Конспект НОД " Пернатые друзья" по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Формировать умение составлять небольшой  рассказ творческого характера, используя схемы. Совершенствовать монологическую речь. Упражнять детей в подборке к существительному прилагательных, глаголов. Закрепить умение классифицировать птиц (перелетные и зимующие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно  образовательной деятельности.

Ковалевой Светланы Петровны  

Тема: « Пернатые друзья»

Группа: Старшая  группа компенсирующей направленности

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цели:

Обучающая: Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера, используя схемы. Совершенствовать монологическую речь. Упражнять детей в подборке к существительному прилагательных, глаголов.  

Закрепить умение обобщать и классифицировать птиц (перелетные, зимующие)

Развивающая:  Развивать речь, внимание, мышление

Воспитательная:  Воспитывать любовь к природе. Формировать  общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками.

Планируемые    целевые  ориентиры:

 Ребенок имеет элементарные представления о птицах, их характерных особенностях.  Ребенок обладает развитым воображением, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей. Развита мелкая моторика рук.          

Предварительная работа.  

Наблюдение на прогулке за птицами  в природе, рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок  о птицах.

Технологии:  игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Этап, его

продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление зрительного, слухового контакта…

«От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется».

Дети отвечают готовностью к занятию.

Стихотворение

Создан психологический настрой

Мотивационно – побудительный

2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

«Кто-то скачет вдоль дорожки,

Семечки клюет и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!»

-Крикнул другу... (воробей)»

Создание проблемной ситуации « Как вы думаете, кто оставил  следы на столе?»

Дети отгадывают загадку.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Загадка.

Сформирована цель, внутренняя мотивация к деятельности

 Актуализация,

2-4мин

Актуализация имеющихся знаний и

представлений о

птицах.

Создание  ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Каких птиц вы знаете? Почему они  так называются?

Каких птиц видели на участке зимой?

 Как заботились вы о птицах зимой?  

Провожу пальчиковую гимнастику  «Зимние птицы»

Дети рассказывают,  вспоминают стихи про птиц

Выполняют движения,

проговаривают слова

 

Беседа

пальчиковая гимнастика

Активизировать имеющие знания

 детей  о птицах. Создали   ситуацию  для  получения новых умений.

Развитие мелкой моторики

Воспроизведение

8-10мин

Закрепление знаний, полученных на предварительном этапе подготовки.

Но к нам  на занятие  прилетело много птиц. Какие это птицы?

Дидактическая игра « Помоги птицам»

 Дети разбирают карточки.

Выполняют правила

 

Игра

Взаимодействуют друг с другом

Классифицируют птиц на перелетных и зимующих

Динамическая пауза, 1-2мин

( физминутка)

Смена вида деятельности,

предупреждение утомляемости.

 Физминутка

«Перелетные птицы»

 

Самостоятельно выполняют движения

Музыкальная заставка.

Снятие физического  и эмоционального напряжения

Практическая работа,

5-10мин

 

Применение знаний,

навыков и умений.

Игра «Четвертый лишний»

Возьмите ту птицу, которая вам больше  всего понравилась, и расскажите о ней  с помощью схемы–описания.

Дать образец рассказа.

Организация взаимодействия  для достижения цели.

Соблюдают правила игры

Оказываю помощь при составлении описательного рассказа.

Практическая работа

Воспроизведение информации необходимой  для успешного освоения  нового материала.

Рефлексия.

3 мин

 

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Подведение итогов НОД

Оцените свою работу: «Ситуация успеха»:

«Смайлик смеется»- я хорошо работал;

«Смайлик улыбается»- я старался , но не все получилось;

«Смайлик грустный» - я сегодня работал не в полную силу

Дети вспоминают цель и задачу, которая стояла перед ними, оценивают, чей рассказ был наиболее интересен.

Беседа

 Сформированы элементарные навыки самоконтроля.

Заключительный этап

2мин

 

Формирование умений слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД.

Делаю вывод

Дети повторяют перелетных и зимующих птиц.

Беседа

Сформированы умения слушать педагога;

Подвели  итоги НОД, обобщили полученные ребёнком знания, умения и навыки.

Сформирован интерес к содержанию НОД.

 

Пальчиковая гимнастика «Зимние птицы»

Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Физкультминутка Перелетные птицы

 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Дидактическая игра « Помоги птицам»

Правила:  Разложить птиц в таком порядке, перелетных  – к солнышку, зимующих    складывают около кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей, подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : "КОТ , ЛИСА И ПЕТУХ"

Действующие лица: Сказочница Кот Лиса Петух Задачи: Образовательные: рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе ФГОС; обе...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме : "Моя семья"

конспект занятия по речевому развитию с детьми с нарушением речи на тему : "Моя семья"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»

Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само...

Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности

конспект логопедического занятия на тему "День победы"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков...