Особенности образовательной деятельности по познавательному развитию
занимательные факты по окружающему миру

Кайсарова Венера Закировна

Главными целями познавательного развития детей 4—5 лет являются:

•стимулирование любознательности, активности в познании окружающего мира, желания узнавать новое;

формирование познавательных практических и мыслительных действий (умение обследовать, выделять главные признаки, особенности, отличия, сопоставлять, группировать и т. д.) с участием всех органов чувств как основных инструментов познания;

формирование первичных представлений об окружающем мире, свойствах предметов, пространстве и времени, природе, обществе, малой родине и

Отечестве, о себе самом и окружающих людях;

•приобщение к социокультурным ценностям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ д,'с №12З

Кайсарова Венера Закировна

г. Калинингрщц 2020

Цели, задачи и содержание области «Познавательное развитие» в средней группе ДОУ

Главными целями познавательного развития детей 4—5 лет являются:

•стимулирование любознательности, активности в познании окружающего мира, желания узнавать новое;

формирование познавательных практических и мыслительных действий (умение обследовать, выделять главные признаки, особенности, отличия, сопоставлять, группировать и т. д.) с участием всех органов чувств как основных инструментов познания;

формирование первичных представлений об окружающем мире, свойствах предметов, пространстве и времени, природе, обществе, малой родине и

Отечестве, о себе самом и окружающих людях;

•приобщение к социокультурным ценностям своего народа.

Для осуществления этих целей в примерных образовательных программах предусмотрен ряд более узких задач, а образовательная область разделена на 5 направлений:

формирование элементарных математических представлений (ФЭ№Ш)•,

•развитие познавательно-исследовательской деятельности;

•ознакомление с предметным окружением;

•ознакомление с социальным миром;

•ознакомление с миром природы.

Работа по всем пяти направлениям познавательного развития ведётся как во время непосредственной образовательной деятельности (НОА, так и в режимные моменты — во время прогулок, выполнения закаливающих и гигиенических процедур, трудовой деятельности, дидактических и подвижных игр и т. д.

Методы мотивации дошкольников

Чтобы дети на занятии были активны, увлечены, необходимо создать естественную мотивацию, отвечающую их интересам и в то же время простую, понятную, логически обоснованную на протяжении всего занятия. Вряд ли непоседливый почемучка четырёх лет увлечётся деятельностью, если воспитатель предложит; «Ребята, давайте посчитаем, сколько зайчиков на рисунке. А теперь давайте нарисуем морковку для зайчиков». Нарисовать морковки и пересчитать зайчиков дошкольник сможет и в свободное время, когда появится такое желание, Познание мира, етх) законов и правил необходимо для гармоничного формирования личности. Природа наделила дошкольников такими качествами, как любопытство и жажда исследования. Направить присущие ребёнку энергию и любознательность в полезное русло, сделать их инструментами подготовки ко взрослой жизни — одна из задач, стоящая перед нами — педагогами -дошкольниками. Но не менее важно открыть ребёнку радость познания нового.

Значение познавательного развития детей 4—5 лет

Важность познавательного развития детей с самого раннего возраста определяется целью всей системы образования в наши дни.

Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную Деятельность.

Дошкольное образование — фундамент, на котором будут строиться такие необходимые умения (компетенции) человека, как:

•общение с окружающими, родственниками, коллегами, друзьями;

•поведение в обществе и природном окружении согласно нравственным нормам, правилам, целесообразности;

успешное овладение новыми знаниями и применение их на практике, выбор и освоение профессии; устройство личной жизни, быта, выбор хобби, творчества.

Знания, умения и навыки, которые получат Дети в возрасте до 7 лет, значительно повлияют на их взрослую жизнь. Именно поэтому так важно наполнить Дошкольное Детство разнообразной полезной Деятельностью и яркими впечапиенињии, сДетать его счастливым и незабываемым периоДом для ребёнка.

Как известно, основным видом деятельности дошкольника является игра. Но играет малыш не только ради развлечения и забавы. Игра — сформированный в процессе эволюции инструмент познания окружающего мира.

Для того чтобы наиболее полно, всесторонне и систематически знакомить дошкольников с явлениями и объектами окружающего мира, и предназначена образовательная область «Познавательное развитие». Большое значение познавательное развитие приобретает в средней группе ДОУ, на пятом коду жизни детей. Именно в этом возрасте ребята становятся неутомимыми «любознайками», а вопросы «Почему?» и «Зачем?» они задают чуть ли не ежеминутно.

Такая тяга к познанию обусловлена качественным изменением мыслительных процессов. Кризис «трёх лет» миновал, ребёнок осознал и принял себя, своё Я. Значительно расширяется кругозор, улучшается память. Появляется способность воспроизводить прошедшие события (припоминание), предвкушать события будущие или желаемые (воображение) Внимание также выходит на новый уровень: становится произвольным. Ребёнок способен запоминать нужную информацию осмысленно, если это действительно необходимые и интересные для него сведения.

Среди других важных приобретений возраста отмечают: Совершенствование мелкой моторики. Детям становится гораздо проще сооружать постройки из конструктора, рисовать по замыслу и образцу, лепить, изготавливать поделки.

•Развитие крупной моторики, ловкости, координации движений.

Стремительное развитие речи. Малыш говорит много, охотно общается. Результатом речевой активности становятся импровизированные песенки, сказки, стихи.

Стремление к соревновательности, лидерству. В детских коллективах 4—5леток становится заметен ребёнок, берущий на себя главные роли, умеющий заинтересовать сверстников.

Существенным шагом вперёд в развитии является пераоД от наглядноДейственного МЫШЛиИЯ к нагляДно-образнаму. В раннем Дошкольном возрасте ребёнку, чтобы составить представление о предмете и его свойствах, необхоДимо было виДеть этот преДмет и оперировать нИм. С формированиаи нагляднообразного МЫШЛЕНИЯ Дошкольнику Достаточно увиДеть предмет, вспомнить его своиства, чтобы преДставить, что произойДёт в ситуации с использованием такого предмета. К примеру, на занятии конструированием дети строят мост для игрушечной машины. На опоры-кубики нужно положить Длинную узкую пластину. Подходит ли для этой цели полоска картона (бумаги)? А пластина из фанеры? Ответ на этот вопрос трёхлетки отыщут, попробовав оба варианта на практике, а Детям средней группы Достаточно увиДеть палоску и пластину, чтобы ответить правильно.

Но если в группе появится мама-зайчиха с трогательным рассказом о том, что у неё есть четверо непослушных зайчат и все они разбежались, а один потерялся, то дети с удовольствием примутся пересчитывать зверят, помогая отыскать потерявшегося и успокоить зайчиху. Потом маленькие математики выстроят зайчат по росту на прогулку и определят, какого цвета штанишки у самого высокого и самого низенького зайки. Логическим продолжением деятельности будет создание «вкусного угощения» для заячьей семьи: рисование сочных морковок. На этом комплексном занятии мотивацией служит вхождение ребёнка в сказку, приключение, а также моральная составляющая: оказание помощи персонажу.

Для мотивации познавательной деятельности могут использоваться:

•Проблемные ситуации. «У лисы растаяла по весне её ледяная избушка, осталась лиса без дома. Из каких же материалов надо строить дом, чтобы он стоял долго? Нужно помочь лисе, объяснить, чем отличаются лёд и кора дерева, камень и бумага, ветки и ткань, и подобрать для её домика лучший материал».

•Загадки, ответы на которые можно найти, выполнив ряд заданий. На такой мотивации строятся популярные сейчас занятия-квесты. Дети находят у входа в группу конверт с загадкой, а потом ищут в помещении предмет или конверт с изображением отгадки, выполняют следующее задание и т. д. Квесты можно выносить на свежий воздух, если количество детей в группе не слишком велико (12—16) или коллектив воспитанников делится на подгруппы. •Чтение художественных произведений и беседа по прочитанному сюжету. «Ребята, я нашла в нашей волшебной книге чудесное стихотворение о зиме. Его автор — замечательный поэт А. С. Пушкин. Он очень любил родную природу и её красоту. Давайте послушаем стихотворение и наидём красивые слова, которыми поэт описывал явления зимы. А какие ещё зимние явления вы знаете? Что дарит нам зима?».

На пятый год жизни приходится пик познавательно-исследовательской активности ребёнка, и главная задача педагогов — поддержать естественный интерес малыша, вызвать у него желание узнавать окружающий мир во всём его разнообразии и красоте.

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений

дошкольников.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка. что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание. память, мышление. воображение малыша. Играя. ребенок может приобретать, новы знания, умения. навыки. развивать способности. подчас не догадываясь об этом

К ВТ,КНеЙШНМ свойствам игры относят тот факт. что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях. на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти. всегда добровольно. без принуждения

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка. приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....