Мини-лаборатория
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Мини-лаборатория разработана для проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, как часть центра экспериментирования, для проявления у детей интереса к опытам и экспериментам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_perenosnoy_mini_laborotorii.docx | 788.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-лаборатории «Любознайка»
Цель: Создание условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Организовать работу в центре экспериментирования.
- Развивать у детей поисково-познавательную, интеллектуальную активность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Формировать у детей целостное восприятие и представлении о различных предметах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
Мини-лаборатория разработана для проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, как часть центра экспериментирования, для проявления у детей интереса к опытам и экспериментам.
Мини-лаборатория создана для развития у детей
- познавательного интереса,
- эстетического, эмоционального развития,
- приобретения навыков самостоятельной работы,
- развития воображения, мышления, интеллекта,
- повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения.
Выглядит лаборатория, как ящик органайзер с тремя выдвижными полками. Переносить ящик можно с помощью ручки. Снабжен тремя передвижными лотками для мелких деталей, которые обеспечивают легкий доступ к содержимому и не дадут спутаться содержимому при переноске. Ящик закрывается на надежный замок-защелку, который плотно фиксируется и не дает ящику открыться. В такой лаборатории вместится все необходимое, а благодаря его компактности органайзер удобно переносить в любое место.
Лаборатория в себя включает следующее:
- Место для приборов.
- Место для хранения круп
- Место для хранения природного и бросового материалов.
- Место для неструктурированных материалов емкость для песка и глины
Трубочки, колбочки разного объёма, ложки тарелки, магниты, пипетки, стаканчики, скрепки, пищевые красители, сода, ватные диски, камни.
Деятельность детей в такой мини-лаборатории позволят интегрировать все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по проведению опытов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Таким образом экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
При организации мини-лаборатории были соблюдены следующие принципы: - безопасность для жизни и здоровья детей
- содержательная насыщенность
- универсальность
- многофункциональность
- доступность
- эмоциональное благополучие и комфорт.
Особенности мини-лаборатории:
- с каждым предметом можно вступить во взаимодействие.
Для обогащения образовательного процесса в мини-лаборатории была составлена картотека для проведения опытов: «Волшебные магниты», «Мыльные пузыри», «Свойства песка», «Свойства воды».
Мини-лаборатория создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность. Уже сам факт того, что лаборатория переносная, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности. Она настраивает на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день.
Мини-лаборатория даст возможность организовывать исследовательскую деятельность детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице, при проведении экскурсий, прогулок-походов.
Картотека познавательно - исследовательской деятельности.
Тема: Волшебные магниты
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
-познакомить детей с понятием “магнит”;
- сформировать представление о свойствах магнита;
-актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Ход занятия:
Организационный момент.
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно.
Взрослых не перебиваем,
Знаний много получаем.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю!
- Что это? (предметы)
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)
ОПЫТ 1: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
- Что происходит с предметами?
ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
-Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Предложить детям рассмотреть.
- Что находится в рукавице, отчего она стала волшебной? (Внутри находится магнит, он притягивает железные предметы).
- Ребята, вы хотите поиграть с магнитом и узнать много интересного о нём?
Руки вверх, руки вниз,
Ждёт на занятии сюрприз.
На стульчик тихо сядет тот,
Кого мой голос позовёт.
- Возьмите в руки магнит и скажите, какой он по цвету? (чёрный)
Какой он на ощупь? (твёрдый, холодный, прочный)
Опыт 2 «Липнет - не липнет»
-Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.
Для этого нужно по очереди подносить предметы к магниту, которые лежат у вас на тарелках. Предметы, которые прилипнут к магниту, положите в право, которые не притянутся – в лево.
-Алина, назови предметы, которые не притягивает магнит. Спасибо.
-Никита, назови предметы, которые ты положил в право. Почему?
Какие предметы притягивает магнит? (железные)
-Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?
(выслушать ответы детей)
ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы
ВОДА И МАГНИТ.
- Ой, я уронила шуруп в воду.
Что же делать? Как достать шуруп, не замочив рук?
ОПЫТ 3: Поднести магнит к банке.
- Что произошло?
ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду. Поэтому мы легко достали шуруп, не замочив рук.
ИТОГ занятия
-Ребята, рукавичка хочет с нами попрощаться, давайте вспомним и расскажем, что нового мы узнали о магнитах.
(Педагог передаёт игрушку ребёнку. «Я узнал, что…а ты?» (передача игрушки).
Магнит притягивает железо.
- Ребята, волшебная рукавичка приготовила вам подарки. Возьмите магнитики и поэкспериментируйте дома.
Тема: Мыльные пузыри
Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Образовательные: продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Развивающие: развивать у детей мышцы рта, тренировать дыхание, а также развивать быстроту мышления, развивать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Ход организационной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка пожалуйста загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Дети: Воздушный шарик
Воспитатель: правильно ребята, какие вы молодцы! А вы знаете, что воздушные шарики – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране, где днем спят звезды, а ночами играют облачка, где одновременно можно увидеть веселое лето и плаксивую осень, завьюженную зиму и вечно молодую весну. Они очень любят прилетать к нам на землю и играть с ребятами.
Воспитатель: а вы хотите попасть в страну мыльных пузырей?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нужно отгадать загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные.
Дети: шары.
Воспитатель: правильно, молодцы, догадались!
А теперь ребята, для того чтобы попасть в страну мыльных пузырей, мы развернемся вокруг себя с закрытыми глазками.
Воспитатель: Вот мы и попали в страну мыльных пузырей, а теперь давайте присядем за столики!
Воспитатель: ребята, а давайте-ка теперь будем повторять все за мной! (Воспитатель выполняет действия по стихотворению)
В тепленькой водичке разведу я мыло…
Капельку шампуни, чтобы лучше было…
А теперь подую через трубочку…
-Смотри!
Как переливаются эти пузыри…
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво…
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза…
Пусть себе летают,
Небо украшают!
Воспитатель: вот мы и сделали мыльный раствор для пузырей. Я знаю одну интересную игру, хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Вглядитесь внимательно, дети, в пузырьки. Какие цвета вы в них увидели?
(Дети рассказывают, что пузырьки прозрачные, но в них видны цвета радуги, называют их.
Воспитатель: ребята, мыльные пузыри бывают не только прозрачными, но и разноцветными.
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, возьмите баночки, сделайте воду цветной – положите в баночку ложку краски и перемешайте. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носиком воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно. Дую в соломинку и пузыри поднимаются,
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята!
Итог:
Детки, а где вы сегодня были? (в стране мыльных пузырей)
А что вы там делали? (Учились делать мыльные пузыри и разноцветные.)
Что узнали нового? (Воздушные шары – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране)
Как делают мыльные пузыри (Если в тепленькой водичке развести мыло, капельку шампуни взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри)
Тема: Свойства песка
Задачи: познакомить детей с составом и свой свойствами сухого песка;
расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Развивать внимание, память, мышление, речь. Продолжать формировать
интерес к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.
Закреплять правила безопасности при работе с песком.
Ход занятия
1.Дети стоят полукругом перед воспитателем.
В: Ребята, я загадаю вам загадку, попробуйте её отгадать.
Сухой, сыпучий, везде ползучий.
А промокнет – вот беда:
Не пролезет никуда.
(Песок)
- Как вы думаете, что это?
(Дети затрудняются с ответом)
- Ребята, в этом ящике находится отгадка. Опустите руку и попробуйте на
ощупь узнать, что в нём. (песок)
- Правильно. Это песок. Какой он на ощупь? (сухой, сыпучий)
- Где в природе можно встретить песок? (на речке, в песочнице)
- Молодцы. Сегодня я вам предлагаю стать исследователями и узнать, какими ещё свойствами обладает песок.
- Прежде всего давайте вспомним правила безопасности при работе с песком
(Работать аккуратно, не бросаться песком, что бы он не попал в глаза.
Внимательно слушать воспитателя, все действия будем выполнять вместе).
Опыт 1
- Возьмите немного песка в руку. Что вы ощущаете между пальцами?
(Песок состоит из маленьких песчинок)
- Правильно.
Возьмите в руку лупу и рассмотрите песок.
- Из чего состоит песок? (из песчинок)
- Какие они? (маленькие, круглые, полупрозрачные)
- Хорошо.
Опыт 2
- А теперь давайте узнаем, растворяется ли песок в воде?
- Возьмите ложку и положите немного песка в банку с водой. Теперь аккуратно размешайте
- Растворился песок в воде? (Нет, он осел на дно банки)
- Правильно.
Опыт 3
- А как вы думаете, песок пропускает воду? (ответы детей)
- Давайте проверим.
Для этого в воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду.
(дети вместе с воспитателем наливают воду)
- Вода прошла через песок? (Да)
- Правильно, песок пропускает воду.
Ребята, мы с вами много узнали о песке, но оказывается песком ещё можно
и рисовать.
Хотите попробовать? (Да)
-Тогда подойдите к столу
Обведите клеящим карандашом контур, затем насыпьте на бумагу песок. Через некоторое время надо лишний песок стряхнуть. (Дети выполняют, рассказывают, что у них получилось).
Итог: -Ребята, со свойствами какого песка мы сегодня познакомились на занятии? (Сухого или влажного?)
-Что вам понравилось?
-Что было трудным для вас?
-О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?
Тема: Свойства воды
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах воды.
2. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
3. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Опыт 1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»
Даем три стакана с водой. В один из них добавляем раствор валерианы, в другой – несколько капель духов, третий с чистой водой. (Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили).
Берем два стакана с чистой водой. Кладем в них ложки. Вода прозрачная, но если в один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили.
Опыт 2: «Имеет ли вода форму?»
Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной лужей. (Вода не имеет формы).
Опыт 3: «Есть ли у воды вкус?»
Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
Опыт 4: «Что растворяется в воде?»
Дать детям три стакана с водой, сахар, соль, речной песок, и предложить растворить в воде. (Вода с песком стала мутной и грязной, соль и сахар растворились, стали невидимы в воде).
Опыт 5: «Пузырьки в воде».
Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде. (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются).
Опыт 6: «Плавающее яйцо».
Нам понадобится яйцо, два стакана с водопроводной водой. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, оно утонуло, т. к. тяжелое. А во второй стакан добавим 2 столовые ложки соли, опустим яйцо, и видим, яйцо плавает. (Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность).
Опыт 7: «Шарики».
Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду. Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно. (Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть).
Опыт 8: «Почему не тонут корабли?»
В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку (флакон от лака для волос). Дети убедятся, что банка (флакон) останется на плаву, т. к. она легче воды, потому что там есть воздух.
Итог: Ребята, что мы узнали о воде? Вода какая? Имеет ли она запах, вкус?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-лаборатория в детском саду
перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...
Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории
Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....
методическая рекомендация на тему:Организация в группе "мини-лаборатории ".
методическая рекомендация для воспитателей в ДОУ. ТЕМА: Организация в группе "мини-лаборатории"....
Фотоальбом мини-лаборатория в детском саду № 11 "Колосок" комбинированного вида
Физические свойства воды. Опыты с водой....
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...