Конспект НОД «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шишкина Ольга Владимировна

 

Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx481.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 «Наши пернатые друзья»

Средняя группа

Цель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.

Задачи

Образовательные: 

- Расширять представления детей о жизни птиц зимой, особенностях их внешнего вида, образа жизни и питания.

- Формировать понятия «Перелетные» и «Зимующие» птицы.

Развивающие:

- Развивать мыслительную и речевую активность детей.

- Совершенствовать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к природе, бережное и заботливое отношение к птицам, вызывать желание помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

- Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Птицы», беседы по ним.

- Наблюдение за птицами на прогулках и экскурсиях.

- Отгадывание загадок о птицах, чтение стихотворений, сказок.

Материалы и оборудование:

- Проектор

- Игрушка сорока Варвара

- Аудиозапись пение птиц

- Картинки «Перелетные», «Зимующие» птицы

- Волшебная палочка

- Разрезные картинки птиц

- Перья

-Кормушка

- Колоски пшеницы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД

Воспитатель: - Дети заходят в группу здороваются с гостями.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень

На планете целый день.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: - Дети, скажите, какое сейчас время года? (Дети - зима)

Слайд картинка зима

Воспитатель: - Молодцы. Правильно.

Воспитатель: - Ребята, а что можно сказать про зиму, какая она расскажите?

Игра «Волшебная палочка»

(Дети передают волшебную палочку и по очереди называют признаки зимы - холодная, морозная, лютая и т.д.)

Сюрпризный момент: Звучит музыка «Пение птиц»

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какой у нас сегодня необычный гость! Кто же это?

 Дети:- Сорока

(Воспитатель показывает игрушку - Сороку)

Воспитатель (обращаясь к игрушке):- Как же тебя зовут?

Ребята, нашу гостю, зовут сорока Варвара, она услышала, какие вы дружные ребята и ей очень захотелось с вами познакомиться. А еще она хочет узнать, что вы знаете про птиц.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста,  а все ли птицы улетели в теплые края?

 Дети: - нет

Воспитатель: - Дети, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

 Дети: - перелетные ( картинки)

Воспитатель: - А как называются птицы, которые остаются зимовать?

 Дети: - зимующие ( картинки)

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы должны отгадать перелетные это птицы или зимующие

                                                        Загадки.

На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
                               (Скворец)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, — а все же птица!
                                  (Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
                                              (Снегири)

Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.
                                  (Ласточка)

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
                                    (Жаворонок)


Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
                       (Сорока)

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали.

                               Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Воспитатель: - Ребята, давайте сороке Варваре покажем, как вы знаете перелетных и зимующих птиц. Разложите отдельно зимующих и перелетных птиц.

 (Зимующих птиц дети заселяют, где плакат – зима, кормушка, перелетных птиц – где небо, перелет птиц) 

Воспитатель: - Сейчас мы с сорокой Варварой проверим, правильно вы выполнили задание.

Воспитатель: - Назовите перелётных птиц.

 Дети:  – гусь, утка, кукушка, скворец и т.д.

Воспитатель: - А сейчас назовите зимующих птиц. 

Дети:  – снегирь, воробей, синица, ворона, сорока и т.д.

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных и зимующих птиц.

Воспитатель: - А сейчас ребята, сорока Варвара предлагает немного отдохнуть. Мы поиграем в  игру.                             «Четвертый лишний»

(Показываю детям по четыре карточке, дети называют кто лишний)

-Голубь, синица, муха и стриж.

Воспитатель: - Кто лишний? 

Дети: - муха

Воспитатель: - Почему? 

Дети: Муха - насекомое

Воспитатель:-Сорока, синица, ворона, утка

Дети: Утка - перелетная птица

Воспитатель:-- Гусьворобей, трясогузка, ласточка.

 Дети:  Воробей – зимующая птица

Воспитатель:--Кукушка, сова, лиса, скворец. 

Дети:  Лиса – дикое животное

Игровое упражнение «Сложи картинку»

(Картинки птиц разрезаны на четыре части - синица и снегирь.

Дети берут по одной части и собирают картинку)

Воспитатель: -  Дети, сорока Варвара приготовила для вас разрезные картинки, она предлагает вам собрать картинки, на которой изображены птицы.

Воспитатель: Скажите сороке Варваре, каких птиц вы собрали.

 Дети: - синица, снегирь)

Воспитатель: -  Молодцы, правильно. Сороке Варваре, понравились ваши ответы.

 Воспитатель: - А загадки, любите отгадывать?

 Дети: – да

Воспитатель: - Тогда внимательно слушайте.

Слайды (Дети отгадывают загадки, а на экране появляется отгадка)

- Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова)

- Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

- Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

- Кто из птиц самый лучший певец? (Скворец)

- Как называют домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

- Как зовут птицу с высоким хохолком? (Свиристель)

Воспитатель: - Молодцы, на все вопросы сороки Варвары вы ответили правильно. 

Воспитатель: - А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (дети прыгают)

Крошки птички собирают. (клюют)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают, садятся)

Воспитатель: - Дети, а птицы отличаются от животных?          

 Дети: - да.

Воспитатель: Чем? 

Дети: (У птиц есть крылья, они умеют летать. Тело птицы покрыто перьями. У птиц есть клюв, с помощью которого они едят.)

Воспитатель: - Правильно.

Воспитатель:- Дети, как вы думаете, в какое время года птицам легче живется? 

Дети – летом.

 Воспитатель: А труднее?

 Дети: – зимой.

Воспитатель:- А почему?

 Дети: -  потому, что холодно

Воспитатель:- Что защищает птиц от сильных морозов зимой?

Воспитатель ставит проблему:

Воспитатель:- Не знаете? А хотите узнать?

 (предлагаю детям сесть за стол и определить на ощупь, что лежит под салфеткой)

Воспитатель:- Догадались?

Воспитатель:- Хотите проверить свои догадки? (уберите салфетку)

Воспитатель:- Что же это?

 Дети: - перья птиц.

Воспитатель:- Возьмите перышки в руки. Какие перышки?

Дети: - маленькие, пушистые, длинные, короткие, легкие)

Воспитатель:- Как вы думаете, какие перья помогают птице летать?

Дети: - длинные, большие.

Воспитатель:( Показывает  длинные перья) Это маховые перья, они помогают птицам летать.

Воспитатель:- А как вы думаете, какие же перья лучше согревают тело птицы?

Дети: - маленькие, пушистые.

Воспитатель:- Почему? 

Дети:- их много и они пушистые

Воспитатель:- Правильно, это пуховые перьяони лучше согревают тело птицы.

Воспитатель:- Дети, а вы знаете, чем питаются птицы? 

Дети: - зернышками, жуками, червячками, мелкими грызунами.

Воспитатель:- Кто помогает птицам выжить зимой?

 Дети: - люди.

Воспитатель:- Как заботятся люди о птицах?

 Дети: - развешивают кормушки, кормят.

Воспитатель:- Дети представьте, что бы могло случиться, если бы не было птиц?

 Дети: - будет непривычно тихо, не будет пения птиц, расплодятся вредные насекомые, мелкие грызуны-вредители, погибнут деревья, пропадут посевы на полях и в огородах)

Воспитатель:Правильно, а сорока Варвара обращается к вам с просьбой, не забывайте кормить птиц зимой, когда птица сытая, ей тепло. Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей. 

Воспитатель:- Ребята, Даша выучила стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» автор Александра Яшина.

                            Сейчас Алиса  расскажет.  

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. 

Воспитатель:Ребята, сейчас, я предлагаю вам рассказать сороке Варваре, что вам понравилось, что вы узнали нового на занятии.

(Дети передают колосок и рассказывают, что узнали и что понравилось)

Воспитатель:- Дети, сороке Варваре понравилось у нас в гостях, она пришла к нам в гости с подарком. Она просит нас, чтобы мы на своем участке, повесили вот такую кормушку и не забывали наполнять ее кормом для птиц. Обещаем сороке Варваре, что будем кормить птиц. 

Дети: - да  

Воспитатель:- Молодцы.

Воспитатель:- Давайте, сороке Варваре скажем спасибо и попрощаемся с ней. 

Дети – спасибо, до свидание.

Сюрпризный момент: сорока Варвара  принесла угощение для детей.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\аппликация\72cb5a05-482f-55dc-9297-3a5b29bc40ce.jpg                     C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\аппликация\23b670961fe558b582f9c24d8d2a0f52.png

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\аппликация\1153.jpg                      C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\аппликация\de270e0358fec73d5627ff1873d335f8.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Наши пернаты друзья"

Представлен конспект НОД с детьми среденей группы...

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе д/сада "Наши пернатые друзья".

Задачи занятия:Образовательная:создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей. Развивающая:создавать условия для сове...

Конспект ООД "Наши пернатые друзья"

Конспект ООД "Наши пернатый друзья" средняя группаЦель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах....