Технологическая карта занятия "Эта удивительная Соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шарашкина Олеся Сергеевна

Технология познавательно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaia_karta_zaniatiia_eta_udivitelnaia_sol.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Орешковская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Орешковская ОООШ»)

Технологическая карта занятия «Эта удивительная соль»

Старший воспитатель: Шарашкина О.С.

2023 год.

Технологическая карта занятия *образовательной области познавательное развитие (ознакомление с миром природы).

Название

«Эта удивительная соль»

Возраст

4-5 лет, средний дошкольный возраст

Культурная* *

практика

Исследование соли

Культурно – смысловой контекст

Ключевые слова: исследование, лаборатория, соль, сыпучая.

Источник/автор

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020г.

О.В.Дыбина,Н.П.Рахманова,В.В. Щетинина «Неизведанное рядом», творчески цент «Сфера»,Москва 2002.

Использование материалов

Познавательно –исследовательская деятельность, показ картинок, динамическая пауза, продуктивная деятельность, ритмическое упражнение

Применяемые

технологии

Технология познавательно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная.

Комментарии

Программное содержание:

Цель: формирование представления детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

-формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; формировать представления о соли и ее свойствах, продолжать знакомить с ее видами, расширять и систематизировать знания детей о соли, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;

-закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

-формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

Развивающие:

-развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования, продолжать развивать речь как средство общения;

-развитие координации речи с движением;

-развитие творческих способностей.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Материалы и оборудование

Соль в прозрачных емкостях, контейнеры открытые, пипетки, деревянные палочки, лупы, картинки схемы о свойствах соли, емкости с водой, одноразовые ложки, 2 сырых картофеля , цветной картон, клей пва, кисти для клея, медальки «Юный исследователь»

Предварительная деятельность с детьми

Работа по исследовательской деятельности: знакомство с приборами исследования (пипетки, увеличительное стекло)

Ход занятия:

Методы (формы организации)

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вступительная часть

Введение в тему занятия.

Воспитатель. Ребята, я приветствую вас в моей научной лаборатории. Я – профессор Знайкина. И сегодня я предлагаю вам стать моими научными помощниками. Вы согласны?

Тогда необходимо надеть халаты ученых.

Воспитатель. Сегодня мы узнаем много нового и интересного. А с к каким материалом мы будем работать вы узнаете, если отгадаете загадку.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли

Воспитатель. Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. Её используют в медицине, на кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам, соль можно применять как чистящее средство. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.

Воспитатель А есть у вас дома соль? Как ее используют?

Дети: приветствуют гостей.

Дети: надевают халаты.

Дети: слушают воспитателя, отгадывают загадку.

Дети: рассматривают иллюстрации, слушают воспитателя.

Дети: дома мама использует соль для приготовления пищи.

Основная часть

«Исследование соли»

Практическая

Воспитатель: Посмотрите вокруг – в нашей лаборатории находится очень много различного оборудования. Чтобы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать. Мы не должны забывать про правила безопасности, которые надо соблюдать во время работы с солью. Давайте их повторим.

Правила безопасности показаны на картинках.

Какое правило обозначает это изображение? Подумаем над следующим правилом.

Правила поведения в лаборатории изображены в виде табличек.

1- не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

- Будем внимательны и аккуратны. Подойдите к нашим экспериментальным столам. Присаживайтесь.

И так, приступим к исследованию соли.

Опыт №1. Свойства соли.

Воспитатель: Перед вами прозрачная емкость с солью. Аккуратно рассмотрите ее. Каким цветом соль?

Отметим это в нашей таблице исследования.

Прикрепляется картинка

Воспитатель. Сейчас определим, имеет ли соль запах. Посмотрите, как правильно это сделать. Возьмите стаканчики, понюхайте аккуратно. Есть ли у соли запах?

Соль не пахнет, вы правы.

Отметим и это свойство соли.

Прикрепляется картинка

Возьмите ложечку, наберите соль и высыпьте в тарелку. Получилось? Это значит что соль какая? Правильно, сыпучая.

Прикрепляется картинка

Воспитатель. Подведем итог. Соль какого цвета? Имеет ли соль запах? Обладает ли она сыпучестью ?

Опыт №2. Из чего состоит соль?

Воспитатель. Рассмотрим, из чего же состоит соль. Возьмите деревянную палочку , потрогайте соль.

Рассмотрите через увеличительное стекло, из чего состоит соль?(соль состоит из мелких частиц- кристаллов)

Прикрепляется картинка

Опыт №3. Взаимодействие соли с водой.

Воспитатель. Отодвиньте тарелку к середине стола. Поставьте перед собой стакан с водой и солью. А теперь узнаем, как соль взаимодействует с водой. Для этого нам понадобится пипетка. Пипеткой наберите немного воды и капните в стакан с солью. Наблюдаем, что произошло, куда делась капелька воды? (Впиталась в соль)

У всех получилось?

Прикрепляется картинка

Воспитатель Теперь возьмем ложку, наберем в нее соль и положим в стакан с водой. Уберем ложку на салфетку. Возьмем деревянную палочку и размешаем. Что произошло с солью? Какой можно сделать вывод? (Соль растворяется в воде).

Прикрепляется картинка

Воспитатель. Сделаем вывод. Когда капелька воды попала на соль, что произошло? (соль впитала воду). А когда соль положили в большое количество воды, она растворилась.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам немного поиграть и отдохнуть.

Физминутка (динамическая пауза под музыку)

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наши опыты. Подойдем к столу.. Сейчас мы с вами понаблюдаем еще одно интересное свойство соли.

Опыт №4 «Всплывет-не всплывет»

Воспитатель А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и две картофелины. Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим одну картофелину в чистую (не солёную) воду. Что с ним произошло?

Воспитатель Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан картофелину. Что произошло с ней произошло? В соленой воде многие предметы не тонут.

Воспитатель. Благодаря опытам мы узнали о свойствах соли. Но, соль, не только интересный материал для исследования, ее можно использовать и в творчестве. Приглашаю вас за творческий стол.

Рисование «Зимнее дерево»

Воспитатель: Мы с вами знаем, что зима уже стучится в окошко. Остались считанные дни поздней осени.

Сегодня я предлагаю нарисовать зимнее дерево.

Для этого нам понадобится: цветной картон, клей ПВА, кисти для клея.

  1. Контур дерева изображен на листе. У дерева есть

крона и ветки.

2. Вам надо закрасить клеем внутреннюю часть дерева (показ).

3. Затем там, где нанесли клей, посыпаем солью (воспитатель показывает последовательность выполнения работы).

4. По желанию можно добавить снежинки, сугробы.

5. Когда рисунок немного просохнет, лишнюю соль нужно стряхнуть в контейнер.

Воспитатель. Ребята, наша работа в лаборатории подошла к концу. Давайте вспомним, что нового узнали про соль? Какими свойствами она обладает?

Воспитатель. Ребята, действительно, благодаря опытам, мы узнали, что соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и наблюдений и творчества.

Дети: проговаривают правила безопасного поведения в лаборатории.

Дети: рассматривают прозрачную емкость с солью, определяют ее цвет – белый.

Дети: следуют инструкции воспитателя, определяют, имеет ли соль запах.

Дети: соль сыпется, значит она сыпучая.

Дети: соль белого цвета, не имеет запаха, обладает сыпучестью.

Дети: следуют инструкции воспитателя: рассматривают соль через увеличительное стекло. Определяют, что соль состоит из мелких частиц –кристаллов.

Дети: следуют инструкции воспитателя. С помощью пипетки набирают воду и капают стакан с водой. Делают вывод: соль впитала воду.

Дети: следуют инструкции воспитателя. С помощью ложки набирают соль и насыпают ее в емкость с водой. Деревянной палочкой размешивают соль. Наблюдают, что произошло с солью. Делают вывод: соль растворилась.

Дети: совместно с воспитателем делают вывод.

Дети: выполняют ритмические движения под музыку.

Дети: подходят к экспериментальному столу.

Дети: наблюдают за опытом.

Дети: картофель опустился на дно.

Дети: наблюдают за опытом.

Дети: картофель плавает на поверхности.

Дети. Слушают воспитателя.

Дети. Слушают воспитателя.

Дети. Слушают воспитателя.

Дети: с помощью кисти и клея обводят контур дерева, посыпают солью, стряхивают лишнюю соль в контейнер.

Дети: отвечают на вопросы воспитателя, перечисляют свойства соли: соль белого цвета, не имеет запаха, соль сыпучая, соль состоит из маленьких кристаллов, соль впитывает небольшое количество воды, в большом количестве воде соль растворяется.

Дети. Слушают воспитателя.

Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю оценить нашу работу в лаборатории. Мы исследовали соль и уже знаем, что соль состоит из кристаллов. У меня есть кристаллы с солью.

Если работа удалась – кристаллик соли прикрепляем к зеленой колбе.

Если у вас были затруднения, прикрепите кристаллик соли к красной колбе.

Воспитатель Ну а мне очень понравилось, как мы сегодня поработали в научной лаборатории.

И в награду, я хочу подарить вам медали «Лучший исследователь».

Дети: прикрепляют кристаллы соли к колбам.

Возможное продолжение занятия.

Практический

(продуктивная деятельность)

Дидактическая игра "Мешочек соли", Подвижная игра "Соленый-несоленый"

* Технологическая карта занятия разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию информационно –

методической системы сопровождения внедрения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от #1075;.

№15К.

** - по Н. А. Коротковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Опыт "Удивительная соль"

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности....

Технологическая карта ООД «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ» для детей подготовительной к школе (приуроченная к Недели творческих отчетов)

ЦельСпособствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Задачи:ВоспитательныеВоспитывать са...

технологическая карта занятия "Удивительные секреты воздуха"

К детям приходит герой домовенок Кузя, у него лопнул воздушный шар. Через  опыты,  дети узнают свойства воздуха и устанавливают причину, почему лопнул шарик....

Технологическая карта НОД: "Удивительная соль"

Технологическая карта НОД по познавательному развитию по знакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами соли, ее формами и видами, значении в природе и жизни человека....

Технологическая карта НОД "Удивительные свойства лимона"

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельностис детьми подготовительной к школе группыТема: «Удивительные свойства лимона»(развитие познавательной активно...

Технологическая карта НОД "Удивительный транспорт"

НОД по познавательному развитию для детей 3-4 лет...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Удивительные свойства соли»

Образовательные задачи:- Исследовать свойства соли опытным путем.- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;- Закрепить способы наблюдения: умени...