Мини-лаборатория
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зяблицева Антонина Васильевна

Мини-лаборатория разработана для проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, как часть центра экспериментирования, для проявления у детей интереса к опытам и экспериментам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_perenosnoy_mini_laborotorii.docx788.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-лаборатории «Любознайка»

Цель: Создание условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Организовать работу в центре экспериментирования.
  2. Развивать у детей поисково-познавательную, интеллектуальную активность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  3. Формировать у детей целостное восприятие и представлении о различных предметах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

Мини-лаборатория разработана для проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, как часть центра экспериментирования, для проявления у детей интереса к опытам и экспериментам.

Мини-лаборатория создана для развития у детей

- познавательного интереса,

- эстетического, эмоционального развития,

- приобретения навыков самостоятельной работы,

- развития воображения, мышления, интеллекта,

- повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения.

Выглядит лаборатория, как ящик органайзер с тремя выдвижными полками. Переносить ящик можно с помощью ручки. Снабжен тремя передвижными лотками для мелких деталей, которые обеспечивают легкий доступ к содержимому и не дадут спутаться содержимому при переноске. Ящик закрывается на надежный замок-защелку, который плотно фиксируется и не дает ящику открыться. В такой лаборатории вместится все необходимое, а благодаря его компактности органайзер удобно переносить в любое место.

 Лаборатория в себя включает следующее:

  1. Место для приборов.
  2. Место для хранения круп
  3. Место для хранения природного и бросового материалов.
  4. Место для неструктурированных материалов емкость для песка и глины

Трубочки, колбочки разного объёма, ложки тарелки, магниты, пипетки, стаканчики, скрепки, пищевые красители, сода, ватные диски, камни.

   

Деятельность детей в такой мини-лаборатории позволят интегрировать все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по проведению опытов распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Таким образом экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

При организации мини-лаборатории были соблюдены следующие принципы: - безопасность для жизни и здоровья детей

- содержательная насыщенность

- универсальность

- многофункциональность

- доступность

- эмоциональное благополучие и комфорт.

   Особенности мини-лаборатории:

- с каждым предметом можно вступить во взаимодействие.

Для обогащения образовательного процесса в мини-лаборатории была составлена картотека для проведения опытов: «Волшебные магниты», «Мыльные пузыри», «Свойства песка», «Свойства воды».

Мини-лаборатория создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность. Уже сам факт того, что лаборатория переносная, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности. Она настраивает на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. 

Мини-лаборатория даст возможность организовывать исследовательскую деятельность    детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице, при проведении экскурсий, прогулок-походов.

C:\Users\Санька\Downloads\20240301_131030.jpgC:\Users\Санька\Downloads\20240301_130910.jpg

C:\Users\Санька\Downloads\20240301_130843.jpgC:\Users\Санька\Downloads\20240301_130946.jpg

Картотека познавательно - исследовательской деятельности.

Тема: Волшебные магниты

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

-познакомить детей с понятием “магнит”;

- сформировать представление о свойствах магнита;

-актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия:

Организационный момент.

Запоминает наша голова

Важные поступки и умные слова.

Слушаем внимательно,

Смотрим обязательно.

Взрослых не перебиваем,

Знаний много получаем.

- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю!

- Что это? (предметы)

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

ОПЫТ 1: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.

- Что происходит с предметами?

ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.

-Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Предложить детям рассмотреть.

- Что находится в рукавице, отчего она стала волшебной? (Внутри находится магнит, он притягивает железные предметы).

- Ребята, вы хотите поиграть с магнитом и узнать много интересного о нём?

Руки вверх, руки вниз,

Ждёт на занятии сюрприз.

На стульчик тихо сядет тот,

Кого мой голос позовёт.

- Возьмите в руки магнит и скажите, какой он по цвету? (чёрный)

Какой он на ощупь? (твёрдый, холодный, прочный)

Опыт 2 «Липнет - не липнет»

-Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.

Для этого нужно по очереди подносить предметы к магниту, которые лежат у вас на тарелках. Предметы, которые прилипнут к магниту, положите в право, которые не притянутся – в лево.

-Алина, назови предметы, которые не притягивает магнит. Спасибо.

-Никита, назови предметы, которые ты положил в право. Почему?

Какие предметы притягивает магнит? (железные)

-Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит?

(выслушать ответы детей)

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы

 ВОДА И МАГНИТ.

- Ой, я уронила шуруп в воду.

Что же делать? Как достать шуруп, не замочив рук?

ОПЫТ 3: Поднести магнит к банке.

- Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду. Поэтому мы легко достали шуруп, не замочив рук.

 ИТОГ занятия

-Ребята, рукавичка хочет с нами попрощаться, давайте вспомним и расскажем, что нового мы узнали о магнитах.

(Педагог передаёт игрушку ребёнку. «Я узнал, что…а ты?» (передача игрушки).

Магнит притягивает железо.

- Ребята, волшебная рукавичка приготовила вам подарки. Возьмите магнитики и поэкспериментируйте дома.

Тема: Мыльные пузыри

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Образовательные: продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. 

 Развивающие: развивать у детей мышцы рта, тренировать дыхание, а также развивать быстроту мышления, развивать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Ход организационной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка пожалуйста загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Дети: Воздушный шарик

Воспитатель: правильно ребята, какие вы молодцы! А вы знаете, что воздушные шарики – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране, где днем спят звезды, а ночами играют облачка, где одновременно можно увидеть веселое лето и плаксивую осень, завьюженную зиму и вечно молодую весну. Они очень любят прилетать к нам на землю и играть с ребятами.

Воспитатель: а вы хотите попасть в страну мыльных пузырей?

Дети: Да!

Воспитатель: Но для этого нужно отгадать загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные.

Дети: шары.

Воспитатель: правильно, молодцы, догадались!

А теперь ребята, для того чтобы попасть в страну мыльных пузырей, мы развернемся вокруг себя с закрытыми глазками.

Воспитатель: Вот мы и попали в страну мыльных пузырей, а теперь давайте присядем за столики!

Воспитатель: ребята, а давайте-ка теперь будем повторять все за мной! (Воспитатель выполняет действия по стихотворению)

В тепленькой водичке разведу я мыло…

Капельку шампуни, чтобы лучше было…

А теперь подую через трубочку…

-Смотри!

Как переливаются эти пузыри…

На, попробуй, выдуй тоже!

И скажи на что похоже?

В этих мыльных переливах,

Все нарядно и красиво…

Только в руку брать нельзя,

Лопнет, попадет в глаза…

Пусть себе летают,

Небо украшают!

Воспитатель: вот мы и сделали мыльный раствор для пузырей. Я знаю одну интересную игру, хотите поиграть?

Дети: Да!

Воспитатель: Вглядитесь внимательно, дети, в пузырьки. Какие цвета вы в них увидели?

(Дети рассказывают, что пузырьки прозрачные, но в них видны цвета радуги, называют их.

Воспитатель: ребята, мыльные пузыри бывают не только прозрачными, но и разноцветными. 

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, возьмите баночки, сделайте воду цветной – положите в баночку ложку краски и перемешайте. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носиком воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно. Дую в соломинку и пузыри поднимаются,

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята!

Итог:

Детки, а где вы сегодня были? (в стране мыльных пузырей)

А что вы там делали? (Учились делать мыльные пузыри и разноцветные.)

Что узнали нового? (Воздушные шары – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране)

Как делают мыльные пузыри (Если в тепленькой водичке развести мыло, капельку шампуни взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри)

Тема: Свойства песка

Задачи: познакомить детей с составом и свой свойствами сухого песка;

расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

Развивать внимание, память, мышление, речь. Продолжать формировать

интерес к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Закреплять правила безопасности при работе с песком.

Ход занятия

1.Дети стоят полукругом перед воспитателем.

В: Ребята, я загадаю вам загадку, попробуйте её отгадать.

Сухой, сыпучий, везде ползучий.

А промокнет – вот беда:

Не пролезет никуда.

(Песок)

- Как вы думаете, что это?

(Дети затрудняются с ответом)

- Ребята, в этом ящике находится отгадка. Опустите руку и попробуйте на

ощупь узнать, что в нём. (песок)

- Правильно. Это песок. Какой он на ощупь? (сухой, сыпучий)

- Где в природе можно встретить песок? (на речке, в песочнице)

- Молодцы. Сегодня я вам предлагаю стать исследователями и узнать, какими ещё свойствами обладает песок.

- Прежде всего давайте вспомним правила безопасности при работе с песком

(Работать аккуратно, не бросаться песком, что бы он не попал в глаза.

Внимательно слушать воспитателя, все действия будем выполнять вместе).

Опыт 1

- Возьмите немного песка в руку. Что вы ощущаете между пальцами?

(Песок состоит из маленьких песчинок)

- Правильно.

Возьмите в руку лупу и рассмотрите песок.

- Из чего состоит песок? (из песчинок)

- Какие они? (маленькие, круглые, полупрозрачные)

- Хорошо.

Опыт 2

- А теперь давайте узнаем, растворяется ли песок в воде?

- Возьмите ложку и положите немного песка в банку с водой. Теперь аккуратно размешайте

- Растворился песок в воде? (Нет, он осел на дно банки)

- Правильно.

Опыт 3

- А как вы думаете, песок пропускает воду? (ответы детей)

- Давайте проверим.

Для этого в воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду.

(дети вместе с воспитателем наливают воду)

- Вода прошла через песок? (Да)

- Правильно, песок пропускает воду.

Ребята, мы с вами много узнали о песке, но оказывается песком ещё можно

и рисовать.

Хотите попробовать? (Да)

-Тогда подойдите к столу

Обведите клеящим карандашом контур, затем насыпьте на бумагу песок. Через некоторое время надо лишний песок стряхнуть. (Дети выполняют, рассказывают, что у них получилось).

Итог: -Ребята, со свойствами какого песка мы сегодня познакомились на занятии? (Сухого или влажного?)

-Что вам понравилось?

-Что было трудным для вас?

-О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Тема: Свойства воды

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Задачи:

1. Расширять представления детей о свойствах воды.

2. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.

3. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Опыт 1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»

Даем три стакана с водой. В один из них добавляем раствор валерианы, в другой – несколько капель духов, третий с чистой водой. (Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили).

Берем два стакана с чистой водой. Кладем в них ложки. Вода прозрачная, но если в один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили.

Опыт 2: «Имеет ли вода форму?»

Переливаем одну и ту же воду в сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на тарелку, она растекается бесформенной лужей. (Вода не имеет формы).

Опыт 3: «Есть ли у воды вкус?»

Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).

Опыт 4: «Что растворяется в воде?»

Дать детям три стакана с водой, сахар, соль, речной песок, и предложить растворить в воде. (Вода с песком стала мутной и грязной, соль и сахар растворились, стали невидимы в воде).

Опыт 5: «Пузырьки в воде».

Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде. (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются).

Опыт 6: «Плавающее яйцо».

Нам понадобится яйцо, два стакана с водопроводной водой. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, оно утонуло, т. к. тяжелое. А во второй стакан добавим 2 столовые ложки соли, опустим яйцо, и видим, яйцо плавает. (Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность).

Опыт 7: «Шарики».

Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду. Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно. (Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть).

Опыт 8: «Почему не тонут корабли?»

В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку (флакон от лака для волос). Дети убедятся, что банка (флакон) останется на плаву, т. к. она легче воды, потому что там есть воздух.

Итог: Ребята, что мы узнали о воде? Вода какая? Имеет ли она запах, вкус?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-лаборатория в детском саду

перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

методическая рекомендация на тему:Организация в группе "мини-лаборатории ".

методическая рекомендация для воспитателей в ДОУ. ТЕМА: Организация в группе "мини-лаборатории"....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...