Проект Забытые игры.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Беликова Любовь Геннадьевна

Выяснить, почему старые русские игры оказались забытыми. Найти ответы на вопросы – что такое игра, какую пользу она приносит детям она, какие предметы использовались в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zabytye_igry.docx192.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Едэйко», г. Лабытнанги

Проект

Забытые игры.

Возраст детей:  6 – 7 лет

C:\Users\toshiba\Desktop\image093.jpg

                                                                                                 Выполнила  воспитатель:  

                                                                                           комбинированной группы №1

                                                                                             Беликова Любовь Геннадьевна

г. Лабытнанги

2020 г.

                                                                                                                                                         2                                                      

 «.… через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…»
 

  Е. А. Покровский.

Аннотация

Цель проекта – выяснить, почему старые русские игры оказались забытыми. Найти ответы на вопросы – что такое игра, какую пользу она приносит детям она, какие предметы использовались в игре.

     Задачи:

1.  Найти изучить материалы о том, что такое игра.

2. Ознакомиться с описанием старых русских народных игр в разной литературе.

3.  Выяснить какую пользу приносят игры.

4.   Познакомить детей в детском саду с забытыми играми.

5.  Изготовление сундучка с атрибутами к народным играм.

6.  Оформление пособия   «Забытые игры».

Изготовление книжки – малышки с описанием русских народных игр.

        Методы и приёмы:

  1. Работа в сети Интернет.
  2. Посещение библиотеки.
  3. Опытная деятельность в детском саду.
  4. Наблюдение.

Вывод: народные игры оказались забытыми, потому что ребят никто не учит играть в лапту, в казаки-разбойники и другие игры. У детей появилось много других интересных увлечений (телевидение, компьютеры, планшеты), дети проводят время в специально организованных детских клубах, получают дополнительное образование в разных школах. У ребят мало свободного времени.

          А вот что пишет автор книги «Вспомним забытые игры» С. К. Якуб. «Многие, очень многие мальчишки не вернулись с войны. Кто знает, может быть, это одна из причин того, что после войны стали забываться старые русские игры. А может, и потому, что жизнь в тылу в годы войны, да и в первые после военные годы, была трудна,  наполнена недетскими заботами. В общем, было не до игр. Вот и образовался промежуток  лет в десять, выросло военное поколение ребят, почти не знавших, позабывших не по своей воле игры, и многовековая традиция разорвалась». (2. С. 8)

 Народные игры особенно важны, потому что они часть нашей культуры, и довольно значительная часть жизни нашего народа, наших предков, которую нельзя забывать!  

                                                                                                                                                         3                                                                                          ллллл1. Введение.

лллллОднажды в детском саду воспитатель сказала: «Ребята, давайте разучим с вами одну забытую русскую народную игру, называется она «Горелки». 

C:\Users\toshiba\Desktop\Всё к проекту забытые игры\0_9b6b6_83eac93a_orig.jpg

Игра нам очень понравилась. Нам стало интересно, почему эта игра оказалась забытой, что обозначает слово игра. Мы решили прочитать в энциклопедии, что такое игра. «Игра, играть. 1.Резвясь, забавляться, развлекаться. 2. Проводить время в каком-нибудь занятии, служащим для развлечения, отдыха, для соревнования в чём-нибудь». (1. С. 304).

        У меня возникло много вопросов, и я решила найти на них ответы.

         1. Что такое игра?

2. Почему русские народные  игры оказались забытыми?

3. В какие игры играли наши бабушки и дедушки?

4. Какую пользу приносят игры?

5.  Какие считалки использовали перед игрой?    

6.  Какие приспособления использовались в игре?

Таким образом, передо мной встала проблема: я мало знаю о русских народных играх, не знаю, какие считалки использовались перед началом игр; какие приспособлениями  использовались  в играх.

Актуальность темы в том, что  узнав о забытых играх, мы сможем проводить больше времени на свежем воздухе, развиваться физически. Мы научим других ребят этим играм для того, чтобы они не вели вредный для здоровья сидячий образ жизни, играя в  настольные  игры, видеоигры, компьютерные игры.

         Объект исследования: забытые игры.

Предмет исследования: старые русские народные игры; считалки, которые использовались перед началом игр; предметы которые использовались в этих играх.

Гипотеза состоит из следующих предположений: 

  1. Предполагаем, что изучив материалы энциклопедии и другой литературы, узнаем, что такое игра и какие игры оказались забытыми.

                                                                                                                                          4

  1. Предполагаем, что мы найдём описание старых народных игр в книгах, и о них нам расскажут родители, бабушки, дедушки.
  2. Предполагаем, что мы разучим старые игры и считалки, научим своих друзей в них играть, и они им понравятся.

4. Предполагаем, что мы сможем изготовить сундучок для атрибутов, которые лллиспользуются в играх и оформим пособие   «Забытые игры».

5. Предполагаем, что игры оказались забытыми, потому что старшие товарищи не передавали знания о них.

           

          2. Описание работы.

 2.1.  Что такое игра? 

 Слово «игра» появляется с самых древнейших времён. Римляне связывали игру с радостью и весельем, древние евреи – с шуткой и смехом. Только древние греки называли игрой поведение детей, и дословно слово «игра» переводилось как «предаваться ребячеству». В старые времена на Руси существовало около трёх тысяч игр. (2. С. 5) В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, физических умений и навыков.  (2. С. 7)

           Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.

       

          2.2 Этапы работы.

          Почему русские народные игры оказались забытыми?  

 Вот что по этому поводу пишет автор книги «Вспомним забытые игры» С. К. Якуб. «Многие, очень многие мальчишки не вернулись с войны. Кто знает, может быть, это одна из причин того, что после войны стали забываться старые русские игры. А может, и потому, что жизнь в тылу в годы войны, да и в первые после военные годы, была трудна,  наполнена недетскими заботами. В общем, было не до игр. Вот и образовался промежуток  лет в десять, выросло военное поколение ребят, почти не знавших, позабывших не по своей воле игры, и многовековая традиция разорвалась». (2. С. 8) .    

           В какие игры играли наши бабушки и дедушки?

                                                                                                                                                5

 Чтобы узнать в какие игры, играли раньше, мы пригласили к нам детский сад «Дитя войны», ветерана труда Галину Алексеевну Акинину. Родилась она в 1930 году.  Бабушка рассказала много интересного о своей нелёгкой жизни.  Мы спросили, о том, в какие игры она играла в детстве, какие раньше были игрушки. Галина Алексеевна сказала, что многие игры, в которые она играла в детстве,  оказались сейчас забытыми современными детьми. «Весёлые подвижные народные  игры – это моё детство.  Помню наши любимые игры - прятки, салочки, ловишки, пятнашки, жмурки, колечко, горелки, лапта, вышибалы!» Многие названия этих игр нам оказались не знакомы, нам захотелось узнать правила этих игр. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Галина Алексеевна рассказала о правилах этих игр и сказала, что они созданы народом так же, как сказки и песни. 

          Какую пользу детям приносят игры?

лллллИгры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается ловкость, внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении.  Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Игры полезны для здоровья.

            Какие считалки использовали перед игрой, откуда они взялись?                                                                                                                                                                        ллллл«Всяких считалок на Руси было великое множество. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре…. Вот несколько простых считалок. Сначала одна из самых старинных, дошедших до моего детства ещё с прошлых веков. «Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто украл? Родион. Выйди вон!». И ещё про зайца. «Бегал заяц по болоту, он искал себе работу. Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл». (2. С. 11) «На золотом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, Королевич,                                                                                                                                                             ллллллСапожник, портной. Кто ты будешь такой?»  (2. С. 13) «Катилася торба с великого горба, что в той торбе? Хлеб – поленница. Кому доведётся, тому и водиться». (2. С. 12)   «А сочиняли считалки сами же ребята в разные времена. Так они передавались из поколения в поколения. Чем больше будете знать считалок, тем веселее станут ваши игры». (2. С. 15)   

                                                                                                                                                       6                                                                                 ллл6 лл         ллллллПриспособлениялдлялигр.                                                                                        ллллл«Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, скакалки, обручи, вожжи, кегли, серсо, бильбоке, летающие колпачки». (3. С. 7) Некоторые приспособления нельзя купить в магазине, поэтому мы с  родителями сделали  атрибуты к играм:  мячи, колокольчики, ленточку с колечком и др.

ллллл2.3.лЭкспериментальнаялдеятельность.                                                                           ллллл1 опыт. «Наблюдение за детьми во время игр. Нравятся ли детям старые игры?»                                                               лллллВо время прогулок и в свободное время в группе мы предложили детям поиграть в разные народные игры. Ребята с удовольствием играли и запоминали правила этих игр.       лллллВывод: все русские народные игры детям понравились, и они играли с удовольствием в прятки, салочки, ловишки, пятнашки, жмурки, колечко, горелки, вышибалы!  

  2 опыт. «Сможем ли мы сделать сундучок для  атрибутов и приспособлений, используемых в игре».

Материал: коробка, клей, бумага, ножницы.

Мы захотели сложить все атрибуты к играм в одно определённое место, поэтому решили сделать сундучок. Обклеили картонную коробку красивой бумагой, сделали крышку. Назвали  сундучок – «Сундучок наш дружок».                                                                                                                                                

Вывод: мы смогли сделать сундучок для атрибутов. Очень удобно, когда нужные вещи лежат в одном месте.

           Опыт №3. «Опрос родителей»          

 Мы спросили у родителей, у бабушек и у дедушек: «Почему  старые русские игры оказались забытыми?» Разные мнения высказывали взрослые. Некоторые родители считают, что дети загружены домашними заданиями, кроме того дети посещают после школы разные кружки по интересам, спортивные секции, получают дополнительное образование. Некоторые взрослые считают, что на улицах и во дворах появилось много машин, родители переживают за безопасность своих детей. Раньше у ребят было мало игрушек, не было телевидения, компьютеров, поэтому дети с удовольствием играли на улице. Сейчас старшие товарищи на улице не учат их играть в подвижные игры.  

Вывод: Большинство взрослых считают, что ребят никто не учит играть в лапту, в казаки-разбойники и другие игры. У детей появилось много других интересных увлечений (телевидение, компьютеры, планшеты), дети проводят время в специально

                                                                                                                                                7                                                                                                          

организованных детских клубах, получают дополнительное образование в разных школах. У ребят мало свободного времени.

          3. Заключение.

После проделанной работы  можем сказать, что все наши гипотезы подтвердились.            

Итак, теперь мне стало ясно, почему старые народные игры оказались забытыми.   Родители, бабушки, дедушки подтвердили наше предположение о том, почему игры оказались забытыми -  старшие товарищи не передают знания о них. Изучив материалы энциклопедии и другой литературы, узнали, что такое игра и какие игры оказались забытыми.

Мы нашли описание старых народных игр в книгах. Нам рассказали про них родители, бабушки, дедушки.                                                                                                                                                

Мы разучили старые игры и считалки, научили своих друзей в них играть. Все русские народные игры детям понравились. Они играли с удовольствием в прятки, салочки, ловишки, пятнашки, жмурки, колечко, горелки, вышибалы!                                                                                                                                        

          Мы смогли изготовить сундучок для атрибутов, которые используются в играх. Оформили пособие   «Забытые игры» и подарили ребятам в детском саду. 

 «Ведь народные игры – это часть нашей культуры, часть, и довольно значительная, жизни нашего народа, наших предков, которую грех нам забывать! К тому же игры – это такое же народное творчество и народное богатство, как старинные песни и обряды. Но если хорошие песни появляются до сих пор, то новых детских игр во дворах что-то совсем мало видно. Это и понятно. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский писал, что «…придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека». Да и зачем придумывать, когда такое множество драгоценных народных игр уже существует? Так не лучше ли нам не забывать наши старые добрые игры?» (2. С.153)

  Нам важно изучить старые русские игры, а за тем научить играть в них ребят из нашего сада, а ребята научат своих друзей, а те в свою очередь научат других детей, так  игры будут передаваться от поколения к поколению. Важно, чтобы игры не забылись, ведь они тоже являются частью нашей культуры, как русские народные песни, танцы.

          Для того чтобы мы не  забывали русские народные игры, мы хотим предложить всем желающим  поиграть в  игру «Колечко».

                  К нам сюда скорее просим,

    Подходи честной народ.

Веселиться начинаем,

   Игра забавная вас ждёт

                                                                                                                                               8

Используем старую считалку, чтобы выбрать водящего: «На золотом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, Королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?»  (2. С. 13). «Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге, сколько ему надо гвоздей, говори поскорей». (2. С. 13)

.

Список литературы:

         1.  Ожегов С. И., «Словарь русского языка», Москва «ОНИКС», 2007 г

2. Якуб С. К., «Вспомним забытые игры», Москва, «Детская Литература», 1990 г. 

3. Миронова Р. М., «Игра в развитии активности детей», Минск «Народная асвета» 1989.  

4.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии. 

5.   Источник: http://shkolazhizni.ru/school/articles/20112/



http://ads.adfox.ru/224316/getCode?p1=bngvu&p2=v&pe=b&pfc=vepy&pfb=deiwu&pr=erqbkqy  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Забытые игры"

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение,  укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знаком...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Проект "Забытые дворовые игры"

Дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры в которые играли не только родители , но и дедушки с бабушками. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык , помог...

Презентация детского исследовательско-творческого проекта"Забытые игры моих родителей"

                                 Современные дети всё меньше времени проводят с друзьями , играя в различные...

проект«Забытые игры нашего двора»

образовательный проект...

Проект «Забытые народные подвижные игры наших предков» (подготовительная группа)

АктуальностьОдной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соотв...

Проект Забытые игры.

Цель проекта – выяснить, почему старые русские игры оказались забытыми. Найти ответы на вопросы – что такое игра, какую пользу она приносит детям она, какие предметы использовались в игре....