Конспект занятия "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Расширить знания детей о птицах;
Закрепить знания о перелетных птицах;
Воспитывать заботливое отношение к ним.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, аппликации.
«Наши пернатые друзья – перелетные птицы!»
Цель занятия:
Обогащение и систематизирование знаний об окружающем мире .
Задачи:
Расширить знания детей о птицах;
Закрепить знания о перелетных птицах;
Воспитывать заботливое отношение к ним.
Закрепить обобщающие понятия.
Обучать развернутому высказыванию.
Упражнять в вырезании птиц.
Развивать координацию движения руки и творческие способности.
Материал:
Плакат с изображением перелетных птиц;
Плакат с изображением природы ;
Разрезные картинки;
Схема описательного рассказа;
Угощение для детей (конфеты «Ласточка») ;
Шапочки для детей с героями сценки (черепаха, улитка, лягушка, ворон, заяц.);
Листы белой бумаги, карандаш, клей и ножницы на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц;
Наблюдение за птицами на прогулке;
Беседы о перелетных птицах;
Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
Ход занятия.
Стали дни холоднее,
Поспевает брусника,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
А. Плещеев.
Воспитатель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы). Загадки:
Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица….грач.
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день…скворец.
Спереди – шильце,
Сзади – вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу – белое полотенце.
(Ласточка.)
Перелетные птицы (грач, ласточка, аист, соловей ,кукушка ,скворец ).
2. Воспитатель.
Давайте вспомним , покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост). Чем покрыто тело птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)
3. Конкурс «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей…..
У аиста длинная шея, а у кукушки….
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач….
5. Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
6.Воспитатель.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.
7. А теперь поиграем! «Как говорят птицы».
Воробей – (чирикает)
Кукушка - (кукукает)
Ворона - (каркает)
Курица - (квохчет)
Утка - (крякает)
Соловей - (поет)
Сорока- (трещит)
8. Воспитатель.
А теперь образуем две команды. У каждой команды есть на столе конверт, в котором разрезная картинка. Вы ее собираете и о той птице, которая вам попалась, вы должны составить по схеме небольшой рассказ. Молодцы!
9. Воспитатель.
Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. Воспитатель на доске схематически изображает, как улетают птицы.
У вас на столах есть листы белой бумаги ,карандаш и ножницы, давайте сделаем журавликов . (Складываем лист пополам, рисуем журавлика. Воспитатель рисует на доске. По контуру вырезаем и крепим клином на плакате природы).
10. Какие вы знаете сказки с названием птиц?
«Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди».
11. Сценка «Осенние разговоры»
Черепаха. Слышишь, улитка?
В дальние страны
Ветер уносит птиц караваны.
Видишь их? Взмыли они в небеса.
Тихими станут наши леса.
Как хорошо нам без их трескотни
В долгие ночи, зимние дни!
Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?
Спряталась в домик. О чем ты грустишь?
Улитка. Нет, Черепаха, зимою и летом
Я не скучаю в домике этом.
Скромно живу и не знаю, бывает,
Кто улетает, а кто прилетает.
Что ж тут грустить? Но другие иначе…
Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?
Лягушка. Вот насмешили! Вот чудаки!
Аист меня сторожил у реки.
Он улетел, и, скажу вам, друзья,
Только теперь успокоилась я.
Квакаю громко и не боюсь,
Что у него в животе окажусь.
Слышите, каркает Ворон на ели?
Ворон жалеет, что все улетели.
Ворон. Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?
Здесь я остался лучшим певцом.
Слушайте дивную песню мою.
Сладок мой голос, когда я пою.
Заяц. Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?
Певчие птицы нам пели послаще.
Только они улетели на юг,
Голо и тихо стало вокруг.
Грустная осень пришла на поля,
Снегом покроется наша земля.
Лес золотой осыпает листву.
Я одиноко и скучно живу.
Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,
С вашими песнями станет теплей.
Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки».
12. Итог занятия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
Не забывайте, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять .
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Пернатые друзья"
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. Чтение стихотворения по теме, рассматривание картинок, непосредственно - образовательная деятельность, лепка птиц. Обсуждение с детьми, проде...

Конспект НОД "Пернатые друзья"(старшая группа)
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим о птицах...
Конспект НОД " Пернатые друзья" по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности
Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера, используя схемы. Совершенствовать монологическую речь. Упражнять детей в подборке к существительному прилагательных, глагол...
Конспект ННОД « Пернатые друзья»
Конспект ННОД« Ребенок и окружающий мир» по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»в старшей группе . Образовательная область «Познаватель...



