Технологическая карта занятия "Удивительный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: фиксация свойств воздуха ( прозрачный, невидимый, находится внутри нас, пузырьки воздуха выталкивают предметы на верх), в карте – схеме.
Задачи обучающие:
- Дать представление о свойствах воздуха (нет формы, нет запаха, не имеет цвета, вкуса);
- Учить фиксировать результаты эксперимента с помощью карты – схемы;
- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи развивающие:
- Соблюдать последовательность действий при проведении опыта с воздухом;
- Сформулировать вывод по результатам опыта;
- Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Задачи воспитательные:
- Повторить и соблюдать правила работы в лаборатории;
- Воспитывать бережное отношение к воздуху, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистый воздух).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
- ФИО воспитателя: Лыспак Дарья Александровна.
- Название и тема занятия: «Удивительный воздух».
- Форма организации: подгрупповая.
- Возрастная группа: подготовительная группа.
- Цель: фиксация свойств воздуха ( прозрачный, невидимый, находится внутри нас, пузырьки воздуха выталкивают предметы на верх), в карте – схеме.
- Задачи обучающие:
- Дать представление о свойствах воздуха (нет формы, нет запаха, не имеет цвета, вкуса);
- Учить фиксировать результаты эксперимента с помощью карты – схемы;
- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи развивающие:
- Соблюдать последовательность действий при проведении опыта с воздухом;
- Сформулировать вывод по результатам опыта;
- Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Задачи воспитательные:
- Повторить и соблюдать правила работы в лаборатории;
- Воспитывать бережное отношение к воздуху, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистый воздух).
- Пространственная среда: в начале занятия обучающиеся находятся в музыкальном зале, далее педагог предлагает перейти в научную лабораторию. После проведения опытно-экспериментальной деятельности, обучающиеся возвращаются в музыкальный зал для проведения физкультминутки и рефлексии.
Предметно – практическая среда: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с чистой водой, стаканчики с минеральной водой, пластиковые трубочки, пластилин, проектор.
Среда взаимодействия: в мотивационном и организационном этапе обучающиеся взаимодействуют с педагогом, также работают индивидуально при проведении опытов.
- Планируемые результаты:
- Обучающиеся фиксируют свойства воздуха, с помощью карты - схемы.
- Обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности.
- Обучающиеся с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Проявляют самостоятельность, аккуратность.
- Обучающиеся умеют делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
- Обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Обучающиеся с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Проявляют самостоятельность, аккуратность. | Обучающиеся фиксируют свойства воздуха, с помощью карты – схемы. | Обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности. | Обучающиеся умеют делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их. | Обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения. |
Ход занятия
№ | Этап занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей | Диагностика достижения планируемых результатов |
1 | Мотивационный этап направлен на организацию обучающихся, создание положительного эмоционального настроя, мотивацию обучающихся на включение в деятельность, принятие цели, озвученной взрослым/ определение собственной цели | Организация направленного внимания | Педагог предлагает обучающимся поприветствовать друг друга с помощью улыбки. Приветствие: Собрались все дети в круг, Ты – мой друг и я – твой друг! | Обучающиеся стоят в кругу, приветствуют друг друга с помощью улыбки. | Установлен эмоциональный фон, обучающиеся сосредоточены. |
2 | Основной этап направлен на выполнение практических действий и достижение результата | Обучающиеся замотивированы на предстоящую деятельность Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы Дать представление о свойствах воздуха (нет формы, нет запаха, не имеет цвета, вкуса) Воспитывать бережное отношение к воздуху, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистый воздух) Повторить и соблюдать правила работы в лаборатории | 1.Педагог предлагает обучающимся пройти на стульчики, чтобы посмотреть видео – сообщение от Нолика. Они поспорили с Дим Димычем о воздухе ( существует или нет). 2.Педагог подводит обучающихся к постановке проблемы, выдвижению гипотезы, задавая вопросы: Как вы считаете существует ли воздух? Как узнать, что он существует? После чего предлагает провести несколько опытов, результаты отправить на почту Дим Димыча. 3. Педагог задаёт вопросы: Что такое воздух? Какой он? Для чего он нужен? Рассказывает о том, что воздух имеет свои свойства, которые можно увидеть, тем самым натолкнув их на опытно- экспериментальную деятельность, в процессе которой они попробуют самостоятельно узнать существует ли воздух, обнаружить его. Просит обучающихся напомнить правила безопасности при проведении опытов. Предлагает обучающимся пройти в научную лабораторию для проведения опытно - экспериментальной деятельности. | Обучающиеся слушают педагога, проявляют желание посмотреть видео сообщение от Нолика, смотрят видео сообщение Обучающиеся высказывают предположения, выдвигают гипотезы: «Воздух существует» или «Воздух не существует». Соглашаются провести опыты.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Познают новую для себя информацию Повторяют правила безопасности при проведении опытов. Проходят за столы для проведения опытно - экспериментальной деятельности. | Обучающихся заинтересовала предстоящая деятельность. Обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют выделять проблему и предлагают возможные решения, называют правила техники безопасности. |
Соблюдать последовательность действий при проведении опыта с воздухом Учить фиксировать результаты эксперимента с помощью карты – схемы Сформулировать вывод по результатам опыта | Педагог сообщает обучающимся о том, что после каждого опыта они будут фиксировать результаты на магнитной доске с помощью карты – схемы. Сопровождает обучающихся в проведении опытов: №1. Поймай воздух Цель: обнаружить воздух. Рассмотреть пустой пакет. Что находиться в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал пустой? Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий. № 2 Пузырьки-спасатели Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу. Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема. Педагог наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Обучающиеся наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается. Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно. Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно. полиэтиленовым пакетом. №3. Воздух внутри нас Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить. Предложить обучающимся подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда исчезли? Вывод: Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается. | Обучающиеся самостоятельно проводят опыты, следуя инструкции воспитателя. После каждого опыта фиксируют результат на магнитной доске с помощью карты – схемы. Обучающиеся наполняют пакеты воздухом, закручивают их. Обучающиеся делают вывод : воздух находится внутри нас. | Обучающиеся фиксируют этапы предстоящих действий, точно и полно отвечают на поставленные вопросы.
Обучающиеся с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Проявляют самостоятельность, аккуратность. Обучающиеся фиксируют свойства воздуха, с помощью карты – схемы. | ||
3 | Заключительный этап | Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности Рефлексия | После завершения опытов педагог предлагает выполнить физкультминутку. Физкультминутка: Фиксипелки «Помогатор» Педагог приглашает пройти на стульчики и вспомнить по картам– схемам, то что узнали о воздухе и отправить доказательства Дим Димычу. Педагог: - Что вы узнали о воздухе? – Какой он? - Получилось ли доказать, что воздух есть и он вокруг нас? На почту приходи т видео сообщение от Дим Димыча. Он благодарит обучающихся за то, что они помогли разрешить спор. Педагог предлагает обучающимся выбрать для себя смайлик – настроения. Понравилось или не понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что не понравилось? | Обучающиеся проговаривают, свойства воздуха, опираясь на карту – схему. Отвечают на вопрос: получилось ли доказать, что воздух есть и он вокруг нас? Обучающиеся отвечают на вопросы педагога. | Обучающиеся делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают педагога и сверстников. |
Итоги и самоанализ занятия | 1.Дать представление о свойствах воздуха (нет формы, нет запаха, не имеет цвета и т. д.) 2. Учить фиксировать результаты эксперимента с помощью карты – схемы. 3. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности. 4.Повторить и соблюдать правила работы в лаборатории. 5.Воспитывать бережное отношение к воздуху, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистый воздух) . 6.Соблюдать последовательность действий при проведении опыта с воздухом; 7.Сформулировать вывод по результатам опыта. 8.Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы. | В организационном этапе создала положительный и благоприятный психологический климат в группе, для включения обучающихся в образовательную деятельность с помощью приветствия «Поздороваемся с помощью улыбки». С помощью видео – сообщения от Нолика вызвала у обучающихся внутреннюю потребность включения в тему занятия, соответствующее индивидуальным и возрастным особенностям, познавательному интересу обучающихся. Продумала расположение и перемещение обучающихся в предметно -пространственной среде. В работе использовала эксперименты, развивала логическое мышление, задавая вопросы. Построенное таким образом занятие получилось эффективным для открытия новых знаний о воздухе. В ходе занятия старалась поддерживать у обучающихся интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали обучающихся на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все обучающиеся могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у обучающихся к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны обучающимся, соответствовали уровню развития обучающихся, задачам занятия. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приемов. Обучающиеся проявляли самостоятельность и инициативу в выборе способов действий при решении поставленной задачи. Считаю, что поставленная в начале занятия цель и задачи выполнены. | Организационный этап: обучающиеся приветствовали друг друга с помощью улыбки, проявляли желание посмотреть видео сообщение от Нолика. В организационно этапе: высказывали предположения, выдвигали гипотезы: «Воздух существует» или «Воздух не существует». Обучающиеся отвечали на вопросы. Повторили правила безопасности при проведении опытов. Обучающиеся самостоятельно проводили опыты, следуя инструкции педагога. После каждого опыта фиксировали результат на магнитной доске с помощью карты - схемы. В заключительном этапе обучающиеся проговаривают, свойства воздуха, опираясь на карты – схемы. Отвечают на вопрос, получилось ли доказать, что воздух существует? Обучающиеся выбирают смайлик – настроения. Отвечают на вопросы: - понравилось ли занятие?; - что понравилось больше всего?; - что не понравилось? | В результате проведения занятия у обучающихся сформировались учебные действия: 1.Предметные знания, предметные действия: -обучающиеся с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Проявляют самостоятельность, аккуратность. 2. Регулятивные: - обучающиеся фиксируют свойства воздуха, с помощью карты – схемы. 3.Познавательные: - обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности. 4.Коммуникативные: -обучающиеся умеют делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их. 5. Личностные: - обучающиеся проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно- исследовательская деятельность технологическая карта НОД "Воздух- невидимка"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИОпытно – экспериментальная деятельность "Воздух невидимка" ЗАДАЧИобразовательной программы-Д...

Технологическая карта ООД "Воздух - невидимка"
Конспект ООД по образовательной области - познавательному развитиюВозрастная группа - средняя группаТема: «Воздух – невидимка»Интеграция образовательных областей: «социально-коммуник...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Чудеса воздуха". Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...
Технологическая карта по познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса воздуха"
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...

Технологическая карта ООД по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"
Технологическая карта по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"...
Технологическая карта занятия «Воздух везде».
Технологическая карта занятия «Воздух везде» с детьми среднего дошкольного возраста (опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ).«Умейте открыть перед ребёнком в окружающе...
Технологическая карта - опыт " Воздух есть везде, он прозрачен "
Проведение опытов с дошкольниками...
