Образовательная деятельность "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимофеева Ульяна Анатольевна

Занятие по познавательному развитию дошкольников в подготовительной группе.Тема "Золотая хохлома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektod_timofeeva_ua_nachalo.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Золотая хохлома»

(подготовительная группа,

образовательная область – познание)

Воспитатель:

Тимофеева У.А.

Псков

2024

Дата

01.02.2024

Группа

Подготовительная  группа

Образовательной деятельности

Занятие

Форма организации

Партнерская совместная деятельность

Тема

Золотая хохлома

Цель

Развитие интереса к народному прикладному искусству России через проживание эмоций в игровой ситуации

Задачи

- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивать говорящего взрослого;

- расширять и уточнять представление детей о предметах народного художественного промысла, русских мастеров хохломской посуды, особенностей её росписи;

-развивать элементы логического мышления через объединение свойств двух разных предметов;

- развивать ассоциативные связи через выделение отдельных признаков предметов хохломской росписи;

- закреплять навыки рисования легкими формообразующими движениями (завиток, листок, ягодка);

- воспитывать дружеские взаимоотношения, способствовать становлению детской субъектности (желанию и умению совершать выбор).

Активный словарь

Хохломская роспись, элементы росписи, завиток, ягодка, листок

Оборудование:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Ноутбук, колонка.

Кубик, блюдце в чудесном мешочке. Хохломская посуда: 2 стакана, 2 ложки.

Презентация на мультимедийном проекторе.

Тонированные трафареты: стакан и ложка.

Кисти №4, гуашь (зеленая, красная, черная), стаканчик непроливайка,нетканые салфетки.

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Горяева Н.А.: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2006

Круглова Л.Ю. «Современные технологии дошкольного образования».-М.:2022

Предварительная работа

Знакомство с традициями, народным декоративно-прикладным промыслом.

Рассматривание элементов хохломской росписи.

Дидактическая игра «Народный промысел».

Ход

Время

Организационный момент

(Воспитатель присоединяется к игре детей.)

Воспитатель: Ребята, во что вы играете? Можно мне с вами?

Воспитатель: Ребята, а что вы любите делать? Дети рассказывают о своих любимых занятиях)

Воспитатель: А я люблю загадывать загадки!

Хотите отгадать мою загадку?

Основная часть

Мотивационно-ориентированная деятельность

5. Продуктивная

Воспитатель: У меня волшебный мешочек. Трогать можно, смотреть нельзя.

Отгадайте, что в мешке?

Дети ощупывают предметы в мешке и предлагают свои варианты.

Воспитатель:  Ребята, интересно узнать что внутри? Хотите посмотреть? Посмотрим ,кто же из вас угадал!

Дети достают предметы - неокрашенный деревянный кубик и белое керамическое  блюдце.

Воспитатель: Что  это, ребята?

Дети: блюдце

Воспитатель Блюдце – это что?

Дети: Посуда.

Воспитатель:  А кубик, это что?

Кубик какой?

Из чего сделан кубик?

Значит кубик какой?

Дети: Деревянный

Воспитатель:  В каком предмете мы можем объединять деревянный кубик и посуда? (дети  размышляют,предполагают различные варианты)

Что может получиться, если объединить «деревянный» и «посуда»?

Воспитатель:  Что вы знаете о деревянной посуде? 

(Дети рассказывают о своем опыте, знаниях о деревянной посуде. Воспитатель обобщает ответы.)

Воспитатель:  Как вы думаете это прочная посуда?

Почему?

Какие свойства она взяла от дерева?

Дерево в воде что делает?

Значит она не тонет?

Какие свойства деревянная посуда взяла от блюдца?

Для чего нужно блюдце?

Значит из деревянной посуды можно есть? (Воспитатель фиксирует затруднения детей)

А для чего как вы думаете, украшают рисунками деревянную посуду?(дети предполагают и рассуждают)

Какое чувство у вас возникает, когда вы кушаете из красивой посуды? (дети высказываются)

Воспитатель Ребята, а вы знаете, у меня есть   деревянная ложка, но она не раскрашенная., не расписная, а я  очень хочу чтобы она стала хохломской .Поможете мне?

(Дети соглашаются оказать помощь воспитателю.)

Воспитатель: а что вы знаете о хохломской росписи?

(Дети предполагают варианты)

Воспитатель фиксирует затруднение детей

Воспитатель: Где мы можем найти информацию?

Ребята, хотите, я вам расскажу несколько интересных фактов о способах украшения деревянной посуды? (дети принимают предложение воспитателя)

Тогда предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем мы туда можем отправимся? Есть ли какой -нибудь волшебный транспорт, похожий на посуду?

Какой?

(Дети называют различный транспорт)

Воспитатель: Тогда занимайте места в своих летающих тарелках и отправляемся в село Хохлома.

Ребята, вы помните правила дорожного движения? Как мы полетим? Будем толкаться и превышать скорость?

 (воспитатель уточняет правила поведения  и безопасность при упражнении в движении)

Играет музыка

Воспитатель: А вот и село Хохлома.  Приземляемся! Занимайте, пожалуйста, места, не забывая правила вежливости.

Дети присаживаются на стулья, перед экраном.

Включается мультимедийная презентация.

Воспитатель:  Что то я замечталась! Смотрю на желтый цвет  и представляю хохломскую роспись, смотрю на элемент росписи травка и представляю как вкусно пахнет свежескошенная трава и опять вижу хохломскую роспись.

(воспитатель артистично рассказывает свои субъективные впечатления о хохломе) Ребята , а что чувствуете вы?(воспитатель опрашивает желающих высказаться)

(Дети описывают свои чувства)

Воспитатель:  Рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, радуют глаз.  А как же вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще и золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жары, не влаги. Всё также будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто напомнит нам, какой цвет использует художник в хохломской росписи.

Дети: Используют красный,  желтый, черный, зеленый.

Воспитатель:   Какой цвет мастера используют мастера для фона?

Дети: Фон красный, желтый, черный.

Воспитатель: Ребята, какие элементы росписи вы запомнили?

(дети вспоминают элементы росписи травка,завиток,ягодка)

Воспитатель:  Ребята, как эти знания нам помогут ?Что думаете?

(дети высказываются о возможном варианте изображения узора)

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в летающие тарелки и отправляемся обратно. Помните о правилах дорожного движения. (во время возвращения воспитатель создает игровую ситуацию с перемещением летающих тарелок в вихре ветра)

Играет музыка.

Воспитатель:   Ребята,  нас с вами занесло ветром в школу  юных  художников, здесь тренируются  будущие художники создавать росписи. Но это волшебная школа и здесь нет красок. (воспитатель эмоционально сел и грустит) я немного грущу о том, что больше не увижу хохлому. А вы? Но у меня есть волшебная корзина. Может быть мы туда соберем любые подходящие предметы, напоминающие хохломскую роспись. Согласны?(дети принимают эмоциональное состояние воспитателя и стараются ему помочь)

У меня есть песочные часы,я переверну их и за это время(3 минуты)Найдите, пожалуйста,  и положите в корзину,те предметы которые  вам , напоминают посуду с  хохломской  росписью. (С чем ассоциируется хохломская роспись?)

Дети принимают цель воспитателя и  в группе находят предметы и складывают в корзину на столе.)

Дети присаживаются  и обсуждают находки.

Воспитатель:  Стоп!время вышло!

Ребята, присаживайтесь,пожалуйста,за стол.мы рассмотрим наши находки!Сейчас по порядку каждый из вас будет брать предмет и объяснять свой выбор, почему именно этот предмет попал в корзину. если рассуждение верное,мы оставляем его,если вы не сможете объяснить почему взяли этот предмет,то мы его исключим.Пожалуйста,помогайте друг другу.Готовы? воспитательвысыпает содержимое корзины на стол,дети обосновывают свой выбор:

например, желтый мяч – ассоциируется с желтым цветом росписи. И т.п.

Воспитатель: А можем ли мы составить узор из этих предметов? Кто запомнил названия элементов росписи? (дети перечисляют названия элементов:завиток,ягодка,травка.)

Попробуем?(дети составляют узор росписи из принесенных предметов)

Ребята,какой замечательный узор у нас вышел.любо дорого посмотреть!

Мы сможем теперь нарисовать узор хохломской росписи? У вас получится мне помочь? Тогда возвращаемся в группу  и приступаем к украшению росписью. (воспитатель принимает помощь от детей)

Заканчивается совместная деятельность

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ХЭР

 Воспитатель держит в руках макет ложки. У меня вот в руках совсем не праздничная посуда, без узора. Что мне делать? Как мне быть? Что мы можем сделать для этого?

Дети: Мы можем раскрасить, расписать (дети предлагают варианты помощи)

Спасибо вам,ребята,мне приятно, что вы проявляете заботу обо мне.

Итак. Мы с вами будем создавать узоры Хохломской росписи . создавать свою уникальную хохломскую посуду. Нам надо распределить обязанности!

Кто положит скатерти на стол?

Кто принесет баночки с водой?

Кто поставит краски на стол?(воспитатель уточняет количество подносиков на стол и количество баночек и начинается подготовка к образовательной деятельности(дети распределив обязанности ,готовят рабочие места  и присаживаются за столы)

Воспитатель:  А теперь, предлагаю выбрать по вашему желанию трафарет: стаканчик или ложка  и приглашаю вас занять места за столом .Что нам для этого понадобится? Каждый из вас приготовьте, пожалуйста,  рабочее место для рисования.

Выбирайте любую посуду – стакан или ложку, и присаживайтесь.

Дети расставляют все необходимое для рисования(стаканчики с водой, кисточку, гуашь), выбирают трафарет - ложку или стакан для работы. Присаживаются за столы.

Воспитатель:  Перед тем как начать рисовать, вспомним алгоритм действий при использовании гуаши.

Осторожно обмакнуть кисть ворсом в краску.

Отжать ворс о край баночки с краской одним движением.

Рисование набранным цветом.

Промыть кисть в воде.

Осушить кисть легким прикладыванием в воде к салфетке.

Набрать краску другого цвета.

Рисование этим цветом краски.

Воспитатель: Перед тем как вы превратитесь в народных умельцев, и приступите к работе, посмотрите, пожалуйста, как я это сделаю на листе.

Воспитатель поэтапно показывает и объясняет, как нарисовать элементы орнамента.

Воспитатель: завиток…

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель: 

Воспитатель:

Заключительный этап

Рефлексия

(Дети слушают а потом выполняют самостоятельно на своих трафаретах воспитатель поддерживает каждого,находит положительное в работе ребенка.в процессе продуктивной деятельности ддеятельности детей,воспитатель оказывает индивидуальную помощь на своем образце либо в ваздухе,держа руку ребенка в своих руках.)

Воспитатель:   У нас с вами  получилась уникальная посуда.что мы с ней сделаем?(дети высказываются и предлагают устроить выставку)Ребята,? А что было для вас сложным? Что узнали нового?Что вы расскажете сегодня своим родителям про наше занятие? Как вы сможете применить ваши сегодняшние знания  в дальнейшем?

Воспитатель показывает картинки с посудой – термокружка, спортивная бутылочка для воды  и др.

Воспитатель:  Ребята посуда бывает разной. Я вам оставляю в группе картинки, если будет интересно, можете обсудить - почему именно такая посуда, для чего она?

Итого времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

Конспект образовательной ситуации "Хохлома"

Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных

Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...