Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа.
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Козубова Наталья Сергеевна

Открытое занятие «Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывно организованной деятельности (НОД)

«Экспериментальная деятельность в рамках STEAM образования». ВОЗДУХ. Старшая группа.

Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста.

Виды деятельности: игровая, коммутативная, познавательно-исследовательская.

Цель:

  • формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;
  • закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;
  • развивать наблюдательность;
  • учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Задачи:

  • учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  • расширить представление детей о свойствах воздуха;
  • развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Материалы и оборудование:

  • одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, пакеты на каждого, акварель, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся. (Дети стоят в кругу)

Игра на обращение

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Воспитатель: ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка). Вы хотите узнать, что у нее внутри? (открывает шкатулку, она пустая).

Дети: шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос его вдыхаем
И обратно выдыхаем.
Без него прожить никак,
Хоть невидим нам никак.

Дети: воздух!

Воспитатель: правильно, это воздух.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды- 15 дней, а без воздуха не может прожить и пяти минут. Давайте проверим.

  1. Эксперимент «Задержка воздуха»

Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Вы начали задыхаться. Чего вам не хватало? Воздуха. Дети, можем мы долго находиться без воздуха?

Дети: нет.

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.

Дети отвечают.

  1. Эксперимент «Поймай воздух»

Воспитатель: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутить пакеты. Что произошло с пакетами? Пакеты надулись. Что в них находиться? Воздух. Где можно использовать это свойства воздуха? Надувать матрац, спасательный круг.

Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в котором он находиться.

Дети, мы видим, что в пакете?

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: хорошо, давайте проверим, можно ли почувствовать воздух?  Подуйте через трубочку на свою ладошку, что почувствовала ваша ладошка? Движение воздуха - ветерок.

Воспитатель: а вы знаете, как можно увидеть воздух?

  1. Эксперимент «Увидим воздух»

Воспитатель: нужно взять трубочку, опустить один конец в стаканчик с водой, а в другой конец подуть. Что мы видим, ребята? Пузырьки воздуха. А теперь попробуйте подуть в стаканчик сильней, а потом слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Нет. Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть).

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

 Воспитатель: а можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

  1. Эксперимент «Узнай по запаху

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: посмотрите, а в них что - нибудь есть? (ответы).

Воспитатель: правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?

Воспитатель: действительно, пахнет апельсином.

 Воспитатель: ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).  Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы). Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.  Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Вывод: Воздух не имеет запаха, но он может его переносить.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Давайте попробуем нарисовать свою картину.

Воспитатель: сейчас мы с вами при помощи трубочек и воздуха будем рисовать. Показать технику гляксография: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. Дети рисуют.

Воспитатель: молодцы, ребята, какие у вас получились картины.

Воспитатель: ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Провели много опытов. А вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам понравился больше всего и почему? Что вы узнали сегодня нового для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Конспект аттестационного занятия Непосредственно образовательная деятельность Открытое занятие по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе. Выполнила: Воспитатель старшей группы «Очаровашки» Григорьева Ольга Ивановна

Конспект аттестационного занятияНепосредственно образовательная деятельность Открытое занятие по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе.Выполнила: Воспитатель старшей...

Конспект открытого занятия. Исследовательская деятельность на прогулке по теме «Воздух».

Цель. Создать условия для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи.Обучающие:- расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека;- познакомить детей с некотор...

«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность». Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе

laquo;Воздух, вода. Экспериментальная деятельность».Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе  «Вулкан»...

Открытое занятие (экспериментальная деятельность) "Не утонет в речке мяч"

Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:- познакомить детей со свойствами предметов путем исследовательской деятельности, установить различия между пре...

Конспект открытого занятия экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница вода»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.Задачи:воспитательная:1. Воспитывать бережное отношение к воде.2. Воспитывать у детей ...