)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Просмотр мультфильма «Чистый воздух» 

Беседа по окончанию просмотра «Почему воздух загрязняется?» «Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?»

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Трудовой десант «Мы за чистый двор»

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев» 

2.

Продуктивная деятельность:

  • Рисование знаков о правилах поведения в природе,
  • Рисование «Уберите мусор, природа станет чище»

«Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу

3.

Дидактическая игра на классификацию и сериацию, определение физических свойств материалов (бумага, пластмасса, железо, дерево, стекло)

  • «Сортировка  мусора»»,

Сюжетно - ролевая игра:

  • «Вывези мусор».

Подвижная игра:

  • «Найди свой дом»

составление книжки – малышки «Правила поведения на природе»

Экологическое дефиле "Театр мод".

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей – развлечение «Знатоки природы» (май)

Вручение дипломов и почётных медалей юных защитников природы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Друзья природы»

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...

Семейный экологический альбом "Друзья природы"

Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы....

Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"

Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...

Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"

laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе  группы...

Экологический КВН "Друзья природы"

Экологический КВН для детей подготовительной группы и их родителей....